19. Вопрос: Типичные ошибки, допускаемые в страховом деле.
Слово «ошибка» согласно Толковому словарю русского языка В.И. Даля определяется как погрешность, неправильность, неверность, промах, огрех; обмолвка, либо недоразумение; ошибочное распоряжение или поступок; неумышленный проступок или невольное, ненамеренное искажение чего-либо.
В современных словарях русского языка понятие «ошибка» несколько уточняется и определяется неоднозначно, например как «1) неправильность в какой-либо работе, вычислении, написании и т.п.» и «2) неправильное действие, ошибочный поступок». Понятие «ошибка» всегда относится к действиям человека. Применительно к техническим устройствам и системам правильнее говорить о сбоях, неисправностях, погрешностях и т.д. Техника не ошибается. Ошибается человек, ее проектирующий, изготовляющий и эксплуатирующий.
Применительно к страхованию можно выделить следующие группы наиболее характерных ошибок.
а) Ошибки, допускаемые на этапе подготовки и заключения договора страхования:
Ошибки оформления (договора, полиса, заявления, приложений и иных страховых документов) — смысловые, фактические, грамматические и др.
Ошибки расчетов (страховых премий, сроков действия договора или дополнительного соглашения, размеров страховых выплат, бухгалтерские ошибки и т.д.) — математические, методологические, методические, технические ошибки.
Ошибки андеррайтинга (неверная оценка или классификация риска, погрешности предстраховой экспертизы и пр.).
Ошибки определений предмета договора, объекта страхования, страхового случая, порядка уведомления о событиях и действиях, прав, обязанностей и условий страхования.
Ошибки как результат некомпетентности представителя страховщика, страхового посредника, эксперта, консультанта и т.д.
Ошибки коммуникации, понимания и толкования сути и условий страхования, общения с клиентом (страхователем), добросовестное заблуждение из-за двусмысленного толкования положений договора страхования и т.п.
б) Ошибки, допускаемые на этапе действия договора страхования:
Ошибки сопровождения (договора, полиса, случаи неверного выполнения промежуточных договоренностей и другие погрешности в работе страховщика в период действия договора страхования).
Ошибки коммуникации при урегулировании претензий (отсутствие четкой позиции сторон, неточности в изложении характера и сути произошедшего события, конфликтное поведение сторон и другое).
Ошибки в оценке страховых случаев (экспертные ошибки и упущения, использование неверных методик оценки событий, применение недостоверной информации в качестве исходных данных и т.п.).
Ошибки в процессе урегулирования убытков (неточности расчета размера причиненного ущерба, упущения при составлении страхового акта, недобросовестное исполнение сторонами принятых на себя обязательств и т.д.).
в) Ошибки страхового маркетинга и менеджмента (могут быть допущены на всех уровнях принятия решения, управления страховыми операциями, анализа и оценки рынков сбыта страховых продуктов, конкурентной среды и т.д.).
г) Правовые и судебные ошибки, допускаемые в ходе рассмотрения гражданско-правовых отношений в сфере страхования, и другие ошибки, вытекающие из недостаточно разработанной нормативно-правовой базы страхования.
На возникновение ошибок в деятельности специалистов и представителей страховщиков влияют самые различные факторы. К их числу можно отнести состояние внутренней среды компании, воздействие внешних условий, индивидуальные особенности специалистов (половозрастные, социокультурные, психоэмоциональные и т.д.)
Особенности профессиональных ошибок у мужчин и женщин. Проводимые исследования в различных сферах человеческой деятельности показывают: женщины больше верят и чаще следуют правилам, инструкциям, методикам. Они тщательнее и аккуратнее выполняют свою работу, терпимее к ухудшению условий труда. Их ошибки, обычно, возникают из-за неуверенности в себе, нерешительности, чрезмерной осторожности. Мужчины, наоборот, больше верят в себя, норой, значительно переоценивая свои возможности и способности. При выполнении работы могут проявлять торопливость, нарушение привычных условий труда сильнее отражается на их психическом состоянии и результатах работы. Причины их ошибок — чрезмерная самоуверенность.
Возраст и трудовой стаж. В процессе профессионального старения возникают психофизиологические и иные нарушения, могущие затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность страховщика-профессионала, профессиональное общение. Нарушения в профессиональной деятельности обычно проявляются в том, что человек не использует в технологии страхования имеющиеся у него возможности и средства по причине психического состояния усталости. Он постепенно утрачивает трудовые умения и навыки страхования; в результате снижается результативность труда.
Деформации и отклонения личности проявляются в том, что под влиянием условий труда или возраста ослабевают некоторые позитивные психические качества. Человек перестает соответствовать профессиональным нормам специалиста страхового дела; при этом у него возникает неудовлетворенность трудом, часто перерастающая в депрессию.
