3. Предложения и факторы его определяющие
Предложение (supply – англ.) – выражает желание и способность производителей поставить на рынок определенное количество товара в сложившихся условиях.
Количество товара, которое производители решают предложить к продаже в определенном месте и за определенный период, обусловлено рядом факторов, подразделяемых на ценовые и неценовые.
Среди ценовых выделяют один фактор – цена данного товара. Между ценой и количеством предлагаемого товара устанавливается прямая или положительная связь, т.е. с ростом цен на рынке соответственно возрастает и предложение товаров, со снижением цен сокращается и предложение. Эта зависимость называется законом предложения. Он проявляется только при равенстве прочих условий.
С точки зрения потребителя цена выступает как сдерживающий фактор, поскольку потребитель выступает в роли плательщика. Поставщик же выступает в роли получателя денег за продукт, т.е. для него цена – это выручка за каждую единицу продукта, поэтому она является стимулом к тому, чтобы увеличивать предложение товара на рынке.
Прямую зависимость между ценой и предложением товара можно описать с помощью функции.
Qsx=f(Px) (5.3.1.)
Г рафическое изображение этой функции называется кривой предложения и обозначается SS. Она обычно выпукла в сторону объема или может быть линейной (см. рис. 5.4).
Рис. 5.3.1. Кривая предложения
Кривая предложения показывает: либо какое количество товара согласны предложить на рынке производители при установившейся цене, например, при установлении цены P1 предложение будет равно Qs1, либо по какой цене согласны производители продать определенное количество товара, например, количество Qs2 будет реализовано по цене P2.
Таким образом, кривая предложения – это цена производителя, причем эта цена всегда минимальная, т.е. количество товара Qs1 производители согласны продавать по цене P1, как рациональные субъекты рынка по цене выше P1, они тоже согласны продавать это количество продукта, но по цене ниже P1– нет. См. рис. 5.3.2.
Рис. 5.3.2. Кривая предложения – цена производителя
Следует различать индивидуальную и рыночную кривые предложения. Кривая предложения представляющая собой сумму количеств товара, предлагаемых отдельными продавцами, называется рыночной (или отраслевой) кривой предложения, соответственно, кривая характеризующая желания и возможности индивидуальных производителей, является индивидуальной кривой предложения.
Неценовые факторы предложения. Они разнообразны по своему содержанию и их достаточно много, назовем лишь самые основные среди них:
1. Цены на ресурсы (Рr). Чем ниже затраты производителя на исходное сырье, тем большее количество продукции они смогут предложить на рынок.
2. Налоги и дотации (tax and subsidy, TS).
Фирмы рассматривают налоги как затраты, поэтому их рост увеличивает затраты производителей и тем самым сокращает предложение, напротив дотации считаются налогом наоборот, поэтому они фактически снижают затраты на производство. тем самым увеличивая его.
3. Технические возможности производителей (К). Они зависят от развития научно-технического прогресса. Чем выше уровень прогресса, тем эффективнее становится производство, т. е. на каждую единицу затраченных ресурсов производится все больше продукции.
4. Ожидания производителей (Е) – могут значительно изменить как текущее, так и будущее предложение. Например, ожидаемый рост цен на выпускаемую продукцию может существенно увеличить текущее предложение, кроме того, этот факт выступает побудительным мотивом к расширению производственных мощностей фирмы, а это в свою очередь приведет к увеличению объема предложения данной продукции в будущем.
Таким образом, общая функция предложения, характеризующая поведение производителей на рынке будет иметь вид:
Qsx = f(Px, Pa…Pz, R, K, TS, E…) (5.3.2.)
Необходимо различать понятия "предложение" и "величина предложения", а соответственно "изменение предложения" и "изменение величины предложения".
Предложение описывает все отношения на всем протяжении кривой предложения, величина предложения относится к конкретной точке на кривой предложения – терминология аналогичная терминологии спроса. Изменение величины предложения означает передвижение из одной точки кривой предложения в другую ее точку. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.
Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения. Увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение влево. Причиной изменения предложения служит изменение неценовых его факторов (см. рис. 5.3.3.).
- Введение
- Лекция 1. Экономическая теория: объект изучения, методы исследования
- 1. Предмет, цели и задачи экономической теории
- 2. Методы экономической теории
- 3. Функции экономической науки
- Лекция 2. Общественное производство: цели, ресурсы и результаты
- 1. Факторы производства
- 2. Ограниченность ресурсов и проблема оптимальности
- 3. Структура производства, общественный продукт и его формы
- Лекция 3. Отношения собственности и формы предпринимательства
- 1. Понятие собственности, ее типы и формы
- 2. Содержание и формы предпринимательской деятельности
- 3. Проблемы собственности и приватизации
- Лекция 4. Основы товарного производства
- 1. Формы общественного хозяйства. Товарное производство
- 2. Товар и его свойства
- 3. Величина стоимости товара
- 4. Закон стоимости и его роль в товарном хозяйстве
- 5. Развитие форм стоимости. Возникновение и сущность денег
- 6. Функции денег. Законы денежного обращения
- Лекция 5. Общая теория спроса и предложения
- 1. Рыночная система отношений
- 2. Спрос и факторы его определяющие
- 3. Предложения и факторы его определяющие
- 4. Рыночное равновесие
- 5. Эластичность спроса и предложения
- Лекция 6. Спрос и поведение потребителя
- 1. Общая и предельная полезность. Уравнение потребительского равновесия
- 2. Бюджетные ограничения и кривые безразличия
- 3. Потребительский выбор
- Лекция 7. Фирма на рынке совершенной конкуренции
- 1. Фирма - основной агент рыночных отношений
- 2. Типы рыночных структур
- 3. Издержки производства и прибыли
- 4. Чистая конкуренция
- Лекция 8. Несовершенный рынок и поведение фирмы
- 1. Чистая монополия
- 2. Монополистическая конкуренция
- 3. Олигополия
- 4. Ценовая дискриминация
- 5. Антимонопольное регулирование
- Лекция 9. Капитал как фактор производства
- 1. Капитал и процесс образования стоимости. Теории капитала
- 2. Движение капитала и его структура
- 3. Доход на капитал. Прибыль и норма прибыли
- 4. Оценка капитала и инвестиционные решения
- 5. Процесс накопления капитала
- Лекция 10. Рынок труда. Труд как фактор производства
- 1. Рабочая сила и труд. Рынок труда
- 2. Спрос и предложения на рынке труда
- 3. Сущность и организация заработной платы
- Лекция 11. Земля как фактор производства
- 1. Особенности сельского (аграрного) производства
- 2. Рентные отношения. Земельная рента и арендная плата. Формы земельной ренты. Цена земли
- 3. Земельные (аграрные) отношения и формы сельскохозяйственного производства
- Лекция 12. Организация товарного рынка. Товарная биржа
- 1. Товарный рынок и его основные элементы
- 2. Функции и формы торгово-посреднической деятельности
- 3. Товарная биржа. Механизм биржевой торговли
- 4. Биржевые сделки
- 5. Ценообразование на товарной бирже
- Лекция 13. Денежно-кредитная система. Банки.
- 1. Формы денежных агрегатов
- 2. Валюта, конвертируемость денег
- 3. Банковская система. Функции центрального банка российской федерации.
- 4. Коммерческие банки и другие кредитные организации
- 5. Основные банковские операции
- Лекция 14. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа
- 1. Фиктивный капитал и рынок ценных бумаг
- 2. Долговые ценные бумаги. Облигации
- 3. Акции и акционерный капитал
- 4. Фондовая биржа как вторичный рынок ценных бумаг
- Лекция 15. Национальная экономика: Результаты и измерение
- 1. Макроэкономический анализ. Национальное счетоводство
- Оглавление