9.4 Теории кредита
Западные экономисты неоднозначно трактуют роль кредита, недооценивая или преувеличивая ее. К наиболее известным относятся две теории кредита: натуралистическая и капиталотворческая.
Натуралистическая теория кредита. Представители этой теории рассматривали кредит как форму движения производительного капитала, используя относительную самостоятельность ссудного капитала и закономерности его движения. Они недооценивали роль кредита, полагая, что сущность банков заключается в их посреднической роли.
Натуралистическая теория кредита была разработана в XIX в. А. Смитом и Д. Рикардо. Важнейшие ее положения сводятся к следующему:
объектом кредита являются натуральные (надежные) вещественные блага;
ссудный капитал тождествен действительному, движение ссудного капитала совпадает с движением производительного капитала;
банки выступают как скромные посредники, поскольку кредит играет пассивную роль.
В рассуждениях А. Смита и Д. Рикардо были допущены следующие ошибки:
непонимание процесса кругооборота промышленного капитала в трех формах и специфики ссудного капитала как обособившейся части промышленного капитала в денежной форме;
определение кредита как способа перераспределения материальных ценностей в натуральной форме, а не как формы движения ссудного капитала;
отождествление ссудного и действительного капитала и отсюда неспособность раскрыть сущность процента;
непонимание роли кредита и банков.
Вместе с тем следует отметить ряд положительных моментов в натуралистической теории:
правильное понимание того, что кредит сам по себе не создает реального капитала, который появляется только в процессе производства;
авторы подчеркивали зависимость кредита от производства;
они отметили зависимость процента от прибыли, но не до конца поняли их взаимосвязь.
К. Маркс вскрыл ограниченность теории кредита А. Смита и Д. Рикардо, проанализировал ссудный капитал и определил кредит как форму его движения, а процент как его иррациональную цену.
Капиталотворческая теория кредита. С середины XIX в. господствующее положение заняла капиталотворческая теория кредита. Ее представители исходят из независимости кредита от процесса воспроизводства и подчеркивают его решающую роль в развитии экономики. По их мнению, банки - не посредники, а учреждения, создающие капитал (отсюда название теории).
Первым, кто сформулировал капиталотворческую теорию, был шотландский экономист и финансист Дж. Ло. Он сделал вывод о «чудодейственной» силе кредита, отождествляя с ним деньги и богатства Дж. Ло, хотя и предвидел важное значение кредита и банков, но использовал эмиссию банкнот в спекулятивных целях.
Идеи Дж. Ло по мере эволюции кредитной системы, акционерных банков и чекового обращения были развиты английским экономистом Г. Маклеодом, который учитывал деятельность как эмиссионных банков, выпускавших банкноты, так и коммерческих, осуществлявших де-позитно-чековую эмиссию. Он сформулировал следующие положения:
кредит и деньги - «покупательная сила»,
все, что имеет «покупательную силу», – богатство, поэтому деньги и кредит – богатство;
кредит приносит прибыль, значит он является «производительным капиталом»;
банки – «фабрики кредита».
В первом положении Г. Маклеод ошибочно отождествлял кредит с деньгами, исходя из функции денег как средства платежа. Однако связь денег и кредита не означает их тождества. Ошибочность второго положения в том, что кредит и деньги - богатство; он считал богатством все, что может быть обменяно (векселя, чеки, банкноты, акции и т. п.). В третьем положении Г. Маклеод отождествляет кредит с действительным (производительным) капиталом, хотя ссудный капитал отличается от промышленного и торгового. Четвертое положение сводится к тому, что банки якобы создают капитал. В действительности кредит - это не капитал. И если банки и предоставляют денежные ссуды, то таким путем они не создают действительный капитал. В его представлении определяющее значение в банковской деятельности принадлежит активным операциям банка, из чего он делает вывод, что банки «творят» кредит, а следовательно, и капитал. Он не понял, что размеры банковского кредита определяются объективными условиями воспроизводства.
В начале XX в. в связи с новой ролью банков возросла популярность капиталотворческой теории кредита. В этот период крупнейшими представителями данной теории были немецкий банкир А. Ган, австралийский профессор И. Шумпетер, английские экономисты Дж. М. Кейнс и Р. Хоутри, американский экономист Э. Хансен и др.
Основные положения А. Гана и И. Шумпетера можно свести к следующему:
провозглашение всесилия банков;
утверждение, что активы предшествуют пассивам;
мнение, что кредит создает депозиты, а следовательно, и капитал;
уверенность, что кредит безграничен, то есть это движущая сила расширенного воспроизводства «экономического прогресса».
Важнейшей особенностью их теории являлась направленность на достижение постоянного экономического роста. Поэтому данная теория получила другое название - экспансионистская теория кредита. Оба положения своей теории - всесилие банков и приоритет активных операций - А. Ган и И. Шумпетер связывали с новыми операциями банков - кредитами по контокоррентному счету и сделками с ценными бумагами. Хотя контокоррентный кредит и другие подобные операции позволяют банкам создавать «мнимые» вклады, в то же время эти вклады имеют определенные границы.
В действительности основными источниками ссудного капитала, а следовательно, кредита являются денежные капиталы, высвобождаемые в процессе кругооборота промышленного капитала, денежные накопления государства, населения. Лишь на их базе возможно в определенной мере «создание кредита», то есть предоставление ссуды путем открытия депозита без предварительного притока в банк денежных средств.