Деформация профессионального общения, как правило, приводит к сужению круга общения с клиентами, страхователями и коллегами, к межличностной несовместимости и конфликтам как внутри коллектива, так и вне его.
Возникают барьеры, затрудняющие процесс поддержания требуемого уровня профессионального мастерства. Самое распространенное препятствие в профессиональном развитии связано с возрастными изменениями, вызванными старением (падает скорость умственной работы, наблюдается торможение познавательных процессов, ослабляется оперативная память при хорошей сохранности старой информации, усиливается субъективность оценок и др.).
Среди причин ошибок можно назвать и возникновение конфликта между возможностями индивидуума и характером решаемой задачи. Не всегда специалист страхового дела по своим индивидуальным качествам и возможностям способен безошибочно выполнить возложенную на него задачу. Чаще всего такие конфликты случаются, когда попутно с решением основной задачи ставится другая задача, требующая срочных действий.
Существенно влияет на допускаемые ошибки в зависимости от характера, условий и режима труда в сфере страхования темперамент специалиста. Не менее важно и такое индивидуальное качество, как внимание, т.е. способность к концентрации сознания на решаемой задаче без реакции на отвлекающие сигналы внешней среды. Для специалиста в страховании важна и эмоциональная устойчивость.
Состояние здоровья и ошибки. Речь идет о некоторой группе состояний, отражающихся на общем самочувствии человека и отрицательно сказывающихся на его функциональных возможностях. Болезненные состояния, хроническое утомление, ощущение усталости, воздействие алкоголя, некоторых видов лекарств – все это вместе или в отдельности может способствовать появлению ошибок работе.
Основное направление работы по преодолению, точнее, уменьшению, количества допускаемых персоналом ошибок и, в первую очередь, тяжести их последствий для страховой деятельности – это построение системы эффективного контроля.
Действия контроля в страховом деле имеют общие признаки любого контролирующего действия. Их основная цель - сравнить что-то с чем-то непосредственно или умозрительно.
Исполнительная часть действия контроля (само сличение чего-то с чем-то) - это комплекс словесно-логических, сенсорно-перцептивных и двигательных действий. Что именно в этом комплексе будет преобладать, зависит от особенностей контролируемого объект и от личных предпочтений человека.
Чтобы специалист страхового дела умел концентрировать внимание на выполняемой задаче, его надо учить действиям контроля и самоконтроля. Это можно делать различными способами, в том числе и в процессе проведения разного вида тренингов.
Профессиональный тренинг - это система воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование или коррекцию у специалиста необходимых профессиональных качеств. К функциям тренинга относят преобразующую, корректирующую, профилактическую и некоторые другие функции.
Полностью избежать ошибок в страховании, как и в любом ином виде деятельности, невозможно. Речь может идти только о минимизации количества, характера и последствий допускаемых ошибок.
- 150048, Г. Ярославль, Московский проспект, 151, телефон 44-99-36
- Вопрос: Специфика обслуживания клиентов - юридических лиц.
- 1. Вопрос: Понятия страховых посредников.
- 2. Вопрос: Брокеры как субъекты рынка страховых услуг.
- 4. Вопрос: Взаимоотношения между страховой компанией страховыми агентами.
- 6. Вопрос: Специфика обслуживания клиентов - юридических лиц.
- 7. Вопрос: Специфика обслуживания клиентов - физических лиц.
- 9. Вопрос: Ключевые маркетинговые характеристики этапов жизненного цикла страховых услуг
- Ключевые бизнес - характеристики этапов жизненного цикла страховых услуг
- 10. Вопрос: Характеристика системы продвижения страховых услуг.
- 11. Вопрос: Характеристика рекламы как средства продвижения страховой услуги Классификация видов рекламы
- Основные количественные параметры рекламы
- Преимущества и недостатки различных средств распространения рекламы
- 12. Вопрос: Личное продвижение страховой услуги.
- Типовые функции и задачи страхового агента
- 13. Вопрос: Преимущества и недостатки различных систем оплаты труда страховых агентов
- 14. Вопрос: Этапы процесса личной продажи страховой услуги.
- 15. Вопрос: Понятие страхового мерчандайзинга
- 16. Вопрос: Оформление точки продаж и внутриофисная реклама.
- 17. Вопрос: Телемаркетинг, или Особенности продаж по телефону и электронной почте.
- 18. Вопрос: Продавец страховых продуктов - образец корпоративной культуры своей компании.
- 19. Вопрос: Типичные ошибки, допускаемые в страховом деле.
- 20. Вопрос: Требования к личным качествам страхового агента.
- Функциональные блоки психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов в страховании
- 21. Вопрос: Требования к психологическим свойствам страхового агента.
- 22. Вопрос: Требования к психофизиологическим свойствам страхового агента.
- 23. Вопрос: Структура менеджмента страховой компании.
- Литература