1. Понятие и виды финансовых вложений
Формирование в бухгалтерском учете страховой организации информации о размещении собственных средств и средств страховых резервов осуществляется на основании правил ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений". Однако следует принимать во внимание, что ПБУ 19/02 ориентировано, прежде всего, на непрофессиональных участников финансовых рынков. Страховые организации применяют общие правила, установленные в ПБУ 19/02, такие как критерии принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений; правила оценки финансовых вложений; использование счетов бухгалтерского учета при отражении информации о финансовых вложениях; состав, порядок признания и учет доходов и расходов по финансовым вложениям; правила создания резерва под обесценение финансовых вложений и др. При этом руководствуются специальными нормативными актами, регламентирующими состав активов, принимаемых в покрытие страховых резервов и собственных средств страховщика, их структурные соотношения.
ПБУ 19/02 установлено, что для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:
наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;
переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);
способность приносить организации экономические выгоды в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).
Перечень активов, которые могут приниматься в покрытие средств страховых резервов и собственных средств страховщиков, установлен соответственно Правилами размещения страховщиками средств страховых резервов (утв. приказом Минфина РФ от 8 августа 2005 г. N 100н) и Требованиями, предъявляемыми к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика (утв. приказом Минфина РФ от 16 декабря 2005 г. N 149н). Согласно указанным нормативным актам перечень активов, которые могут быть приняты в покрытие как страховых резервов, так и собственных средств, являются закрытыми.
Ввиду многообразия финансовых вложений ПБУ 19/02 установлено, что единицу бухгалтерского учета финансовых вложений организация выбирает самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих вложениях, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. Единицей финансовых вложений целесообразно выбирать их однородную совокупность - например, акции одного эмитента, облигации одного акционерного общества.
Положение определяет требования к ведению аналитического учета финансовых вложений, который должен обеспечивать информацию:
по единицам бухгалтерского учета финансовых вложений;
по организациям, в которые осуществлены финансовые вложения (эмитенты ценных бумаг, организации-заемщики и т.п.).
По принятым к бухгалтерскому учету государственным ценным бумагам и ценным бумагам других организаций в аналитическом учете должна быть сформирована, как минимум, следующая информация: наименование эмитента; название ценной бумаги, ее номер, серия и т.п.; номинальная цена; цена покупки; расходы, связанные с приобретением ценных бумаг; их общее количество; дата покупки; дата продажи или иного выбытия; место хранения.
При организации и ведении учета финансовых вложений страховщики также руководствуются требованиями, предъявляемыми к раскрытию данных о финансовых вложениях в соответствующих формах отчетности согласно приказу №109н. Информация о финансовых вложениях представляется страховщиками в следующих формах отчетности:
бухгалтерский баланс страховой организации (ф. N 1-страховщик);
отчет о финансовых результатах (ф. N 2-страховщик);
отчет о движении денежных средств страховой организации (ф. N 4-страховщик);
пояснение к бухгалтерскому балансу страховой организации (ф. N 5-страховщик);
отчет о составе и структуре активов (ф. N 7-страховщик);
При составлении всех отчетов, представляемого в территориальные учреждения Банка России по месту государственной регистрации страховщика, используются данные формы N 1-страховщик "Бухгалтерский баланс страховой организации" и аналитического учета. Порядок ведения аналитического учета должен позволять получать информацию о принадлежности субъектов, с которыми осуществляются финансово-хозяйственные операции, к тому или иному сектору экономики с разбивкой на резидентов и нерезидентов РФ.
В качестве регистра учета финансовых вложений используется Книга (реестр) учета финансовых вложений с соответствующей организацией аналитических разрезов, обеспечивающих информацию по единицам бухгалтерского учета финансовых вложений, уровнем детализации информации о финансовых вложениях, необходимым для целей управления страховой организацией и составления отчетности. Построение аналитического учета финансовых вложений должно также обеспечить возможность получения данных о долгосрочных и краткосрочных вложениях.
- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
- Введение
- Тема 1. Организация бухгалтерского учета в страховых организациях
- Нормативно-правовое регулирование страховой деятельности
- 2. Особенности формирования учетной политики страховой организации
- План счетов страховых организаций
- Тема 2. Учет страховых премий и выплат
- 1. Учет поступления страховых премий по основным договорам
- Учет страховых выплат по основным договорам страхования
- 3. Акт о наступлении страхового случая
- Тема 3. Учет страховых резервов
- 1. Понятие и виды страховых резервов
- 2. Правила формирования страховых резервов
- 3. Правила размещения страховых резервов
- 4. Бухгалтерский учет страховых резервов
- Тема 4. Учет операций перестрахования и сострахования
- 1. Понятие операций перестрахования и сострахования
- 2. Учет операций перестрахования
- 3. Учет операций сострахования
- Тема 5. Учет расчетов в страховых организациях
- 1. Учет расчетов по регрессным претензиям
- 2. Учет расчетов по страховым операциям
- 3. Учет расчетов со страховыми посредниками
- 4. Учет внутрихозяйственных расчетов
- Тема 6. Учет финансовых вложений
- 1. Понятие и виды финансовых вложений
- 2. Оценка финансовых вложений
- 3. Бухгалтерский учет финансовых вложений
- 4. Бухгалтерский учет резервов под обесценение финансовых вложений
- Вопросы:
- Тема 7. Налоговый учет в страховых организациях
- 1. Основные понятия, используемые при расчете налога на прибыль
- 2. Порядок расчета налога на прибыль
- 3. Учет налога на прибыль
- Вопросы:
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Налогообложение страховых взносов и
- Выплат как доходов физических лиц
- 4. Страховые взносы иные обязательные платежи страховой организации
- Вопросы:
- Тема 9. Учет финансовых результатов
- Состав и классификация доходов страховых организаций
- Состав и классификация расходов страховых организаций
- Порядок формирования финансовых результатов деятельности страховых организаций
- Учет финансовых результатов деятельности страховых организаций
- Тема 10. Бухгалтерская отчетность страховых организаций
- Порядок представления и состав отчетности страховых организаций
- Формирование и раскрытие информации в формах бухгалтерской отчетности
- Бухгалтерский баланс страховщика
- Отчет о финансовых результатах страховщика
- 5. Отчет о платежеспособности
- 6. Другие формы отчетности
- 7. Бухгалтерская отчетность в соответствии с мсфо
- Литература
- Глоссарий
- Содержание
- Иванова Надежда Васильевна