2.1. Субъекты банковской конкуренции
Конкуренция – соперничество, в ходе которого соревнующиеся стороны, заинтересованные в достижении одной и той же цели, стремятся победить, опередить своего визави.
Сферы конкуренции:
-
природа;
-
естественный отбор животных и растений, борьба за выживание;
-
спорт;
-
состязания отдельных спортсменов и команд;
-
политика;
-
борьба за голоса избирателей, за политическую власть;
-
повседневная жизнь;
-
межличностное соперничество при поступлении в учебное заведение, при продвижении по службе, при участии в различных викторинах и конкурсах;
-
духовная сфера;
-
соперничество различных религий, музыкальных стилей и т.д.;
-
экономика;
-
экономическая (рыночная) конкуренция.
Рыночная конкуренция – соперничество рыночных субъектов (продавцов или покупателей), заинтересованных в достижении одной и той же цели (продажа или покупка товара с максимальной выгодой).
Признаки конкуренции:
-
существование рынков с альтернативными возможностями выбора для покупателей (продавцов);
-
наличие большего или меньшего количества покупателей (продавцов), соревнующихся между собой и использующих различные инструменты рыночной политики;
-
чередование применения этих инструментов одними конкурентами и ответных мер других конкурентов.
Специфика банковской конкуренции определяется:
-
во-первых, спецификой участвующих в банковской конкуренции субъектов;
-
во-вторых, средой, в которой осуществляется банковская конкуренция.
Субъекты банковской конкуренции:
-
коммерческие банки;
-
небанковские кредитно-финансовые институты;
-
нефинансовые организации.
Коммерческие банки – денежно-кредитные предприятия, находящиеся на нижнем уровне двухуровневой банковской системы и занимающиеся оказанием на платной (коммерческой) основе банковских услуг физическим и юридическим лицам в условиях рыночной конкуренции с другими коммерческими банками.
Виды коммерческих банков:
-
универсальные банки;
-
специализированные банки, в том числе:
-
сберегательные;
-
ипотечные;
-
инвестиционные;
-
клиринговые;
-
отраслевые и др.
-
Небанковские кредитно-финансовые институты – учреждения, формально банками не являющиеся (не имеющие банковской лицензии), но основная деятельность которых связана с оказанием финансовых услуг и осуществлением операций, во многом аналогичных банковским.
Виды небанковских кредитно-финансовых институтов:
-
кредитные кооперативы;
-
ломбарды;
-
лизинговые компании;
-
факторинговые компании;
-
форфейтинговые компании;
-
учетно-вексельные конторы;
-
пенсионные фонды;
-
страховые компании;
-
финансовые и инвестиционные компании;
-
венчурные компании;
-
дилинговые компании;
-
клиринговые палаты;
-
эмитенты пластиковых карт;
-
эмитенты дорожных чеков;
-
трастовые компании;
-
трансфер-агенты, депозитарии, регистраторы и др.
Нефинансовые участники банковской конкуренции – учреждения, чья основная деятельность не связана с финансовой сферой, но, тем не менее, внедряющиеся на банковский рынок.
Виды нефинансовых участников банковской конкуренции:
-
почта;
-
промышленные предприятия;
-
торговые дома;
-
конгломераты.
- Банковский маркетинг и банковская конкуренция
- Содержание
- Тема 1. Содержание и специфика банковского маркетинга
- 1.1. Содержание понятия «маркетинг». Три аспекта маркетинга
- 1.2. Специфика маркетинга в банковской сфере
- Тема 2. Банковская конкуренция
- 2.1. Субъекты банковской конкуренции
- 2.2. Банковский рынок как сфера банковской конкуренции
- 2.3. Формы банковской конкуренции
- 2.4. Возникновение и развитие банковской конкуренции
- 2.5. Современные закономерности банковской конкуренции
- Тема 3. Банковская конкурентная стратегия
- 3.1. Сущность банковской стратегии
- 3.2. Типология банковских стратегий
- Тема 4. Исследование банковского рынка
- 4.1. Информационная база банковского маркетинга
- 4.2. Анализ банковского рынка
- 5.2. Ценовая политика банка
- 5.3. Сбытовая политика банка
- 5.4. Коммуникационная политика банка
- Тема 6. Организация банковского маркетинга
- Дивизиональная организация
- Рекомендуемая литература