12 Организационные структуры управления: виды, отличия, особенности применения, сравнительный анализ.
Результативность управления в значительной мере связана с выбором организационной структуры предприятия.
1. Классической или традиционной организационной структурой является бюрократическая структура, которую называют иногда механистической. Бюрократическая организационная структура отличается высокой степенью разделения управленческого труда, стройной иерархией управления "сверху вниз", формализованными правилами и нормами поведения персонала, четко сформулированными принципами подбора и расстановки кадров.
Бюрократическая модель управления включает два варианта: функциональный и дивизионный.
Простейший вариант бюрократической модели - функциональная структура организации, дополняемый понятием "департаментализация". Департаментализация означает процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, отделениями или секторами.
Считается целесообразным использование функциональной структуры управления на предприятиях с ограниченной номенклатурой продукции, работающих в стабильных внешних условиях.
На предприятиях с многономенклатурным производством, вынужденных приспосабливаться к частым изменениям запросов покупателей, в рамках бюрократической модели более подходящей является дивизионная организационная структура, при которой деление на элементы и блоки осуществляется по видам товаров или услуг, группам покупателей или регионам. Соответственно выделяют:
- продуктовую структуру;
- организационную структуру, ориентированную на потребителя;
- региональную организационную структуру.
При создании продуктовой организационной структуры назначается руководитель, ответственный за производство и сбыт конкретного вида продукции. Предприятия с такой структурой способны быстро реагировать на изменения условий
ОСНОВЫ БИЗНЕСА 12.1
покупательского спроса, технологии и конкуренции. Координация работ улучшается за счет того, что вся деятельность по данному продукту находится под руководством одного человека.
При организационной структуре, ориентированной на потребителя, все подразделения концентрируются вокруг определенных групп потребителей. Такие организационные структуры характерны для торговых фирм, коммерческих банков, других финансово-кредитных учреждений.
Предприятия с большим территориальным разбросом своих подразделений имеют региональную организационную структуру. Примером предприятий с такой структурой могут быть крупные фирмы, имеющие сбытовые подразделения на территории своей страны и на территориях других государств.
2. Органические структуры включают два основных типа: проектные и матричные. Для управления разработкой и осуществлением крупных проектов используют специальную проектную организацию - временную структуру, создаваемую для решения конкретной задачи. В одну команду собирают самых квалифицированных сотрудников, которым поручается осуществление сложного проекта. Когда проект реализован, члены команды либо возвращаются на свои прежние места, либо приступают к осуществлению очередного проекта.
Проектные организации целесообразно создавать на крупных предприятиях. На многих средних, а тем более малых предприятиях создание чисто проектных организаций малоэффективно и даже убыточно. Поэтому проектная структура как бы накладывается на постоянную для данной организации функциональную структуру. Такая совмещенная организационная структура называется матричной. Работники, входящие в состав проектной группы, находятся в двойном подчинении: с одной стороны - подчинение руководителю проекта, с другой - руководителям функциональных структур, в которых они работают постоянно.
Матричные организационные структуры позволяют использовать преимущества как функциональных, так и дивизионных структур.
ОСНОВЫ БИЗНЕСА 12.2
- 2. Причины неплатежеспособности предприятия
- 1. Сущность неплатежеспособности и банкротства предприятий
- 3. Условия обеспечения платежеспособности предприятия
- 5. Механизмы системы государственного антикризисного регулирования.
- 4. Понятие антикризисного управления и механизмов его реализации
- 7. Особенности ау на различных стадиях кризисного состояния.
- 8. Аналитический подход к выбору вариантов оздоровления предприятия.
- 9. Сущность стратегического плана оздоровления неплатежеспособного предприятия.
- 6. Государственная финансовая поддержка неплатежеспособных предприятий.
- 11.Цели, функции, объекты и средства маркетинга в антикризисном управлении.
- 12. Классификация базовых маркетинговых стратегий и их краткая характеристика.
- 10. Содержание плана мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия.
- 13. Основные концепции маркетинговой стратегии
- 14. Планирование ассортимента продукции, ее цены и реализации.
- 15.Стратегические и тактические инвестиции в ау, источники их финансирования
- 16. Базовые правила принятия инвестиционных решений
- 17. Общая характеристика антикризисной политики в управлении персоналом и формирование антикризисной команды
- 19.Реструктуризация кадрового персонала в условиях кризиса
- 18. Кадровый потенциал, его оценка и социально-психологические аспекты управления персоналом.
- 1) Стоимостные:
- 20. Комплексный характер стратегии финансового оздоровления предприятий
- 1. Виды предпринимательской деятельности
- 2. Методы принятия предпринимательских решений.
- 2. Управление издержками производства.
- 3. Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности
- 4. Организационно-правовые формы организации предпринимательской деятельности.
- 5. Устав и учредительный договор: содержание, порядок формирования и применения.
- 6. Особенности учредительных документов для различных организационно правовых форм.
- 7. Фирменное наименование предприятия. Особенности и назначения.
- 8. Порядок государственной регистрации предприятия.
- 10 Пять подходов к формированию маркетинговой деятельности.
- 9. Порядок лицензирования предпринимательской деятельности.
- 11. Содержание лицензии
- 12 Организационные структуры управления: виды, отличия, особенности применения, сравнительный анализ.
- 13. Роль и значение планирования в деятельности предприятия. Типы и горизонты планирования.
- 15. Сущность предпринимательского риска
- 14. Ликвидация предприятия: основания, общий порядок, особенности для различных организационно-правовых форм, порядок удовлетворения требований кредиторов.
- 16. Способы обеспечения исполнения предпринимателями своих обязательств.
- 17. Назовите основные правонарушения, за которые предприниматели и организации могут подвергнуться административной ответственности.
- 18 Какие правонарушения относятся к налоговым? На какие Государственные органы возложен контроль за исполнением налогового законодательства?
- 20. Основные определения, сущность, виды и характеристики ответственности предпринимателя.
- 19. Каким законом предусмотрена ответственность предпринимателя за выпуск некачественной продукции. На какие государственные организации возложен контроль за его исполнение.