logo
Текстовые лекции

2. Маржа и спрэд в валютных операциях.

Между двумя сторонами полной валютной котировки всегда существует количественная разница: курс offer всегда больше курса bid. Эта курсовая разница называется спрэдом (spread) или маржей (margin). Она служит источником покрытия затрат и получения прибыли в валютных операциях.

Понятия «маржа» и «спрэд» выражают одно и то же. Их различают только в зависимости от вида валютных операций: на межбанковском рынке принято применять преимущественно термин «маржа», в то время как на клиентском рынке чаще всего используют понятие «спрэд».

Формулу спрэда можно представить в виде следующей записи:

BAS = ARBR ,

где BASBid Ask Spread (продажно-покупной спрэд),

AR - Ask Rate (курс продажи),

BR - Bid Rate (курс покупки).

Курсовой спрэд предназначен для покрытия операционных издержек по дилингу (Trasaction Costs – TAC), обеспечения обычной прибыли (Profit – P) и премии за риск (Risk Premium – RP). Следовательно, экономический смысл спрэда выражается суммированием указанных элементов:

BAS = TAC + P + RP

Размер спрэда зависит от нескольких основных факторов.

1. Статус контрагента. Размер маржи всегда больше для небанковских участников валютных операций, причём увеличение маржи происходит за счёт дополнительных операционных издержек (комиссионных), которые взимаются банками со своих клиентов за исполнение их заявок на валютном рынке.

2. Рыночная конъюнктура. Чем нестабильнее рынок, тем выше маржа. Это объясняется ростом рыночных рисков в периоды резкого усиления подвижности финансовых рынков.

3. Степень котируемости валюты и ликвидности её рынка. Чем реже котируется валюта или менее ликвиден её рынок, тем выше маржа. Минимальными спрэдами (от 1 до 5 пунктов) характеризуются курсовые соотношения между наиболее торгуемыми валютами – EUR/USD, GBP/USD, USD/JPY, EUR/JPY.

4. Размер сделки. Более крупные и самые мелкие сделки осуществляются с наиболее широким спрэдом. Крупные сделки порождают самые высокие риски, а мелкие – большие расходы. Самые оптимальные спрэды у валютных сделок объёмом $5 млн. Они находятся в диапазоне 0 – 1 пункт.

5. Характер отношений между контрагентами. Чем лучше контрагенты знают друг друга и чем больше они доверяют друг другу, тем меньше маржа.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4