logo
ДКБ УМК

8.4. Особенности банковской системы советской России

После Октябрьской революции 1917 г. банковская система страны подверглась существенным преобразованиям. В соответствии с декретом «О национализации банков» банковское дело объявлялось государственной монополией, а все частные банки и банкирские конторы подлежали объединению с Госбанком, который стал называться Народным банком РСФСР.

В 1920 г. в условиях военного коммунизма Народный банк был ликвидирован, а 4 октября 1921 г. в связи с переходом к НЭПу вновь образован как Государственный банк РСФСР.

На Государственный банк РСФСР возлагалось проведение операций по кредитованию государственной промышленности, кооперации, сельского хозяйства, частных предприятий, учет векселей, прием и выдача вкладов, депозитов. Госбанк начал проводить кредитные, расчетные и кассовые операции. В 1922 г. ему было предоставлено право выпуска банкнот. В 1923 г. Государственный банк РСФСР реорганизован в Государственный банк СССР.

К началу 30–х гг. сформировалась централизованная банковская система, которая включала, с одной стороны, Госбанк как эмиссионный и расчетно–кассовый центр, с другой – специ­альные банки (Промбанк, Сельхозбанк, Всекобанк, Цекомбанк), все более превращавшиеся в банки долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений.

Таким образом, банки страны были превращены в один из обязательных и важнейших элементов административно–командной системы управления экономикой.

Во второй половине 50–х гг. серьезные преобразования коснулись специальных банков, суть которых сводилась к сокращению количества банков.

С января 1957 г. прекратил операции Торгбанк. Это было вызвано ликвидацией промысловой кооперации, которую он обслуживал. Спустя некоторое время были упразднены Сельхозбанк и Цекомбанк. Их функции были переданы Госбанку и Промбанку. Последний был реорганизован в Стройбанк СССР (Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений). В результате в стране осталось три банка: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР. Первые два осуществляли операции на внутреннем рынке, последний – на внешнем.

В условиях административно–командной системы кредитные отношения носили формальный характер. Госбанк обладал почти неограниченной монополией на кредитные ресурсы. На его счетах автоматически аккумулировались все свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд. Средства этого фонда распределялись централизованно, в соответствии с утвержденными кредитными планами. Роль кредитных учреждений на местах сводилась, по сути, к распределению кредитов между конкретными заемщиками на цели, предусмотренные планом. Банковские учреждения несли ответственность, главным образом, перед вышестоящими организациями, а не клиентами.