1. Чистая монополия
Чистая монополия является антиподом чистой конкуренции.
Чистая монополия характеризуется следующими чертами:
Товар, создается одним единственным производителем, или это ситуация на рынке о которой можно сказать, что понятия фирма и отрасль совпадают.
В чистом виде конкуренция и монополия скорее всего теоретические абстракции, два логических предела, выражающие полярные рыночные ситуации. Реально они позволяют оценить поведение фирмы на рынке, определить эффективность использования ресурсов в производстве, хотя на небольших территориях монополия вполне реальна, например, в маленьком городке существует один банк, одна гостиница, одна баня и т.д.
В чистом виде предполагается, что фирма производит такой уникальный продукт, близких заменителей которому нет. Это означает, что у покупателя нет альтернативы выбора.
3. Вступление в отрасль новых производителей невозможно в силу наличия целого комплекса экономических и юридических барьеров непреодолимых для сторонних капиталов.
Монопольное положение фирмы может быть естественным, а может быть создано искусственным. Это зависит от причин ее порождающих.
Одной из причин существования монополий является эффект масштаба или экономия от масштаба. Это означает, что средние издержки в долгосрочной перспективе будут минимальными, если отрасль предоставлена на рынке только одной фирмой, а не несколькими. Т.е. если в отрасли будет действовать несколько более мелких фирм, то их средние издержки будут значительно выше, именно это обстоятельство и не позволяет войти таким фирмам в отрасль. Это естественные условия возникновения одного производителя на рынке, поэтому и монополия получила название естественной.
Примеров естественной монополии достаточно много, самым распространенным среди них является оказание коммунальных услуг населению.
Вторая причина существования монополий - неотъемлемое право фирмы на обладание или контроль ключевыми источниками сырья. Классический пример - фирма "Де Бирс", которая монопольно владеет крупнейшими алмазными рудниками и именно поэтому контролирует мировой рынок алмазов и изделий из них. Уникальные человеческие способности тоже являются условием возникновения монополий (артисты, художники, спортсмены и т.д.).
Третья причина - владение фирмой патентом на продукцию или технологический процесс, а также обладание лицензией на право осуществлять производство данного товара. Патенты и лицензии являются фактором усиления монопольной власти. Франшиза позволяет стать исключительным продавцом или производителем в определенной географической местности.
Четвертая - нечестная, недобросовестная конкуренция, т.е. использование нелегальных методов конкурентной борьбы.
Это входные барьеры, удерживающие конкурентов от попыток внедриться на рынок. Смысл их состоит в том, чтобы сделать затраты, связанные с проникновением на рынок, настолько высокими, что под угрозу была поставлена сама окупаемость инвестированных капиталов, или в конечном итоге увеличить риск всей деятельности. Существует также и выходные барьеры, которые обуславливают сохранение монополии, поскольку принуждают ее продолжать функционировать в отраслях, где низкая рентабельность (судостроение, сталелитейная промышленность) или вообще отсутствуют доходы на капитал. Примерами выходных барьеров являются: необходимость списания крупных инвестиций, большие затраты на ликвидацию, вмешательство правительства, профсоюзная оппозиция и т.д.
Положение монополиста на рынке позволяет ему самостоятельно устанавливать объемы продаж и цену, поскольку именно он олицетворяет собой отрасль. Однако эта власть все-таки подчиняется закону спроса, т.е. большое количество продукции монополист может продать по меньшей цене, а меньшее количество по большой цене или кривая спроса монополиста имеет отрицательный наклон (обыкновенный). Из этого обстоятельства вытекают важные следствия для действия монополиста:
- во-первых, предельный доход фирмы (MR) окажется меньше рыночной цены при любом объеме выпуска, за исключением начального. Это объясняется тем, что снижение цены распространяется не только на увеличение объема производства, а на весь объем. Например, монополист производит 3 единицы продукции и реализует их по цене 100 руб. Если он увеличит свое производство, допустим до 4 единиц, то монополист должен снизить цену, предположим до 90 руб. По 90 руб. он будет реализовывать не только четвертую, а все четыре единицы продукции. Поэтому предельный доход от реализации четвертой единицы будет равен рыночной цене за минусом потерь, которые несет монополист трех предыдущих единиц, вследствие снижения цены, следовательно, в нашем примере
MR4 = 90 - (10 х 3) = 60 руб.
Таким образом Р4 = 90 руб., а MR4 = 60 руб.
