2. Долговые ценные бумаги. Облигации
Значительная часть операций на рынке ценных бумаг связана с движением долговых ценных бумаг, обслуживающих отношения займа. Эмитент таких ценных бумаг становится заемщиком, инвестор - кредитором.
Основным видом долговых ценных бумаг являются облигации. Облигация - эмиссионная ценная бумага, предусматривающая право на получение от эмитента ее номинальной стоимости и зафиксированного процента от этой стоимости или их имущественного эквивалента.
Как ценные бумаги облигации имеют особые характеристики. Во-первых, они всегда выпускаются на строго определенный срок, называемый сроком погашения. По его истечении облигации подлежат выкупу у их владельца (облигационера). При этом сумма долга по облигации должна быть возвращена в полном объеме и независимо от финансового состояния эмитента облигаций. В случае отсутствия средств для погашения облигаций в отношении эмитента может быть возбуждена процедура несостоятельности (банкротства). В данном случае требования инвесторов будут удовлетворяться за счет имущества заемщика.
Во-вторых, облигация обеспечивает получение дохода на вложенный капитал. Доход этот фиксирован, стабилен и чаще всего устанавливается в процентном отношении к номинальной стоимости облигации при ее выпуске. В данном случае он может выплачиваться ежеквартально, раз в полгода, раз в год, однако возможет и вариант выплаты единовременно за весь период хождения облигации при ее погашении. В то же время существует и иная форма дохода по облигации. В частности, если облигация продается по цене ниже ее номинальной стоимости. Тогда доходом будет выступать разница между этой ценой и ценой погашения облигации, которая равна ее номинальной стоимости. В любом случае источником выплаты является чистая прибыль эмитента. Доход по облигациям выплачивается ранее, чем по иным ценным бумагам.
В- третьих, облигация дает своему владельцу право участвовать в разделе имущества эмитента в случае его ликвидации. При этом облигационеры имеют преимущество перед акционерами.
В то же время облигации не дат права участвовать в управлении капиталом эмитента.
Как объект купли-продажи облигация имеет стоимость и цену. Прежде всего это номинальная (нарицательная) стоимость. Она равняется сумме денег, предоставленной в заем. Поскольку ценные бумаги одного выпуска должны иметь одинаковый наминал, нарицательную стоимость облигации можно определить путем деления общей суммы займа на количество выпущенных облигаций:
Nо = ОЗ/КО,
где Nо - номинал облигации, ОЗ - сумма облигационного займа, КО - количество облигаций.
Значение номинальной стоимости облигации состоит в том, что именно по ней происходит погашение и по отношению к ней устанавливается процент дохода
Цена, по которой облигации продаются первым владельцам (размещаются) называется эмиссионной. На вторичном рынке облигации продаются по рыночной цене. И эмиссионная, и рыночная цена могут как совпадать с номиналом, так и отклоняться от него. В случае, если облигация продается по цене выше номинала, это превышение называют премией, а если ниже, то эта разница именуется дисконтом. При погашении облигации дисконт выступит как особая форма дохода. В любом случае рыночная цена облигации выражается не в денежной форме, а в процентном отношении к номиналу, который принимается за 100. Например, если рыночная цена указана как равная 85, то облигация продается за 85% от ее номинальной стоимости, то есть с дисконтом. Такое выражение называется курсом цены. В общем смысле рыночная цена облигации прямо зависит от выплачиваемого по ней дохода и обратно - от ставки процента по кредитным ресурсам.
Общая сумма дохода по облигации складывается из процентных выплат и прироста или убытка капитала в случае ее приобретения не по номиналу. Соответственно, можно говорить о различных проявлениях доходности вложений капитала в облигацию. В частности, если облигация приобреталась по номиналу, она буден иметь купонную доходность:
Ik = (Д/ Nо) *100%
где Ik - купонная доходность, Д - доход по процентной ставке в денежном выражении.
В случае приобретения облигации не по номиналу можно определить ее текущую доходность:
IТ = (Д/ЦР) *100%
где IТ - текущая доходность, ЦР - рыночная цена облигации. Если же при этом подсчитать годовой прирост (убыток) капитала, то становится возможным получить совокупную доходность, называемую ставкой помещения:
∆Кг = (Цп - Цр)/n
Iс = ((Д + ∆Кг)/Цр) *100%,
где ∆Кг - годовой прирост (убыток) капитала, Цп - цена погашения или перепродажи, n - количество лет до погашения или перепродажи, Iс - совокупная доходность. Именно по ставке помещения чаще всего и оценивают эффективность приобретения облигации
Особое место среди долговых ценных бумаг занимают государственные облигации. Должником по таким ценным бумагам выступает государство в лице органов, уполномоченных быть эмитентом. В общем смысле государственные долговые обязательства ( ГДО ) выпускаются для пополнения государственной казны. Конкретными целями при этом являются покрытие дефицита государственного бюджета, рефинансирование уже существующей задолженности, обеспечение кассового исполнения бюджета, сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей, финансирование отраслевых и региональных инвестиционных проектов, имеющих общехозяйственное значение. В любом случае выпуск ГДО формирует внутренний и внешний государственный долг. Поэтому как правило они эмитируются в пределах лимита этого долга, утверждаемого соответствующим законом о бюджете.
