logo search
Архив WinRAR / Uchebnik_BU_v_SO

2. Особенности формирования учетной политики страховой организации

К внутренним организационно-распорядительным документам, регулирующим систему бухгалтерского учета, относится учетная политика, которая раскрывает применение основных законов и нормативных актов в учете своих организаций. В ней формируются основные методологические принципы ведения бухгалтерского учета.

Учетная политика характеризует три аспекта учетного процесса: методический, технический и организационный.

Методический аспект учетной политики включает способы оценки имущества и обязательств, методы учета расходов, определение дохода и исчисления прибыли, методы формирования и учета страховых резервов и др.

Технический аспект учетной политики включает вопросы организации обработки учетной информации, рабочий план счетов, формы внутренней отчетности, порядок инвентаризации имущества и обязательств, организацию внутреннего контроля, порядок составления внешней отчетности и др.

Организационный аспект учетной политики раскрывает те стороны учетной системы, которые связаны с наличием структурных подразделений страховой организации и ее филиалов.

Все стороны учетной политики имеют большое значение для рациональной организации учета и контроля за деятельностью страховой организации.

Учетная политика формируется главным бухгалтером на основе ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Утверждается учетная политика руководителем организации. В составе учетной политики утверждаются:

Элементы учетной налоговой политики страховая организация может оформлять отдельным документом «Налоговая политика» в составе учетной политики.

Учетная политика должна следовать принятым ПБУ 1/2008 принципам организации бухгалтерского учета. В их составе предусматриваются базовые допущения и требования.

Учетная политика применяется страховой организацией и ее структурными подразделениями (включая выделенные на самостоятельный баланс). Способы ведения бухгалтерского учета, определенные в учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения учетной политики в соответствии с приказом или распоряжением по организации.

В бухгалтерской отчетности страховая организация должна раскрыть все принятые ею при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без которых невозможна достоверная оценка финансового положения и финансовых результатов деятельности. В их числе методы:

Перечисленные существенные способы ведения бухгалтерского учета раскрываются в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности страховой организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность не требует раскрытия информации об учетной политике, если в ней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный год.

Изменение учетной политики может иметь место в случае изменения законодательства РФ, нормативных актов по бухгалтерскому учету, предусматривающих принятие новых способов ведения бухгалтерского учета, изменения условий деятельности организации (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности).

Изменение учетной политики вводится в действие утвержденным приказом или распоряжением по организации с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

  1. Организация управленческого учета в страховых организациях

Для управления организацией необходима согласованная система оперативного бухгалтерского или управленческого учета и внутренней отчетности, позволяющая своевременно получать информацию о всех существенных изменениях в показателях. Хорошо организованный управленческий учет, соответствующий условиям деятельности страховой организации, может обеспечить не только контроль текущей работы, но и улучшение ее результатов в будущем.

Информационная функция управленческого учета может быть реализована в страховых организациях на основе использования элементов бюджетирования. Бюджетирование – это система краткосрочного планирования учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности или сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами. Бюджеты охватывают все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации и включают плановые и отчетные данные.

В общем виде система бюджетирования для страховых организаций состоит из трех бюджетов:

1) операционный бюджет: бюджет операционных доходов, бюджет расходов по управлению, бюджет прямых расходов на ведение дела;

2) инвестиционный бюджет: бюджет инвестиционных доходов, бюджет инвестиционных расходов;

3) финансовый бюджет: бюджет финансовых доходов, бюджет финансовых расходов.

Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период. Следовательно, объектом рассмотрения операционного бюджета является текущая деятельность, связанная с проведением страхования, сострахования и перестрахования, а также затраты, необходимые для их проведения.

Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов и финансовых вложений.

Цель финансового бюджета – планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле – баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания собственного капитала организации, финансовой устойчивости в течение бюджетного периода.

Формы используемых в управленческом учете бюджетов должны содержать не только плановые, но и фактические показатели. Уникальность таких форм заключается в том, что они одновременно являются формами внутренней управленческой отчетности и могут использоваться для определения динамики показателей, анализа их выполнения по сравнению с планом и прогнозом.