3. Потребительский выбор
Изучение бюджетных ограничений и кривых безразличия позволяет определить, как отдельные потребители выбирают, сколько товаров каждого вида закупить. Свой выбор на рынке они делают с учетом трех обстоятельств: предпочтения, величина дохода, уровень цен.
Потребители стремятся получить максимальную общую полезность при существующих бюджетных ограничениях. Набор товаров, в котором это требование реализуется, называется оптимальным. Он должен удовлетворять как минимум двум требованиям. Во-первых, должен находиться на бюджетной линии. Во-вторых, предоставлять потребителю наиболее предпочтительное сочетание товаров.
Отсюда проблема выбора потребителя решается путем совмещения бюджетных линий и кривых безразличия (Рис. 6.4).
Рис. 4. Выбор потребителя
На рисунке карта кривых безразличия, ранжированных по степени удовлетворения потребностей, и бюджетная линия наложены на одну и ту же систему координат. Проанализируем их соотношение.
Потребитель может выбрать наборы товаров А и В, соответствующие точкам пересечения бюджетной линии и самой близкой к началу системы координат кривой безразличия. Однако этот выбор не будет рациональным потому, что, двигаясь по бюджетной линии, можно достичь более высокого уровня полезности при том же уровне дохода. В частности, выбрав набор товаров С, лежащий на более высокой кривой безразличия. Еще более высокий уровень обеспечивает набор Д, поскольку для него характерна самая высокая из представленных кривых безразличия. Но этот уровень недостижим при существующих в данный момент времени бюджетных ограничениях.
Отсюда, оптимальный набор находится в точке соприкосновения бюджетной линии и самой высокой из доступных кривой безразличия. В этой точке углы наклона бюджетной линии и кривой безразличия равны. Соответственно максимальное удовлетворение потребностей при заданном бюджетном ограничении достигается в точке, где соблюдается равенство:
MRS=Py/Px..
Иными словами, норма, при которой потребитель готов заменить один товар на другой, должна быть равна рыночной норме, при которой эта замена возможна.
Данное условие представляет собой пример условий оптимальности в экономике. А именно, максимизация полезности достигается, когда предельная выгода равна предельным издержкам. При этом предельная выгода рассматривается как МRS, то есть как количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться ради единицы другого товара, а предельные издержки – как количество товара, от которого в действительности отказываются для получения единицы другого.
Если МRS больше или меньше отмеченного соотношения, максимум удовлетворения потребностей не достигается. В то же время потребление некоторых категорий товаров определенные потребители сводят к минимуму. Тогда возникает ситуация, называемая «угловым решением» и означающая, что набор товаров оказывается на границе бюджетного ограничения. Предельная норма замещения при этом не равна соотношению цен (Рис. 6.5).
Рис. 6.5. Угловое решение
Максимизация общей полезности при данных бюджетных ограничениях означает, что, как только потребитель получает оптимальный набор товаров, у него больше нет стимула менять его на другой. Тогда условие максимизации общей полезности, а значит и оптимального выбора потребителя может быть интерпретировано с учетом уравнения равновесия потребителя. В частности, определено, что потребитель заменяет один товар на другой до тех пор, пока не уравняются их предельные ценности:
MUx_/Px = MUy_/_Py
Соответственно, данное равенство может быть представлено в виде:
MUx_/MUy = Px/Py
Тогда предельная норма замещения товаров выступает как соотношение их предельных полезностей:
MRS = MUx_/MUy
Это условие также может считаться условием оптимального выбора потребителя.
Поскольку доходы и цены меняются, может меняться и выбор потребителя.
Предположим, что меняется доход, тогда бюджетная линия параллельно смещается и для каждой бюджетной линии можно найти кривую безразличия, которая с ней соприкасается. Соединив точки соприкосновения можно получить линию, называемую линией «доход – потребление» (Рис. 6.6).
Рис. 6.6. Линия «доход – потребление»
Эта линия показывает, как меняется выбор потребителя вслед за изменением дохода.
Если меняются цены, то меняется угол наклона бюджетной линии и снова для каждой бюджетной линии можно найти свою кривую безразличия. Соединив точки оптимального выбора получаем линию «цена – потребления», показывающую как меняется выбор вслед за изменением цены (Рис. 6.7.).