В России государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные как от имени Российской Федерации, так и от имени ее субъектов. Ценные бумаги, выпущенные от имени муниципальных образований, составляют вид муниципальных долговых обязательств.
Длительный период времени, начиная с мая 1993 года и вплоть до сентября 1998 года, государственные ценные бумаги составляли основную часть российского рынка ценных бумаг. В частности:
- краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), со сроком обращения три, шесть и двенадцать месяцев;
- облигации федерального займа с переменным купоном и сроком погашения до двух лет (ОФЗ-ПК), а также с постоянным доходом и сроком до пяти лет (ОФЗ-ПД);
- облигации государственного сберегательного займа на предъявителя, предназначенные в основном для населения (ОГСЗ);
- облигации внутреннего валютного займа, имеющие целью реструктуризацию валютного долга государства (ОВВЗ);
- Облигации республиканского внутреннего займа Российской Федерации 1991 года со сроком погашения 30 лет.
В разное время эмитировались и иные государственные долговые обязательства. Однако особое значение играли ГКО-ОФЗ, которые составляли так называемый организованный рынок государственных ценных бумаг, поскольку были связаны методикой первичного размещения, схемой вторичного обращения, определением доходности. Финансовый кризис 1998 года привел к замораживанию операций с этими ценными бумагами и необходимости осуществления новации, то есть замены обязательств, по ним. И лишь в марте 2000 года возобновились торги по новым выпускам ГКО.
- Введение
- Лекция 1. Экономическая теория: объект изучения, методы исследования
- 1. Предмет, цели и задачи экономической теории
- 2. Методы экономической теории
- 3. Функции экономической науки
- Лекция 2. Общественное производство: цели, ресурсы и результаты
- 1. Факторы производства
- 2. Ограниченность ресурсов и проблема оптимальности
- 3. Структура производства, общественный продукт и его формы
- Лекция 3. Отношения собственности и формы предпринимательства
- 1. Понятие собственности, ее типы и формы
- 2. Содержание и формы предпринимательской деятельности
- 3. Проблемы собственности и приватизации
- Лекция 4. Основы товарного производства
- 1. Формы общественного хозяйства. Товарное производство
- 2. Товар и его свойства
- 3. Величина стоимости товара
- 4. Закон стоимости и его роль в товарном хозяйстве
- 5. Развитие форм стоимости. Возникновение и сущность денег
- 6. Функции денег. Законы денежного обращения
- Лекция 5. Общая теория спроса и предложения
- 1. Рыночная система отношений
- 2. Спрос и факторы его определяющие
- 3. Предложения и факторы его определяющие
- 4. Рыночное равновесие
- 5. Эластичность спроса и предложения
- Лекция 6. Спрос и поведение потребителя
- 1. Общая и предельная полезность. Уравнение потребительского равновесия
- 2. Бюджетные ограничения и кривые безразличия
- 3. Потребительский выбор
- Лекция 7. Фирма на рынке совершенной конкуренции
- 1. Фирма - основной агент рыночных отношений
- 2. Типы рыночных структур
- 3. Издержки производства и прибыли
- 4. Чистая конкуренция
- Лекция 8. Несовершенный рынок и поведение фирмы
- 1. Чистая монополия
- 2. Монополистическая конкуренция
- 3. Олигополия
- 4. Ценовая дискриминация
- 5. Антимонопольное регулирование
- Лекция 9. Капитал как фактор производства
- 1. Капитал и процесс образования стоимости. Теории капитала
- 2. Движение капитала и его структура
- 3. Доход на капитал. Прибыль и норма прибыли
- 4. Оценка капитала и инвестиционные решения
- 5. Процесс накопления капитала
- Лекция 10. Рынок труда. Труд как фактор производства
- 1. Рабочая сила и труд. Рынок труда
- 2. Спрос и предложения на рынке труда
- 3. Сущность и организация заработной платы
- Лекция 11. Земля как фактор производства
- 1. Особенности сельского (аграрного) производства
- 2. Рентные отношения. Земельная рента и арендная плата. Формы земельной ренты. Цена земли
- 3. Земельные (аграрные) отношения и формы сельскохозяйственного производства
- Лекция 12. Организация товарного рынка. Товарная биржа
- 1. Товарный рынок и его основные элементы
- 2. Функции и формы торгово-посреднической деятельности
- 3. Товарная биржа. Механизм биржевой торговли
- 4. Биржевые сделки
- 5. Ценообразование на товарной бирже
- Лекция 13. Денежно-кредитная система. Банки.
- 1. Формы денежных агрегатов
- 2. Валюта, конвертируемость денег
- 3. Банковская система. Функции центрального банка российской федерации.
- 4. Коммерческие банки и другие кредитные организации
- 5. Основные банковские операции
- Лекция 14. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа
- 1. Фиктивный капитал и рынок ценных бумаг
- 2. Долговые ценные бумаги. Облигации
- 3. Акции и акционерный капитал
- 4. Фондовая биржа как вторичный рынок ценных бумаг
- Лекция 15. Национальная экономика: Результаты и измерение
- 1. Макроэкономический анализ. Национальное счетоводство
- Оглавление