logo
GOS_ekzamen

33. Содержание факторинговых операций. Виды факторинговых операций. Формирование доходов и специфика деят-ти факторинговой компании.

Факторинг – это торгово-комиссионная операция в сочетании с кредитованием оборотного капитала поставщика. Факторинг представляет собой комплекс услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности с последующим информационным, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента.

Участники факторинга: 1)фактор-посредник, покупающий у своих клиентов неоплаченные долговые требования; 2) поставщик, являющийся клиентом банка и заключивший с ним соглашение; 3)покупатель товара, желающий приобрести товар с отсрочкой платежа.

При факторинге поставщик переуступает банку неоплаченные счета-фактуры за поставленную продукцию или выполненные работы. Банк немедленно выплачивает поставщику около 80% суммы переуступленных счетов и таким образом авансирует оборотный капитал поставщика, т.е. выдает факторинговый кредит. Оставшуюся сумму за вычетом платы за факторинг банк-фактор выплачивает поставщику после того, как расплатится покупатель.

Факторинг предполагает комплексное обслуживание поставщика, т.е. помимо покупки счетов банк оказывает различные услуги, связанные с управлением дебиторской задолженности поставщика: ведение бухгалтерского учета, расчеты с партнерами клиента (с его покупателями и поставщиками), контроль своевременности оплаты документов, регулярные отчеты о платежной дисциплине покупателей, оказание консультационных, юридических и информационных услуг.

Факторинг нецелесообразен: при раздробленном, непостоянном составе покупателей; с предприятиями, выпускающими нестандартную продукцию; с поставщиками, имеющими большое количество покупателей на небольшие суммы. Факторинг проводится на основе факторингового соглашения (договора о факторинговом обслуживании), заключаемого, как правило, на неопределенный срок. Договор действует пока банк и поставщик удовлетворены взаимным сотрудничеством.

Виды факторинга:1)внутренний: все участники представляют одну страну;2) международный: участники сделки находятся в разных странах; 3) открытый: покупатель уведомляется о переуступке счетов; 4) закрытый (конфиденциальный): покупатель не уведомляется об участии в сделке фактора; 5) с правом регресса: фактор имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные покупателями в течение определенного срока; 6) без права регресса: обратное требование к поставщику отсутствует; 7) конвенционный (широкий): комплексное обслуживание поставщика, за которым сохраняется только производственная функция; 8) ограниченный: предусматривает ограниченный перечень услуг.

Факторинговые услуги оплачиваются по установленным в соглашении сторон ставкам, которые по своему эк.содержанию являются процентом за кредит и комиссионными за посреднические операции. При определении конкретного размера оплаты учитываются ставка банк.процента, средний срок оборач-ти ср-в в расчетах и размер оплаты за комиссионные услуги. Комиссия за фактор.обслуживание зависит от: степени риска, связанного с финансированием, длительности отсрочки, а также отрасли, в кот.клиент осущ-ет свою деят-ть. В среднем ее размер от 0,5 до 2,5% от суммы каждой профинансированной поставки.