Рис. 6.7. Линия «цена – потребления»
Падающий характер этой линии вполне отражает закон спроса: чем ниже цена товара, тем больше его количество в оптимальном наборе. Это увеличение можно объяснить воздействием двух обстоятельств. Во-первых, снижение цены на какой-то товар стимулирует увеличение спроса именно на него, а не на товары-заменители. Так проявляется эффект замены. Во- вторых, при снижении цены потребителю нужно тратить меньше денег на приобретение того же количества данного товара. В результате появляется дополнительная сумма, что равносильно увеличению дохода. Эти дополнительные деньги можно потратить на приобретение любых товаров, в том числе и данного товара. В этом случае спрос на него возрастает под воздействием эффекта дохода.
- Введение
- Лекция 1. Экономическая теория: объект изучения, методы исследования
- 1. Предмет, цели и задачи экономической теории
- 2. Методы экономической теории
- 3. Функции экономической науки
- Лекция 2. Общественное производство: цели, ресурсы и результаты
- 1. Факторы производства
- 2. Ограниченность ресурсов и проблема оптимальности
- 3. Структура производства, общественный продукт и его формы
- Лекция 3. Отношения собственности и формы предпринимательства
- 1. Понятие собственности, ее типы и формы
- 2. Содержание и формы предпринимательской деятельности
- 3. Проблемы собственности и приватизации
- Лекция 4. Основы товарного производства
- 1. Формы общественного хозяйства. Товарное производство
- 2. Товар и его свойства
- 3. Величина стоимости товара
- 4. Закон стоимости и его роль в товарном хозяйстве
- 5. Развитие форм стоимости. Возникновение и сущность денег
- 6. Функции денег. Законы денежного обращения
- Лекция 5. Общая теория спроса и предложения
- 1. Рыночная система отношений
- 2. Спрос и факторы его определяющие
- 3. Предложения и факторы его определяющие
- 4. Рыночное равновесие
- 5. Эластичность спроса и предложения
- Лекция 6. Спрос и поведение потребителя
- 1. Общая и предельная полезность. Уравнение потребительского равновесия
- 2. Бюджетные ограничения и кривые безразличия
- 3. Потребительский выбор
- Лекция 7. Фирма на рынке совершенной конкуренции
- 1. Фирма - основной агент рыночных отношений
- 2. Типы рыночных структур
- 3. Издержки производства и прибыли
- 4. Чистая конкуренция
- Лекция 8. Несовершенный рынок и поведение фирмы
- 1. Чистая монополия
- 2. Монополистическая конкуренция
- 3. Олигополия
- 4. Ценовая дискриминация
- 5. Антимонопольное регулирование
- Лекция 9. Капитал как фактор производства
- 1. Капитал и процесс образования стоимости. Теории капитала
- 2. Движение капитала и его структура
- 3. Доход на капитал. Прибыль и норма прибыли
- 4. Оценка капитала и инвестиционные решения
- 5. Процесс накопления капитала
- Лекция 10. Рынок труда. Труд как фактор производства
- 1. Рабочая сила и труд. Рынок труда
- 2. Спрос и предложения на рынке труда
- 3. Сущность и организация заработной платы
- Лекция 11. Земля как фактор производства
- 1. Особенности сельского (аграрного) производства
- 2. Рентные отношения. Земельная рента и арендная плата. Формы земельной ренты. Цена земли
- 3. Земельные (аграрные) отношения и формы сельскохозяйственного производства
- Лекция 12. Организация товарного рынка. Товарная биржа
- 1. Товарный рынок и его основные элементы
- 2. Функции и формы торгово-посреднической деятельности
- 3. Товарная биржа. Механизм биржевой торговли
- 4. Биржевые сделки
- 5. Ценообразование на товарной бирже
- Лекция 13. Денежно-кредитная система. Банки.
- 1. Формы денежных агрегатов
- 2. Валюта, конвертируемость денег
- 3. Банковская система. Функции центрального банка российской федерации.
- 4. Коммерческие банки и другие кредитные организации
- 5. Основные банковские операции
- Лекция 14. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа
- 1. Фиктивный капитал и рынок ценных бумаг
- 2. Долговые ценные бумаги. Облигации
- 3. Акции и акционерный капитал
- 4. Фондовая биржа как вторичный рынок ценных бумаг
- Лекция 15. Национальная экономика: Результаты и измерение
- 1. Макроэкономический анализ. Национальное счетоводство
- Оглавление