logo
Правосубъектность кредитных_2

§ 3. Предложения по будущему изменению законодательства (de lege ferenda).

Исключительная правосубъектность кредитных организаций предполагает, что разрешенные им сделки, операции и виды деятельности должны быть прямо указаны в законе, а не определяться через правоприменительную практику.

Исходя из исключительной правосубъектности кредитных организаций, урегулирование указанных выше существующих в настоящее время проблемных вопросов реализации их правосубъектности должно производиться путем прямого указания в ФЗ «О банках и банковской деятельности»:

1) о невозможности изменения перечня разрешенных кредитным организациям банковских операций учредительными документами, поскольку в результате изменяется универсальная специализацию банков, либо происходит вмешательство в компетенцию Банка России по определению перечня операций небанковским кредитных организаций. Возможность введения самоограничений целесообразно допустить только в отношении иных сделок и видов деятельности кредитных организаций (не относящихся к банковским операциям);

2) о возникновении прав кредитных организаций осуществлять все разрешенные операции, сделки и виды деятельности только после получения любой из лицензий Банка России на осуществление банковских операций;

3) о разрешении кредитным организациям осуществлять сделки, направленные на обеспечение их деятельности, на обеспечение исполнения обязательств, а в случаях, прямо предусмотренных законом - иные сделки и виды деятельности;

4) о праве кредитных организаций осуществлять банковские операции и банковские сделки через посредников, не являющихся кредитными организациями и действующих от своего имени, только в случаях, прямо указанных в законе;

5) о праве небанковских кредитных организаций осуществлять операции с ценными бумагами в таком же объеме, как и банки. При этом, учитывая открытый перечень операций с ценными бумагами, разрешенных к осуществлению кредитным организациям при наличии лицензии Банка России на осуществление банковских операций, необходимо запретить им осуществлять операции с товарораспорядительными ценными бумагами, за исключением операций, направленных на обеспечение их деятельности либо на обеспечение исполнения обязательств.

Запрет для кредитных организаций на занятие производственной, торговой и страховой деятельностью необходимо исключить, поскольку прямое закрепление их исключительной правосубъектности и так будет означать запрет осуществлять иные виды деятельности, кроме разрешенных.

Данные предложения, а также некоторые другие предложения выражены в проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О банках и банковской деятельности», являющимся приложением к данной книге.

Четкое закрепление этих подходов в ФЗ «О банках и банковской деятельности» приведет к тому, что по сравнению с нынешним положением кредитные организации утратят право на участие в других коммерческих и некоммерческих организациях (кроме приобретения акций как ценных бумаг), а также возможность выступать «эмитентами» виртуальных денежных средств («электронных денег») в открытых электронных платежных системах. Решение данных вопросов потребует установления в законодательном порядке конкретных дозволений.

В настоящее время, как уже указывалось, нет прямых указаний на возможность участия кредитных организаций в других коммерческих и некоммерческих организациях (кроме приобретения акций как ценных бумаг). Однако как раз в этом случае, учитывая высокий риск потери денежных средств по таким операциям и отсутствие их публичности, кредитные организации не должны действовать как обычные юридические лица.

Что касается возможности выступать «эмитентами» виртуальных денежных средств («электронных денег») в открытых электронных платежных системах, то, как будет отмечено ниже, это основано на привлечении займов. Кроме того, виртуальные денежные средства («электронные деньги») с юридической точки зрения не могут быть признаны средствами платежа, а их оборот - расчетами. Поэтому данная операция для кредитных организаций относится к иному виду деятельности, возможность осуществления которой потребует прямого законодательного разрешения.