2. Особенности формирования учетной политики страховой организации
К внутренним организационно-распорядительным документам, регулирующим систему бухгалтерского учета, относится учетная политика, которая раскрывает применение основных законов и нормативных актов в учете своих организаций. В ней формируются основные методологические принципы ведения бухгалтерского учета.
Учетная политика характеризует три аспекта учетного процесса: методический, технический и организационный.
Методический аспект учетной политики включает способы оценки имущества и обязательств, методы учета расходов, определение дохода и исчисления прибыли, методы формирования и учета страховых резервов и др.
Технический аспект учетной политики включает вопросы организации обработки учетной информации, рабочий план счетов, формы внутренней отчетности, порядок инвентаризации имущества и обязательств, организацию внутреннего контроля, порядок составления внешней отчетности и др.
Организационный аспект учетной политики раскрывает те стороны учетной системы, которые связаны с наличием структурных подразделений страховой организации и ее филиалов.
Все стороны учетной политики имеют большое значение для рациональной организации учета и контроля за деятельностью страховой организации.
Учетная политика формируется главным бухгалтером на основе ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Утверждается учетная политика руководителем организации. В составе учетной политики утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета;
формы первичных документов и порядок документооборота;
порядок проведения инвентаризации и внутренних ревизий;
порядок оценки объектов учета;
технологии обработки информации;
требования к ведению налогового учета.
Элементы учетной налоговой политики страховая организация может оформлять отдельным документом «Налоговая политика» в составе учетной политики.
Учетная политика должна следовать принятым ПБУ 1/2008 принципам организации бухгалтерского учета. В их составе предусматриваются базовые допущения и требования.
Учетная политика применяется страховой организацией и ее структурными подразделениями (включая выделенные на самостоятельный баланс). Способы ведения бухгалтерского учета, определенные в учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения учетной политики в соответствии с приказом или распоряжением по организации.
В бухгалтерской отчетности страховая организация должна раскрыть все принятые ею при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без которых невозможна достоверная оценка финансового положения и финансовых результатов деятельности. В их числе методы:
оценки запасов материалов;
начисления амортизации;
формирования страховых резервов;
признания доходов, расходов и прибыли.
Перечисленные существенные способы ведения бухгалтерского учета раскрываются в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности страховой организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность не требует раскрытия информации об учетной политике, если в ней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный год.
Изменение учетной политики может иметь место в случае изменения законодательства РФ, нормативных актов по бухгалтерскому учету, предусматривающих принятие новых способов ведения бухгалтерского учета, изменения условий деятельности организации (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности).
Изменение учетной политики вводится в действие утвержденным приказом или распоряжением по организации с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.
Организация управленческого учета в страховых организациях
Для управления организацией необходима согласованная система оперативного бухгалтерского или управленческого учета и внутренней отчетности, позволяющая своевременно получать информацию о всех существенных изменениях в показателях. Хорошо организованный управленческий учет, соответствующий условиям деятельности страховой организации, может обеспечить не только контроль текущей работы, но и улучшение ее результатов в будущем.
Информационная функция управленческого учета может быть реализована в страховых организациях на основе использования элементов бюджетирования. Бюджетирование – это система краткосрочного планирования учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности или сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами. Бюджеты охватывают все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации и включают плановые и отчетные данные.
В общем виде система бюджетирования для страховых организаций состоит из трех бюджетов:
1) операционный бюджет: бюджет операционных доходов, бюджет расходов по управлению, бюджет прямых расходов на ведение дела;
2) инвестиционный бюджет: бюджет инвестиционных доходов, бюджет инвестиционных расходов;
3) финансовый бюджет: бюджет финансовых доходов, бюджет финансовых расходов.
Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период. Следовательно, объектом рассмотрения операционного бюджета является текущая деятельность, связанная с проведением страхования, сострахования и перестрахования, а также затраты, необходимые для их проведения.
Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов и финансовых вложений.
Цель финансового бюджета – планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле – баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания собственного капитала организации, финансовой устойчивости в течение бюджетного периода.
Формы используемых в управленческом учете бюджетов должны содержать не только плановые, но и фактические показатели. Уникальность таких форм заключается в том, что они одновременно являются формами внутренней управленческой отчетности и могут использоваться для определения динамики показателей, анализа их выполнения по сравнению с планом и прогнозом.
- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
- Введение
- Тема 1. Организация бухгалтерского учета в страховых организациях
- Нормативно-правовое регулирование страховой деятельности
- 2. Особенности формирования учетной политики страховой организации
- План счетов страховых организаций
- Тема 2. Учет страховых премий и выплат
- 1. Учет поступления страховых премий по основным договорам
- Учет страховых выплат по основным договорам страхования
- 3. Акт о наступлении страхового случая
- Тема 3. Учет страховых резервов
- 1. Понятие и виды страховых резервов
- 2. Правила формирования страховых резервов
- 3. Правила размещения страховых резервов
- 4. Бухгалтерский учет страховых резервов
- Тема 4. Учет операций перестрахования и сострахования
- 1. Понятие операций перестрахования и сострахования
- 2. Учет операций перестрахования
- 3. Учет операций сострахования
- Тема 5. Учет расчетов в страховых организациях
- 1. Учет расчетов по регрессным претензиям
- 2. Учет расчетов по страховым операциям
- 3. Учет расчетов со страховыми посредниками
- 4. Учет внутрихозяйственных расчетов
- Тема 6. Учет финансовых вложений
- 1. Понятие и виды финансовых вложений
- 2. Оценка финансовых вложений
- 3. Бухгалтерский учет финансовых вложений
- 4. Бухгалтерский учет резервов под обесценение финансовых вложений
- Вопросы:
- Тема 7. Налоговый учет в страховых организациях
- 1. Основные понятия, используемые при расчете налога на прибыль
- 2. Порядок расчета налога на прибыль
- 3. Учет налога на прибыль
- Вопросы:
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Налогообложение страховых взносов и
- Выплат как доходов физических лиц
- 4. Страховые взносы иные обязательные платежи страховой организации
- Вопросы:
- Тема 9. Учет финансовых результатов
- Состав и классификация доходов страховых организаций
- Состав и классификация расходов страховых организаций
- Порядок формирования финансовых результатов деятельности страховых организаций
- Учет финансовых результатов деятельности страховых организаций
- Тема 10. Бухгалтерская отчетность страховых организаций
- Порядок представления и состав отчетности страховых организаций
- Формирование и раскрытие информации в формах бухгалтерской отчетности
- Бухгалтерский баланс страховщика
- Отчет о финансовых результатах страховщика
- 5. Отчет о платежеспособности
- 6. Другие формы отчетности
- 7. Бухгалтерская отчетность в соответствии с мсфо
- Литература
- Глоссарий
- Содержание
- Иванова Надежда Васильевна