Несостоятельно и положение о безграничности кредита, так как кредит - это движение ссудного капитала, и активным операциям банка, как правило, предшествуют пассивные операции (аккумуляция денежных капиталов). Небесспорно и утверждение, что инфляционный кредит - движущая сила экономического процесса. Дело в том, что инфляционный кредит, основанный на «мнимых» вкладах, способствует перераспределению национального дохода в значительной степени в непроизводственных целях, например для покупки государственных ценных бумаг.
Капиталотворческая теория кредита оправдывает кредитную экспансию, а ее практическое применение в форме рекомендаций усиливает инфляцию.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Введение
- Раздел I деньги Глава 1. Деньги и их функции
- 1.1. Необходимость и сущность денег
- 1.2. Виды денег
- 1.3. Функции денег
- 1.4 Теории денег
- Глава 2. Эмиссия и выпуск денег
- 2.1. Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег». Формы эмиссии.
- 2.2. Сущность и механизм денежного мультипликатора
- Глава 3. Денежный оборот и денежное обращение
- 3.1. Деньги и финансовые рынки в кругообороте доходов и продуктов
- 3.2. Денежный оборот и денежное обращение. Содержание, структура и принципы организации.
- Глава 4. Безналичный денежный оборот и его организация
- 4.1. Основы организации безналичного денежного оборота и принципы организации безналичных расчетов.
- 4.2. Формы безналичных расчетов
- 4.2.1. Расчеты платежными требованиями.
- 4.2.2. Расчеты платежными поручениями
- 4.2.3. Расчеты платежными требованиями-поручениями
- 4.2.4. Расчеты аккредитивами
- 4.2.5. Расчеты чеками
- 4.2.6. Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек.
- 4.3. Способы платежа
- 4.3.1. Расчеты в порядке плановых платежей
- 4.3.2. Зачет взаимных требований.
- 4.3.3. Списание средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
- 4.4. Международные расчетные операции банков
- 4.4.1. Особенности организации международных расчетных операций.
- 4.4.1. Аккредитивная форма расчетов.
- 4.4.2. Инкассовая форма расчетов.
- 4.4.3. Расчеты в форме банковского перевода.
- Глава 5. Налично-денежный оборот
- 5.1. Налично-денежный оборот и его экономическое содержание
- 5.1. Основы организации кассовых операций в народном хозяйстве
- Глава 6. Денежная и валютная системы
- 6.1. Денежная система, ее типы и элементы
- 6.2. Денежная система Республики Беларусь
- 6.3. Валютная система и ее элементы
- Глава 7. Инфляция
- 7.1. Сущность и виды инфляции.
- 7.2. Причины и социально экономические последствия инфляции
- 7.3. Антиинфляционная политика и методы стабилизации денежного оборота
- Раздел II кредит Глава 8. Необходимость и сущность кредита.
- 8.1. Необходимость кредита.
- 8.2. Сущность кредита
- Глава 9. Функции кредита, его законы и границы
- 9.1. Функции кредита
- 9.2. Законы кредита
- 9.3. Границы кредита
- 9.4 Теории кредита
- Глава 10. Формы кредита
- 10.1. Банковский кредит
- 10.2. Государственный кредит
- 10.3. Потребительский кредит
- 10.4. Коммерческий кредит
- 10.5. Лизинговый кредит
- 10.6. Ипотечный кредит
- 10.7. Международный кредит
- Глава 11. Банковские проценты и их начисления
- 11.1. Сущность процента
- 11. 1. Депозитный процент
- 11.3. Ссудный процент
- 11.4. Учетный процент
- 11.5. Методы и способы начисления процентов.
- Глава 12. Финансовый рынок
- 12.1. Понятие финансового рынка и его структура
- 12.2. Инструментарий рынка ценных бумаг
- Раздел III Банки Глава 13. Кредитная система
- 13.1. Банковская система
- 13.2. Национальный Банк Республики Беларусь, его задачи и функции
- 13.3. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь, ее содержание и основные направления
- 13.4. Порядок создания, лицензирования и прекращение деятельности коммерческих банков в Республике Беларусь
- 13.5. Небанковские кредитно-финансовые организации
- Глава 14. Операции коммерческих банков
- 14.1. Пассивные операции
- 14. 2.Активные операции
- 14.3. Комиссионно-посреднические операции
- Глава 15.Операции коммерческих банков с ценными бумагами
- 15.1. Экономическая сущность операций банков с ценными бумагами
- 15.2. Пассивные операции банков с ценными бумагами
- 15.3. Активные операции банков с ценными бумагами
- 15.4. Портфель ценных бумаг
- 15.5. Депозитарная деятельность банка
- Глава 16. Особенности отдельных операций коммерческих банков
- 16.1. Лизинговые операции коммерческих банков
- 16.2. Классификация видов лизинга
- 16.2. Факторинговые операции коммерческих банков
- 16.3. Форфейтинг, его сущность, значение
- 16.4. Трастовые операции банков
- 16.5. Поручительства и гарантии коммерческих банков
- 12.6. Операции банков с драгоценными металлами
- 16.7. Другие виды услуг, оказываемые коммерческими банками
- Глава 17. Содержание, необходимость и специфика банковского маркетинга
- 17.1. Необходимость маркетинга в банковской сфере и его особенности
- 17.2. Сущность маркетинговой деятельности банка
- Литература
- Содержание