или Р > MR (8.1.1)
Подобный результат можно рассчитать и другим способом:
TR3 = 3 х 100 = 300 руб.
TR4 = 4 х 90 = 360 руб.
МR4 = 360 руб. - 300 руб. = 60 руб.
(Сравни полученные результаты).
Графически кривая MR будет расположена ниже кривой спроса, поскольку кривая MR имеет более крутой наклон (см. рис. 8.1.1).
Рис. 8.1.1. Соотношение цены (Р1) и предельного дохода (MR1) монополиста
- во-вторых, достижение цели - максимизация прибыли, зависит у монополиста от 2-х обстоятельств: цены и объема производства, которые он выбирает одновременно. Какую же точку на кривой спроса выбирает монополист?
Нисходящая кривая спроса (см. рис. 8.1.2) может быть разбита на три участка (см. п. 5.4): верхний - эластичный, т.е. Еd/p > 1; нижний - неэластичный, т.е. Еd/p < 1 и середина участка отвечает условиям единичной эластичности, т.е. Еd/p = 1. Для того, чтобы максимизировать выручку, находясь на эластичном участке кривой монополист вынужден снижать цену, тем самым увеличивая свой объем продаж. Между тем приращение выручки (ΔTR) складывается под воздействием 2-х обстоятельств: вследствие роста объема продаж от Q1 до Q2 выручка увеличивается на величину: P1(Q2 - Q1), но одновременное снижение цены уменьшит выручку на величину Q2(P1 - P2), т.е.
ΔTR = P1 (Q2 - Q1) - Q2 (P1 - P2) = P1 х ΔQ - Q2 x ΔP (8.1.2)
или проигрыш монополиста от снижения цен компенсируется расширением продаж, т.е. предельная выручка величина положительная, поэтому общая выручка и растет. Наибольшее значение общая выручка достигнет в точке единичной эластичности. Дальнейшее увеличение объема производства, а следовательно и снижение цены будет сопровождаться сокращением выручки, т.е. предельная выручка величина становится отрицательная, поскольку снижение цены уже не будет компенсироваться увеличением объема продаж, поэтому кривая TR имеет "холмообразный" вид. В результате - монополия не будет наращивать свое производство. Таким образом, монополист выберет такую комбинацию "цена - количество", которая находится на эластичном участке кривой спроса.
Рис. 8.1.2. Взаимосвязь эластичности спроса, предельного и общего дохода
Точки максимума выручки и максимума прибыли не совпадают. Максимум прибыли будет достигнут при меньшем объеме производства, чем максимум выручки, поэтому эта точка и находится на эластичном участке кривой спроса. Она должна отвечать либо условию:
МС = MR < P (8.1.3а)
либо TR - TC = max (8.1.4.б)
Графически это выглядит:
a)
Q1 Q
б)
Q
Q1
Рис. 8.1.3. Максимизирующие прибыль монополиста цена и объем производства
Таким образом, монополистическое положение фирмы на рынке дает ей ряд преимуществ, в том числе и получать незаработанную прибыль за счет манипулирования ценами, что можно измерить экономически:
Рис. 8.1.4. Экономические последствия монополии
В условиях монополии производство данной продукции будет представлено парой (Q-P), если бы это производство находилось в условиях совершенной конкуренции, то оно представлялось бы парой (Q1-P1), т.е. продукции было бы произведено больше и реализовывалась бы она по меньшей цене. Поэтому с точки зрения общества такое производство является самым неэффективным. Это означает, что факторов производства будет вовлекаться меньше, чем конкурентными фирмами, т.е. общество понесет потери от недоиспользования ресурсов.
Эти потери демонстрируются треугольником LFE, который получил название "мертвого убытка". (dead lass - англ.), высокие же цены монополиста позволяет ему перераспределять в свою пользу часть доходов потребителей.
Максимальная экономическая прибыль монополиста получила название монопольной прибыли и трактуется как излишек над нормальной прибылью. Устойчивость ее зависит от возможности притока в отрасль новых фирм.
