§ 1. Понятие биржи
Термин "биржа" в буквальном переводе с немецкого означает "кошелек". Первая биржа была создана в Нидерландах в г. Брюгге в XV в., но свой след в истории она не оставила, так как позднее появилась более известная Антверпенская биржа.
Если говорить о современной отечественной истории, то в нашей стране прообразом бирж были аукционные торги промышленной продукции Госснаба СССР. После перестройки в России произошел настоящий биржевой бум; в 1992 г. количество бирж, зарегистрированных в России, превысило их общее число в мире. Первые российские биржи ориентировались на бартерный обмен в связи с дефицитом денег. Наиболее известными были в то время Российская товарно-сырьевая биржа, биржа "Гермес", Приволжская товарная биржа, Дальневосточная товарно-фондовая биржа, биржа "Урал".
Биржа представляет собой регулярно действующую организацию, в помещении которой совершаются сделки по купле-продаже. Выделяют три основные разновидности бирж: товарные, фондовые и валютные. На товарной бирже происходит торговля массовыми взаимозаменяемыми товарами со стандартными качественными показателями, на фондовой бирже заключаются сделки с ценными бумагами, и, наконец, на валютной бирже торгуют иностранной валютой.
Биржевые сделки совершаются не только на территории или в самом помещении биржи; местом заключения таких сделок могут быть даже компьютерные сети. Например, существуют международные секции электронной торговли между биржами, в России электронные торговые сессии распространены на валютно-фондовых (ММВБ) и фондовых биржах (РТС).
Биржа может быть, например, товарно-фондовой или даже универсальной биржей, т.е. иметь смешанную форму. Если биржа организует торговлю и товарами, и ценными бумагами, то ей необходимо иметь сразу две лицензии: лицензию товарной биржи и лицензию организатора торговли на рынке ценных бумаг. Таким образом, фондовый отдел товарной биржи по своему правовому статусу является не просто ее структурным подразделением, а функционирующей фондовой биржей. В нашей стране наибольшее распространение получили такие разновидности бирж, как универсальные и валютно-фондовые.
Все биржи являются субъектами публичной бухгалтерской отчетности <1>. Бухгалтерская отчетность должна быть проверена независимой аудиторской организацией и утверждена общим собранием участников биржи. Оно же определяет печатное издание, в котором будет размещена публикация. Бухгалтерская отчетность биржи должна быть опубликована в срок не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Здесь нетрудно заметить противоречие между Законом о бухгалтерском учете и Законом об акционерных обществах. Утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков акционерного общества отнесено к компетенции годового общего собрания акционеров, которое проводится в срок не ранее двух и не позднее шести месяцев после окончания отчетного года. Иными словами, законодательство устанавливает временные пределы для проведения собрания с 1 марта по 30 июня года, следующего за отчетным. Если биржа создана в организационно-правовой форме акционерного общества, каким законом ей следует руководствоваться? Конечно, биржа может проводить общее собрание своих участников в период с 1 марта по 31 мая и таким путем соблюдать одновременно все законодательные требования. Однако в судебно-арбитражной практике признается приоритетное действие акционерного законодательства. Поэтому акционерное общество, осуществляющее биржевую торговлю, подчиняется специальным требованиям Закона об акционерных обществах и может публиковать свою отчетность значительно позднее, чем 1 июня года, следующего за отчетным <2>.
--------------------------------
<1> Статья 16 Закона о бухгалтерском учете.
<2> Постановление ФАС Московского округа от 6 ноября 2001 г. N КА-А40/6358-01.
- Тема 1. Введение в предпринимательское право
- § 1. Понятие и признаки
- § 2. История становления предпринимательского права.
- Тема 2. Субъекты предпринимательского права. Общие положения
- § 1. Понятие и виды субъектов
- § 2. Предпринимательская деятельность
- § 3. Индивидуализация юридических лиц
- § 4. Государственная регистрация юридических лиц
- § 5. Прекращение деятельности субъектов
- Тема 3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- § 1. Классификация и виды юридических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственные кооперативы
- § 5. Унитарные предприятия
- Тема 4. Предпринимательские объединения
- § 1. Понятие и виды предпринимательских объединений
- § 2. Понятие холдинга и сущность холдинговых отношений
- § 3. Проблемы правового регулирования
- § 4. Предпринимательские объединения
- Тема 5. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей
- § 1. Понятие и признаки банкротства
- § 2. Общая характеристика процедур,
- § 3. Особенности банкротства отдельных категорий должников
- Тема 6. Объекты гражданских прав предпринимателей
- § 1. Понятие объектов гражданских прав.
- § 2. Средства индивидуализации товаров
- § 3. Правовой режим денег
- § 4. Ценные бумаги
- § 5. Правовые основы использования информации.
- Тема 7. Предпринимательские договоры
- § 1. Понятие и основные виды договоров
- § 2. Порядок заключения договоров
- § 3. Торги на право заключения
- § 4. Правовое значение подписи уполномоченного лица
- § 5. Процедуры заключения крупных сделок
- § 6. Общая характеристика обеспечительных сделок
- § 7. Ответственность за нарушение
- Тема 8. Биржи и биржевая торговля
- § 1. Понятие биржи
- § 2. Правовой статус товарной биржи
- § 3. Организация биржевой торговли
- § 4. Правовой статус фондовой биржи
- § 5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
- § 6. Условия допуска ценных бумаг к фондовой торговле
- § 7. Правовые основы деятельности валютной биржи
- Тема 9. Правовые основы аудиторской деятельности
- § 1. Понятие и правовое регулирование
- § 2. Обязательный и инициативный аудит
- Тема 10. Конкуренция и монополия в рыночной экономике
- § 1. Понятие конкуренции и монополии
- § 2. История становления конкурентного законодательства.
- § 3. Доминирующее положение
- § 4. Виды монополистической деятельности
- § 5. Недобросовестная конкуренция
- § 6. Государственный контроль за
- § 7. Понятие естественной монополии
- § 8. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
- § 9. Государственное регулирование деятельности
- Тема 11. Правовое регулирование рекламной деятельности
- § 1. Понятие рекламы
- § 2. Основные виды рекламы.
- § 3. Общие требования к содержанию рекламы
- § 4. Специальные режимы распространения рекламы