3. Величина стоимости товара
Стоимость товара создается абстрактным трудом, то есть стоимость - это абстрактный труд, затраченный на его изготовление. Следовательно, величина стоимости определяется количеством труда. Всякий труд протекает во времени, поэтому естественной мерой труда является рабочее время.
Но стоимость товара создается не просто трудом, а общественным трудом. Поэтому величина стоимости товара определяется не просто трудом, а общественно-необходимыми затратами труда. Каждый товаропроизводитель в зависимости от условий затрачивает на единицу товара различное, индивидуальное рабочее время. Однако в процессе обмена общество должно признать индивидуальные затраты за соответствующие потребностям общества. Если они признают, что товар имеет стоимость, то величина стоимости товаров определяется не индивидуальным затраченным трудом, а общественно необходимыми затратами. Общественно необходимые затраты труда - это необходимое рабочее время на производство данного товара при нормальных для данного общества условиях, среднем уровне умелости и интенсивности труда.
Нормальные условия для общества те, при которых производится основная (большая) масса продукции данного вида. На рынке индивидуальные затраты невилируются, сводятся к общественно-необходимым.
На величину стоимости товара оказывает влияние производительность труда. Производительность труда - это количество потребительных стоимостей, произведенных в единицу времени. Производительность труда - это его эффективность. Поскольку производительность труда выражается в большем или меньшем количестве потребительных стоимостей в единицу времени, она связана с конкретной стороной труда, относится к конкретному труду. Рост эффективности конкретного труда происходит в результате совершенствования техники и технологии, роста квалификации работников, улучшения организации труда и производства. В результате этого увеличивается производительная сила труда. Увеличение производительной силы труда приводит к росту количества выпускаемой продукции, созданной в единицу времени при той же массе труда. Следовательно, чем выше производительность труда, тем меньше труда воплощено в единице товара, тем ниже ее стоимость.
На величину стоимости товара оказывает влияние и интенсивность труда. Интенсивность труда - это затраты рабочей силы в единицу времени. Поскольку общественно необходимые затраты труда предполагают среднюю общественно нормальную интенсивность труда, ее повышение выше среднего уровня увеличивает стоимость товара. Чем выше интенсивность, тем больше величина стоимости.
При определении стоимости товара, важное значение имеет и качество труда. Труд, производящий товар, является простым, если он не требует специальной подготовки, и сложным, если он требует специальной подготовки, обучения. Простой труд - неквалифицированный, сложный труд - труд квалифицированный. Всякий сложный труд выступает как умноженный простой труд. Стоимость всегда определяется простым трудом. Сложный труд - механизмом рыночных отношений, сводится к простому труду.
Стоимость, созданная в единицу времени сложным трудом, выше, чем стоимость, созданная простым трудом.
- Введение
- Лекция 1. Экономическая теория: объект изучения, методы исследования
- 1. Предмет, цели и задачи экономической теории
- 2. Методы экономической теории
- 3. Функции экономической науки
- Лекция 2. Общественное производство: цели, ресурсы и результаты
- 1. Факторы производства
- 2. Ограниченность ресурсов и проблема оптимальности
- 3. Структура производства, общественный продукт и его формы
- Лекция 3. Отношения собственности и формы предпринимательства
- 1. Понятие собственности, ее типы и формы
- 2. Содержание и формы предпринимательской деятельности
- 3. Проблемы собственности и приватизации
- Лекция 4. Основы товарного производства
- 1. Формы общественного хозяйства. Товарное производство
- 2. Товар и его свойства
- 3. Величина стоимости товара
- 4. Закон стоимости и его роль в товарном хозяйстве
- 5. Развитие форм стоимости. Возникновение и сущность денег
- 6. Функции денег. Законы денежного обращения
- Лекция 5. Общая теория спроса и предложения
- 1. Рыночная система отношений
- 2. Спрос и факторы его определяющие
- 3. Предложения и факторы его определяющие
- 4. Рыночное равновесие
- 5. Эластичность спроса и предложения
- Лекция 6. Спрос и поведение потребителя
- 1. Общая и предельная полезность. Уравнение потребительского равновесия
- 2. Бюджетные ограничения и кривые безразличия
- 3. Потребительский выбор
- Лекция 7. Фирма на рынке совершенной конкуренции
- 1. Фирма - основной агент рыночных отношений
- 2. Типы рыночных структур
- 3. Издержки производства и прибыли
- 4. Чистая конкуренция
- Лекция 8. Несовершенный рынок и поведение фирмы
- 1. Чистая монополия
- 2. Монополистическая конкуренция
- 3. Олигополия
- 4. Ценовая дискриминация
- 5. Антимонопольное регулирование
- Лекция 9. Капитал как фактор производства
- 1. Капитал и процесс образования стоимости. Теории капитала
- 2. Движение капитала и его структура
- 3. Доход на капитал. Прибыль и норма прибыли
- 4. Оценка капитала и инвестиционные решения
- 5. Процесс накопления капитала
- Лекция 10. Рынок труда. Труд как фактор производства
- 1. Рабочая сила и труд. Рынок труда
- 2. Спрос и предложения на рынке труда
- 3. Сущность и организация заработной платы
- Лекция 11. Земля как фактор производства
- 1. Особенности сельского (аграрного) производства
- 2. Рентные отношения. Земельная рента и арендная плата. Формы земельной ренты. Цена земли
- 3. Земельные (аграрные) отношения и формы сельскохозяйственного производства
- Лекция 12. Организация товарного рынка. Товарная биржа
- 1. Товарный рынок и его основные элементы
- 2. Функции и формы торгово-посреднической деятельности
- 3. Товарная биржа. Механизм биржевой торговли
- 4. Биржевые сделки
- 5. Ценообразование на товарной бирже
- Лекция 13. Денежно-кредитная система. Банки.
- 1. Формы денежных агрегатов
- 2. Валюта, конвертируемость денег
- 3. Банковская система. Функции центрального банка российской федерации.
- 4. Коммерческие банки и другие кредитные организации
- 5. Основные банковские операции
- Лекция 14. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа
- 1. Фиктивный капитал и рынок ценных бумаг
- 2. Долговые ценные бумаги. Облигации
- 3. Акции и акционерный капитал
- 4. Фондовая биржа как вторичный рынок ценных бумаг
- Лекция 15. Национальная экономика: Результаты и измерение
- 1. Макроэкономический анализ. Национальное счетоводство
- Оглавление