В долгосрочном периоде фирма монополист может изменить масштабы своего производства в соответствии с возможностью увеличения прибыльности. Например, прогнозы об изменении спроса на продукцию монополиста могут послужить основой для принятия решения об изменении размеров ею производственных мощностей. Вообще решение этого вопроса зависит от соотношения между кривыми рыночного спроса и долгосрочных средних издержек монополиста. Это соотношение также определяет какое производство выберет монополист до или после точки минимума кривой LATC, т.е. у него нет необходимости производить при минимуме LATC и максимальном использовании ресурсов, как в условиях совершенной конкуренции. Поэтому, монополия, как в коротком, так и долгом периоде максимизирует свою прибыль при условии равенства предельных издержек и предельного дохода, т.е. МС = MR. Графическое изображение:
Рис. 8.1.5. Монополия в долгосрочном периоде
Возможна ситуация, когда в долгосрочном периоде монополист будет получать только нормальную прибыль. См. рис. 8.1.6.
Рис. 8.1.6. Монополия в долгосрочном периоде
- Введение
- Лекция 1. Экономическая теория: объект изучения, методы исследования
- 1. Предмет, цели и задачи экономической теории
- 2. Методы экономической теории
- 3. Функции экономической науки
- Лекция 2. Общественное производство: цели, ресурсы и результаты
- 1. Факторы производства
- 2. Ограниченность ресурсов и проблема оптимальности
- 3. Структура производства, общественный продукт и его формы
- Лекция 3. Отношения собственности и формы предпринимательства
- 1. Понятие собственности, ее типы и формы
- 2. Содержание и формы предпринимательской деятельности
- 3. Проблемы собственности и приватизации
- Лекция 4. Основы товарного производства
- 1. Формы общественного хозяйства. Товарное производство
- 2. Товар и его свойства
- 3. Величина стоимости товара
- 4. Закон стоимости и его роль в товарном хозяйстве
- 5. Развитие форм стоимости. Возникновение и сущность денег
- 6. Функции денег. Законы денежного обращения
- Лекция 5. Общая теория спроса и предложения
- 1. Рыночная система отношений
- 2. Спрос и факторы его определяющие
- 3. Предложения и факторы его определяющие
- 4. Рыночное равновесие
- 5. Эластичность спроса и предложения
- Лекция 6. Спрос и поведение потребителя
- 1. Общая и предельная полезность. Уравнение потребительского равновесия
- 2. Бюджетные ограничения и кривые безразличия
- 3. Потребительский выбор
- Лекция 7. Фирма на рынке совершенной конкуренции
- 1. Фирма - основной агент рыночных отношений
- 2. Типы рыночных структур
- 3. Издержки производства и прибыли
- 4. Чистая конкуренция
- Лекция 8. Несовершенный рынок и поведение фирмы
- 1. Чистая монополия
- 2. Монополистическая конкуренция
- 3. Олигополия
- 4. Ценовая дискриминация
- 5. Антимонопольное регулирование
- Лекция 9. Капитал как фактор производства
- 1. Капитал и процесс образования стоимости. Теории капитала
- 2. Движение капитала и его структура
- 3. Доход на капитал. Прибыль и норма прибыли
- 4. Оценка капитала и инвестиционные решения
- 5. Процесс накопления капитала
- Лекция 10. Рынок труда. Труд как фактор производства
- 1. Рабочая сила и труд. Рынок труда
- 2. Спрос и предложения на рынке труда
- 3. Сущность и организация заработной платы
- Лекция 11. Земля как фактор производства
- 1. Особенности сельского (аграрного) производства
- 2. Рентные отношения. Земельная рента и арендная плата. Формы земельной ренты. Цена земли
- 3. Земельные (аграрные) отношения и формы сельскохозяйственного производства
- Лекция 12. Организация товарного рынка. Товарная биржа
- 1. Товарный рынок и его основные элементы
- 2. Функции и формы торгово-посреднической деятельности
- 3. Товарная биржа. Механизм биржевой торговли
- 4. Биржевые сделки
- 5. Ценообразование на товарной бирже
- Лекция 13. Денежно-кредитная система. Банки.
- 1. Формы денежных агрегатов
- 2. Валюта, конвертируемость денег
- 3. Банковская система. Функции центрального банка российской федерации.
- 4. Коммерческие банки и другие кредитные организации
- 5. Основные банковские операции
- Лекция 14. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа
- 1. Фиктивный капитал и рынок ценных бумаг
- 2. Долговые ценные бумаги. Облигации
- 3. Акции и акционерный капитал
- 4. Фондовая биржа как вторичный рынок ценных бумаг
- Лекция 15. Национальная экономика: Результаты и измерение
- 1. Макроэкономический анализ. Национальное счетоводство
- Оглавление