logo
Шпоры по Банковскому делу

31. Цб как орган банковского регулирования и надзора.

ЦБРФ имеет особый констит правов статус (констит РФ) Определены исключ права банка на ден эмиссию а главная функция и осн цель-защита и обеспечение устойчивости рубля+стаб разв бс и эфф и беспереб пс.. Ф-ции: разр и провед дкп совм с прав-вом, моноп эмисс, кредитор посл инстанции, устан правил расчетов и провед б операц, обслуж счетов бюдж всех Ур, эфф упр золотовал рез, приним реш о регист и ликв ко, осущ надз за дальн деят, регист эмиссию ЦБ ко, вал рег и вал контр, опред пор междун расч, устан правила вед бухуч ко, устан и публик курсы вал, участв в разраб плат б, анализ и прогноз эк росии, публик данные.

БР является органом банк.регулирования и надзора.и в этой связи выделим функции:

* осуществляет гос.регистрацию КО (выдает и отзывает лицензии КО)

* осуществляет надзор за деятельностью КО, цель которого - поддерживание стабильности банк.системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

* регистрирует эмиссию цен.бумаг КО,

* является кредитором последней инстанции для КО, организует систему рефинансирования.

* усанавливает правила проведения банк.операций, бух.учета и отчетночсти для банк.системы.

С позиции жизненного цикла КО регулирующую и надзорную деятельность БР можно подразделить на:

регулирование и контроль создания КО;

надзор за текущей деятельностью КО;

регулирование реорганизации и ликвидации КО.

Регулирование и контроль создания КО включает в себя гос.регистрацию создаваемой КО и лицензирование банк.деятельности. БР уже на стадии создания КО имеет возможность отсеивать нежизнеспособные, с повышенной степенью риска организации, оценивать финансовую состоятельность, будущих владельцев, профессионализм и компетентность управляющих.

Надзор за тек.деятельностью КО БР осуществляет в форме дистанционного документарного надзора и проведения инспекционных проверок на местах. Контролю с стороны БР также подвергается расширение деятельности КО. Дистанционный надзор осуществляется на основании отчетности, предоставляемой КО в БР.

Возможность проведения инспекционных проверок законодательно закреплена в законе «О ЦБ». Цель их – определение непосредственно на месте реального фин.состояния данной КО и ее филиалов, выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, соблюдение КО банк. и вал. законодательства и нормативных актов БР.

БР предоставлены полномочия принимать меры воздействия за нарушение законодательства. Меры деляться на предупредительные и принудительные.

Предупредительные меры применяются, в основном, на ранних стадиях возникновения недостатков. Содержание предупредительных мер может включать доведение до органов управления КО информации о недостатках ее деятельности, изложение рекомендаций по исправлению создавшейся ситуации, предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, установление доп.контроля за деятельностью КО.

Принудительные меры воздействия применяются в случае нарушения КО банк.законодательства, представления неполной или недостоверной информации, а также если совершаемые операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков. Принудительные меры оформляются в виде предписаний. К ним относятся:

штраф;

требование об осуществлении мероприятий по фин.оздоровлению;

ограничение проведения КО отдельных операций сроком до 6 месяцев;

запрет на осуществление КО отдельных или всех банк.операций, предусмотренных лицензией, на срок до 1 года;

запрет на открытие филиалов на срок до 1 года;

требование о замене руководителей КО;

введение временной администрации по управлению КО;

отзыв лицензии на осуществление банк.операций.

Регулирование реорганизации и ликвидации КО. Может происходить добровольно – по решению акционеров, так и в принудительном порядке в случае их несостоятельности либо нарушения действующего законодательства. Принудительная реорганизация проводится БР в рамках мер по предупреждению банкротства КО, к котором кроме реорганизации относятся также меры по фин.оздоровлению и назначение временной администрации по управлению КО.

Меры по фин.оздоровлению: изменение стуктыры активов и структуры пассивов, изменение организационной структуры, приведение в соответствие уставного капитала и величины собственных средств КО.

Временная администрация по управлению КО является спец.органом управления КО, назначаемым БР на срок не более 6 мес.

Реорганизация КО по требованию БР происходит в случаях, когда иные меры фин.оздоровления не могут обеспечить восстановления ее платежеспособности и ликвидности. Реорганизация происходит в форме слияния или присоединения к другой,фин.устойчивой КО