1. Фирма - основной агент рыночных отношений
Фирма (firma-ит.) в переводе означает "торговое имя" коммерсанта. Деятельность людей, и в первую очередь предпринимателя, знает множество конкретных форм и способов ее организации, экономического и юридического обособления.
В рыночной экономике фирма является главным экономическим агентом производства и распределения товаров. Концентрируя внимание на экономике фирмы, ее внутренних экономических решениях, поведении на рынке возможно понять как работает рыночная экономика в целом.
Фирма в общем виде - это наименование, над которым предприятие или их объединения выступают в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного субъекта.
"Фирма" и "предприятие" кардинально различные категории экономической науки, хотя в литературе они зачастую отождествляются. Под предприятием следует понимать определенный производственно-технический комплекс, позволяющий создавать необходимые товары. Фирма же - это организационно-экономическая, общественная форма производства. В составе фирмы может быть одно или несколько предприятий.
На практике наблюдается широкое разнообразие фирм. Они могут находиться в различных формах собственности, преследовать различные текущие цели, иметь разные организационно-правовые формы, обладать разными размерами (от сравнительно небольших, управляемых собственником предприятия до крупных, управляемых командой профессиональных менеджеров и имеющих тысячи наемных работников) различаться степенью диверсификации производства и т.д. Но независимо от всех возможных разнообразий всем фирмам присущи определенные фундаментальные черты:
во-первых, каждая из них присутствует на рынке в качестве покупателя производственных ресурсов;
во-вторых, все они используют и обладают ограниченными ресурсами;
в третьих, присутствуют на рынке как продавцы своих товаров;
в четвертых, каждая фирма самостоятельно принимает важные экономические решения относительно своей деятельности: производства, использования ресурсов и т.д.
- Введение
- Лекция 1. Экономическая теория: объект изучения, методы исследования
- 1. Предмет, цели и задачи экономической теории
- 2. Методы экономической теории
- 3. Функции экономической науки
- Лекция 2. Общественное производство: цели, ресурсы и результаты
- 1. Факторы производства
- 2. Ограниченность ресурсов и проблема оптимальности
- 3. Структура производства, общественный продукт и его формы
- Лекция 3. Отношения собственности и формы предпринимательства
- 1. Понятие собственности, ее типы и формы
- 2. Содержание и формы предпринимательской деятельности
- 3. Проблемы собственности и приватизации
- Лекция 4. Основы товарного производства
- 1. Формы общественного хозяйства. Товарное производство
- 2. Товар и его свойства
- 3. Величина стоимости товара
- 4. Закон стоимости и его роль в товарном хозяйстве
- 5. Развитие форм стоимости. Возникновение и сущность денег
- 6. Функции денег. Законы денежного обращения
- Лекция 5. Общая теория спроса и предложения
- 1. Рыночная система отношений
- 2. Спрос и факторы его определяющие
- 3. Предложения и факторы его определяющие
- 4. Рыночное равновесие
- 5. Эластичность спроса и предложения
- Лекция 6. Спрос и поведение потребителя
- 1. Общая и предельная полезность. Уравнение потребительского равновесия
- 2. Бюджетные ограничения и кривые безразличия
- 3. Потребительский выбор
- Лекция 7. Фирма на рынке совершенной конкуренции
- 1. Фирма - основной агент рыночных отношений
- 2. Типы рыночных структур
- 3. Издержки производства и прибыли
- 4. Чистая конкуренция
- Лекция 8. Несовершенный рынок и поведение фирмы
- 1. Чистая монополия
- 2. Монополистическая конкуренция
- 3. Олигополия
- 4. Ценовая дискриминация
- 5. Антимонопольное регулирование
- Лекция 9. Капитал как фактор производства
- 1. Капитал и процесс образования стоимости. Теории капитала
- 2. Движение капитала и его структура
- 3. Доход на капитал. Прибыль и норма прибыли
- 4. Оценка капитала и инвестиционные решения
- 5. Процесс накопления капитала
- Лекция 10. Рынок труда. Труд как фактор производства
- 1. Рабочая сила и труд. Рынок труда
- 2. Спрос и предложения на рынке труда
- 3. Сущность и организация заработной платы
- Лекция 11. Земля как фактор производства
- 1. Особенности сельского (аграрного) производства
- 2. Рентные отношения. Земельная рента и арендная плата. Формы земельной ренты. Цена земли
- 3. Земельные (аграрные) отношения и формы сельскохозяйственного производства
- Лекция 12. Организация товарного рынка. Товарная биржа
- 1. Товарный рынок и его основные элементы
- 2. Функции и формы торгово-посреднической деятельности
- 3. Товарная биржа. Механизм биржевой торговли
- 4. Биржевые сделки
- 5. Ценообразование на товарной бирже
- Лекция 13. Денежно-кредитная система. Банки.
- 1. Формы денежных агрегатов
- 2. Валюта, конвертируемость денег
- 3. Банковская система. Функции центрального банка российской федерации.
- 4. Коммерческие банки и другие кредитные организации
- 5. Основные банковские операции
- Лекция 14. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа
- 1. Фиктивный капитал и рынок ценных бумаг
- 2. Долговые ценные бумаги. Облигации
- 3. Акции и акционерный капитал
- 4. Фондовая биржа как вторичный рынок ценных бумаг
- Лекция 15. Национальная экономика: Результаты и измерение
- 1. Макроэкономический анализ. Национальное счетоводство
- Оглавление