28.Особенности управления рисками, связанными с внешнеэкономической деятельностью.
Коммерческая и предпринимательская деятельность в ВЭД
неизбежно связана с угрозой имущественных интересов участников
сделки, т.е. связана с риском.
Под риском понимаются возможные неблагоприятные события,
которые могут произойти и нанести убытки участникам ВЭД. Для
борьбы с рисками крупные зарубежные фирмы имеют специальные
службы, занимающиеся предотвращениями возможного ущерба.
Работа по управлению рисками должна включать следующие
функции:
- анализ ситуации и определение возможных рисков;
- оценку вероятного ущерба и принятие решения;
- реализацию принятых решений и контроль за их выполнением.
Наиболее вероятными и нежелательными являются внешние
риски. Для их избежания или снижения можно выделить следующие
группы методов:
- страхование, т.е. использование различных полисов и дого-
воров страхования;
- хеджирование, как метод использования биржевых фьючер-
ных контрактов и опционов;
- различные формы и методы расчетно-кредитных отношений;
- анализ и прогнозирование коньюктуры;
- другие методы.
Наибольший эффект может быть достигнут за счет сочетания,
комбинации различных методов управления рисками.
Во ВЭД определяются два важных условия экспортно-
импортной сделки - момент перехода риска потери или повреждения
товара и распределения затрат между продавцом и покупателем.
Применяемые в международной торговле правила «Инкотермс-
90», обязательства относительно страхования грузов содержатся
только при поставке грузов (13 позиций) на условиях CJF и CJP, т.е. соответственно страховой полис вместе с другими документами, пе-
редается покупателю, Минимальная страховая сумма должна покры-
вать сумму контракта (т.е. стоимость товара и фрахта) плюс 10% и
должна быть установлена в валюте контракта.
В практике страхования существует два основных принципа
формирования рисков.
Первый принцип построен на методе исключения, т.е. по этому
принципу груз страхуется от всех рисков, за исключением некоторых.
Второй принцип построен на методе включения, т.е. груз счита-
ется застрахованным только от тех рисков, которые перечислены.
При страховании важное значение имеет выбор страховой ком-
пании. В России действует большое количество страховых компаний.
Бесспорным лидером в страховании внешнеторговых грузов является
страховое акционерное общество (САО) «Ингосстрах». Оно имеет
развитую сеть дочерних компаний и представительств за рубежом.
Риски, по которым страхует «Ингосстрах»:
1) огонь, молния, буря, вихрь, крушение или столкновение су-
дов, самолетов между собой или с неподвижными предметами, по-
садка судна на мель, провал мостов, взрыв, повреждения судна
льдом, подмочка забортной водой;
2) пропажа вида транспорта без вести (судно, самолет, автомо-
биль);
3) несчастные случаи при погрузке, укладке, выгрузке;
4) общая авария.
В процессе ВЭД часто встречается риск неплатежа ино-
странного партнера.
Мировой рынок насыщен большим многообразием товаров. По-
этому экспортеры вынуждены использовать различные методы по-
вышения конкурентоспособности, в том числе и поставку товаров на
условиях коммерческого кредита, что обусловлено большим риском.
В этом случае во всем мире получили распространение экспортные
кредиты, или страхование дебиторской задолженности.
Страховым случаем, в результате наступления которого стра-
ховщик обязан выплатить страховую сумму, является задержка пла-
тежа после определенного периода ожидания. Эта сумма устанавли-
вается обычно на уровне 20-30%. При этом страхователь обязан пре-
доставить страховщику всю информацию и документы, которые, по
мнению страховщика, являются необходимыми для определения фак-
та несостоятельности и оценки величины убытка.
Страхование инвестиций может осуществляться в разных
формах и в соответствии с Законом РФ «Об иностранных инвестици ях» путем: долевого участия в создании и работы предприятий; соз-
дание предприятий принадлежащих инвесторам; портфельные инве-
стиции, т.е. приобретение ценных бумаг; предоставление и получение
отсрочки платежа на срок более 180 дней; предоставление и получе-
ние финансовых кредитов на срок более 180 дней.
Риски, которым подвержены прямые инвестиции, могут быть
разделены следующим образом:
- риски стихийных бедствий;
- риск пожара;
- технические риски;
- политические риски;
- действия третьих лиц (грабеж, воровство и др.);
- хозяйственные риски;
- другие риски.
