4. Ценовая дискриминация
Общей чертой несовершенной конкуренции является ценовая дискриминация – это дифференциация цен на один и тот же продукт производителем для покупателей, не обусловленная никакими различиями в издержках.
Ценовая дискриминация (ЦД) может применяться только в условиях несовершенной конкуренции, поскольку свободная конкуренция неизбежно привела бы к возникновению единой цены на товар.
УД имеет место всегда, когда фирма продает свой товар по двум или более ценам.
ЦД осуществима, если выполняются три условия:
1. Производитель должен обладать достаточной монопольной властью, чтобы контролировать производство и ценообразование на этот продукт, т.е. не быть совершенным конкурентом.
2. Ценовая эластичность спроса на этот товар разная для различных групп покупателей, т.е. на рынке должны быть четко представлены сегменты покупателей, которые выражают разную готовность и способность платить за товар.
3. Фирма должна быть способна разделить сбыт каждой группе покупателей так, чтобы невозможна была перепродажа товара покупателями приобретающими товар по низкой цене покупателям приобретающим его по более высокой цене, т.е. эти группы покупателей должны быть изолированы друг от друга.
Существуют три возможных степени (вида) ценовой дискриминации.
Дискриминация первой степени или совершенная дискриминация состоит в том, что каждая единица произведенного товара имеет свою цену, которая равна цене спроса. Прибыль производителя в этом случае достигнет максимальных масштабов, поскольку каждый покупатель заплатит ту цену, которую он вообще способен заплатить, кроме того число покупателей значительно расширяется, потому что ими станут все, кто способен покрыть предельные издержки и принести производителю хоть минимальную прибыль на каждую проданную продукцию.
Дискриминация второй степени осуществляется когда покупатель платит разные цены за разное количество приобретенного товара. На практике этот вид осуществляется в форме скидок и надбавок на цены товаров и услуг. Основной принцип этого вида дискриминации: купи больше – заплатишь меньше.
Дискриминация третьей степени предполагает разделение покупателей на разные группы и для каждой из них устанавливается своя цена. Дискриминация покупателей может быть осуществлена на основе различных критериев: социальных групп (бедные платят меньше); месте продажи (ресторан или обыкновенный магазин); времени продажи (утро, ночь) и т.д.
Цели ЦД слишком очевидны:
во-первых, увеличение прибыли производителя;
во-вторых, расширение объема своих продаж, которые тоже в конечном итоге обеспечивают увеличение прибыли (особенно это важно для производителей функционирующих на рынке монополистической конкуренции).
Ценовая дискриминация несет в себе и положительные, и отрицательные последствия. Положительно увеличение объема продаж, снижение цен, некоторые виды услуг вообще не могли бы осуществляться для широкой группы покупателей, например, телефон для пенсионеров в России и т.д. Вместе с тем негативные последствия отрицательно сказываются на общественном развитии. ЦД иногда связана с прямым обманом покупателей, построена на их некомпетентности в торговых операциях; нерациональном распределении ограниченных ресурсов и т.д. В этой связи ЦД должна находиться под действенным контролем государства.
- Введение
- Лекция 1. Экономическая теория: объект изучения, методы исследования
- 1. Предмет, цели и задачи экономической теории
- 2. Методы экономической теории
- 3. Функции экономической науки
- Лекция 2. Общественное производство: цели, ресурсы и результаты
- 1. Факторы производства
- 2. Ограниченность ресурсов и проблема оптимальности
- 3. Структура производства, общественный продукт и его формы
- Лекция 3. Отношения собственности и формы предпринимательства
- 1. Понятие собственности, ее типы и формы
- 2. Содержание и формы предпринимательской деятельности
- 3. Проблемы собственности и приватизации
- Лекция 4. Основы товарного производства
- 1. Формы общественного хозяйства. Товарное производство
- 2. Товар и его свойства
- 3. Величина стоимости товара
- 4. Закон стоимости и его роль в товарном хозяйстве
- 5. Развитие форм стоимости. Возникновение и сущность денег
- 6. Функции денег. Законы денежного обращения
- Лекция 5. Общая теория спроса и предложения
- 1. Рыночная система отношений
- 2. Спрос и факторы его определяющие
- 3. Предложения и факторы его определяющие
- 4. Рыночное равновесие
- 5. Эластичность спроса и предложения
- Лекция 6. Спрос и поведение потребителя
- 1. Общая и предельная полезность. Уравнение потребительского равновесия
- 2. Бюджетные ограничения и кривые безразличия
- 3. Потребительский выбор
- Лекция 7. Фирма на рынке совершенной конкуренции
- 1. Фирма - основной агент рыночных отношений
- 2. Типы рыночных структур
- 3. Издержки производства и прибыли
- 4. Чистая конкуренция
- Лекция 8. Несовершенный рынок и поведение фирмы
- 1. Чистая монополия
- 2. Монополистическая конкуренция
- 3. Олигополия
- 4. Ценовая дискриминация
- 5. Антимонопольное регулирование
- Лекция 9. Капитал как фактор производства
- 1. Капитал и процесс образования стоимости. Теории капитала
- 2. Движение капитала и его структура
- 3. Доход на капитал. Прибыль и норма прибыли
- 4. Оценка капитала и инвестиционные решения
- 5. Процесс накопления капитала
- Лекция 10. Рынок труда. Труд как фактор производства
- 1. Рабочая сила и труд. Рынок труда
- 2. Спрос и предложения на рынке труда
- 3. Сущность и организация заработной платы
- Лекция 11. Земля как фактор производства
- 1. Особенности сельского (аграрного) производства
- 2. Рентные отношения. Земельная рента и арендная плата. Формы земельной ренты. Цена земли
- 3. Земельные (аграрные) отношения и формы сельскохозяйственного производства
- Лекция 12. Организация товарного рынка. Товарная биржа
- 1. Товарный рынок и его основные элементы
- 2. Функции и формы торгово-посреднической деятельности
- 3. Товарная биржа. Механизм биржевой торговли
- 4. Биржевые сделки
- 5. Ценообразование на товарной бирже
- Лекция 13. Денежно-кредитная система. Банки.
- 1. Формы денежных агрегатов
- 2. Валюта, конвертируемость денег
- 3. Банковская система. Функции центрального банка российской федерации.
- 4. Коммерческие банки и другие кредитные организации
- 5. Основные банковские операции
- Лекция 14. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа
- 1. Фиктивный капитал и рынок ценных бумаг
- 2. Долговые ценные бумаги. Облигации
- 3. Акции и акционерный капитал
- 4. Фондовая биржа как вторичный рынок ценных бумаг
- Лекция 15. Национальная экономика: Результаты и измерение
- 1. Макроэкономический анализ. Национальное счетоводство
- Оглавление