logo
Архив WinRAR / Uchebnik_BU_v_SO

1. Понятие и виды финансовых вложений

Формирование в бухгалтерском учете страховой организации информации о размещении собственных средств и средств страховых резервов осуществляется на основании правил ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений". Однако следует принимать во внимание, что ПБУ 19/02 ориентировано, прежде всего, на непрофессиональных участников финансовых рынков. Страховые организации применяют общие правила, установленные в ПБУ 19/02, такие как критерии принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений; правила оценки финансовых вложений; использование счетов бухгалтерского учета при отражении информации о финансовых вложениях; состав, порядок признания и учет доходов и расходов по финансовым вложениям; правила создания резерва под обесценение финансовых вложений и др. При этом руководствуются специальными нормативными актами, регламентирующими состав активов, принимаемых в покрытие страховых резервов и собственных средств страховщика, их структурные соотношения.

ПБУ 19/02 установлено, что для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:

наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;

переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);

способность приносить организации экономические выгоды в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).

Перечень активов, которые могут приниматься в покрытие средств страховых резервов и собственных средств страховщиков, установлен соответственно Правилами размещения страховщиками средств страховых резервов (утв. приказом Минфина РФ от 8 августа 2005 г. N 100н) и Требованиями, предъявляемыми к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика (утв. приказом Минфина РФ от 16 декабря 2005 г. N 149н). Согласно указанным нормативным актам перечень активов, которые могут быть приняты в покрытие как страховых резервов, так и собственных средств, являются закрытыми.

Ввиду многообразия финансовых вложений ПБУ 19/02 установлено, что единицу бухгалтерского учета финансовых вложений организация выбирает самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих вложениях, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. Единицей финансовых вложений целесообразно выбирать их однородную совокупность - например, акции одного эмитента, облигации одного акционерного общества.

Положение определяет требования к ведению аналитического учета финансовых вложений, который должен обеспечивать информацию:

по единицам бухгалтерского учета финансовых вложений;

по организациям, в которые осуществлены финансовые вложения (эмитенты ценных бумаг, организации-заемщики и т.п.).

По принятым к бухгалтерскому учету государственным ценным бумагам и ценным бумагам других организаций в аналитическом учете должна быть сформирована, как минимум, следующая информация: наименование эмитента; название ценной бумаги, ее номер, серия и т.п.; номинальная цена; цена покупки; расходы, связанные с приобретением ценных бумаг; их общее количество; дата покупки; дата продажи или иного выбытия; место хранения.

При организации и ведении учета финансовых вложений страховщики также руководствуются требованиями, предъявляемыми к раскрытию данных о финансовых вложениях в соответствующих формах отчетности согласно приказу №109н. Информация о финансовых вложениях представляется страховщиками в следующих формах отчетности:

бухгалтерский баланс страховой организации (ф. N 1-страховщик);

отчет о финансовых результатах (ф. N 2-страховщик);

отчет о движении денежных средств страховой организации (ф. N 4-страховщик);

пояснение к бухгалтерскому балансу страховой организации (ф. N 5-страховщик);

отчет о составе и структуре активов (ф. N 7-страховщик);

При составлении всех отчетов, представляемого в территориальные учреждения Банка России по месту государственной регистрации страховщика, используются данные формы N 1-страховщик "Бухгалтерский баланс страховой организации" и аналитического учета. Порядок ведения аналитического учета должен позволять получать информацию о принадлежности субъектов, с которыми осуществляются финансово-хозяйственные операции, к тому или иному сектору экономики с разбивкой на резидентов и нерезидентов РФ.

В качестве регистра учета финансовых вложений используется Книга (реестр) учета финансовых вложений с соответствующей организацией аналитических разрезов, обеспечивающих информацию по единицам бухгалтерского учета финансовых вложений, уровнем детализации информации о финансовых вложениях, необходимым для целей управления страховой организацией и составления отчетности. Построение аналитического учета финансовых вложений должно также обеспечить возможность получения данных о долгосрочных и краткосрочных вложениях.