Большинство из этих групп инвестиционных рисков покрывает-
ся страхованием или иногда самострахованием, т.е. путем создания
неких собственных резервных фондов.
Объектом страхования ответственности является ответст-
венность страхователя или застрахованного лица за возможный
ущерб (имущественный, личный, моральный, претензии косвенно по-
страдавших).
Страхование различных видов ответственности имеет важное
значение для ВЭД предприятия или фирмы.
Самым распространенным в мире видом страхования является
страхование автогражданской отвественности. Ежегодно в дорожно-
транспортных происшествиях в мире погибает более 300 тыс. чело-
век, около 2, 5 млн. человек получают травмы и увечья. Огромный
ущерб наносится имуществу предприятий, организаций, граждан.
Поэтому страхование автогражданской ответственности в большин-
стве развитых стран мира является обязательным.
В связи с развитием торгового мореплавания, ростом интенсив-
ности морских перевозок увеличивается актуальность страхования
ответственности судовладельцев. Объектами страхования могут быть
обязательства по возмещению вреда жизни и здоровью пассажиров,
экипажа и других лиц, а так же имуществу третьих лиц. Принимают-
ся на страхование так же риски, связанные с применением вреда ок-
ружающей среде нефтепродуктами.
При страховании гражданской ответственности авиаперевозчика
(владельца воздушного судна) выделяют следующие виды ущерба:
- повреждение, утрата или уничтожение багажа и груза;
- смерть или повреждение здоровья пассажира;
- смерть, телесное повреждение или имущественный ущерб
третьим лицам на поверхности земли.
Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика при
полетах за рубеж является обязательным.
При страховании отвественности автоперевозчика последний
несет ответственность за полную или частичную утрату груза и
ущерб, принесенный им с момента принятия товара до момента его
доставки. Договор страхования ответственности при международных
перевозках обычно предусматривает: ответственность за фактическое
повреждение или гибель груза, а так же за косвенные убытки связан-
ные с этими обязательствами; ответственность автоперевозчика перед
таможенными властями; ответственность перед третьими лицами в
случае причинения вреда грузу.
- 1. Управленческий контроль как одна из функций управления. Формы контроля реализации решения. Формы и функции управленческого контроля.
- 2.Стили управления. Достоинства и недостатки различных стилей управления.
- 3.Модель и метод. Моделирование и его роль в принятии управленческого решения. Основные проблемы моделирования.
- 4.Критерии принятия решений в условиях неопределенности.
- 5.Сущность и задачи процесса принятия решений.
- 6.Характеристика различных типов организационных структур.
- 7.Типология организационных культур и динамика развития организации.
- 8.Поведение в малых профессиональных группах. Особенности взаимодействия человека и группы.
- 9.Вклад различных направлений научных школ в науку и практику управления.
- 10.Понятие системы и системного подхода.
- 11.Открытые и закрытые системы. Место и роль обратной связи в открытых системах.
- 12. Использование экспертных оценок в системном анализе.
- 13. Распределение прав и полномочий в менеджменте.
- 14.Организационно-правовые формы хозяйствования и их характеристика. Методы изменения форм собственности и сущность.
- 15. Формирование миссии и стратегических целей организации.
- 16.Цели и задачи стратегического менеджмента.
- 17.Тактические и стратегические мероприятия по выходу предприятия из кризиса.
- 18.Классификации и типы стратегий.
- 19. Графическое моделирование в стратегическом управлении. Построение дерева целей организации.
- 20.Использование свот-анализа в стратегическом менеджменте.
- 21.Маркетинговые стратегии для организации сферы услуг Жизненный цикл товара. Особенности ценообразования на различных стадиях.
- 22.Государственный механизм поддержки научной и инновационной деятельности.
- 23.Способы и методы стимулирования инновационной деятельности на уровне предприятия.
- 24.Понятие рыночного, технологического и стратегического риска освоения нововведения.
- 25.Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены. Конъюнктура рынка.
- 26. Эластичность спроса и предложения.
- 27.Жизненный цикл товара. Особенности ценообразования на различных стадиях.
- 28.Особенности управления рисками, связанными с внешнеэкономической деятельностью.
- 29. Валовой внутренний продукт (ввп). Валовой национальный продукт (внп). Национальный доход (нд). Номинальный и реальный ввп (внп). Дефлятор ввп (внп).
- 30.Структура цены. Методы ценообразования.
- Раздел I Внеоборотные активы
- Раздел II Оборотные активы
- Раздел I Капитал и резервы
- Раздел II Долгосрочные обязательства.
- Раздел III Краткосрочные обязательства.
- 47. Состав платежей и налогов, используемых в регулировании вэд, их целевое назначение.
- 1.1. Характеристика таможенной пошлины.
- 1. 2. Особенности взимания налога на добавленную стоимость
- 1. 4. Порядок взимания таможенных сборов
- 2. Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей.
- 53. Критерии успешного завершения процедуры оздоровления предприятия-банкрота.
- Глава 2. Финансовое оздоровление предприятий.
- 60. Требования к оформлению документов. Оперативное хранение. Передача дел в архив.
- 61. Квалификация сотрудников, формы ее повышения. Факторы, влияющие на потребность фирмы в развитии персонала.
- 62. Должностные инструкции объектов организаторской деятельности компании
- 63. Отбор и подбор кадров. Методы, используемые фирмой для привлечения кандидатов. Поиск кандидатов внутри организации.
- 64.Принципы обеспечения качества. Частные и общие факторы качества.
- 65.Качество и конкурентоспособность продукции: оценка и пути повышения.
- 66.Японская концепция четырех условий качества.
- 67. Особенности стратегического управления в страховом бизнесе
- 68. Особенности оперативного управления в страховом бизнесе
- 69. Сущность программно-целевого подхода к управлению в страховом бизнесе
- 70. Правила построения дерева целей
- 71. Правила построения дерева функций
- 72. Основные требования к кадрам в страховом бизнесе
- 74. Корпоративные нормы в страховом бизнесе
- 75. Методы подбора кадров в страховом бизнесе
- 76. Методы расстановки кадров в страховом бизнесе
- 78. Сущность и особенности диверсификации деятельности страховой организации
- 79. Анализ структуры страхового портфеля страховой организации
- 80. Формирование прибыли страховой организации
- 82. Особенности страхования имущества физических и юридических лиц
- 84. Методы определения ущерба и страхового возмещения.
- 85. Страхование грузов на территории Российской Федерации.
- 86. Особенности страхования валютных рисков во внешнеэкономической деятельности.
- 87 Особенности страхования валютных рисков во внешнеэкономической деятельности.
- 88. Имущественные виды страхования во внешнеэкономических отношениях.
- 89. Страхование как необходимый элемент туристической деятельности.
- 90. Виды страхования в туризме.
- 91. Субъекты оказания страховых услуг туристам.
- 92. Особенности страхования граждан, выезжающих за рубеж.
- 93. Формы организации страхования граждан, выезжающих за рубеж.
- 94. Договор страхования граждан, выезжающих за рубеж.
- 95. Страхование неотложной помощи.
- 96. Современные сервисные компании.
- 97. Имущественное страхование туристов.
- 98. Источники финансирования добровольного медицинского страхования. Варианты оплаты страхового случая.
- 99. Виды сертификации, установленные в Законе рф «о сертификации туристской деятельности». Цели сертификации и порядок проведения.
- 100. Особенности страхования международной торговли.
- 101. Специфические черты страховой организации как объекта управления.
- 102. Страховая премия, форма и порядок ее уплаты. Франшиза.
- 103. Организация имущественного страхования.
- 104. Характеристика конфликтов в страховом бизнесе и способы их урегулирования.
- 105. Страхование профессиональной ответственности.
- 106. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
- 107. Страхование гражданской ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами.
- 108. Права и обязанности граждан в системе обязательного медицинского страхования
- 109. Страхование финансовых рисков внешнеэкономической деятельности
- 110. Страхование международных кредитных отношений
- 111. Особенности страхования кредитов
- 112. Формы страхования кредитных рисков
- 113. Страхование рисков внешнеэкономической деятельности отечественными страховыми компаниями.
- 114. Особенности внутренних предпринимательских рисков
- 115. Характеристика микро- и макросреды страховой организации.
- 116. Коммуникации и переговоры в страховом бизнесе. Функции делового общения.