1.1. Необходимость и сущность денег
Деньги– экономическая категория, в которой проявляются и при участии которой строятся общественные отношения; деньги представляют собой особый вид товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Они выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства обращения, платежа и накопления.
Деньги возникают при определенных условиях осуществления производства и экономических отношений в обществе и способствуют дальнейшему их развитию. Под влиянием меняющихся условий развития экономических отношений изменяются и особенности функционирования денег.
В экономической литературе рассматриваются две концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная. Первая объясняет происхождение денег как итог соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в меновом обороте необходимы специальные инструменты. Согласно второй, деньги появились в результате эволюционного процесса, который помимо воли людей привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место.
К непосредственным предпосылкам появления денег относится:
переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами (специализация людей на производство отдельных видов продукции и связанное с этим появление избытков производимой продукции обусловило возможность обмена на другие товары, необходимые для данного производителя);
имущественное обособление производителей товаров – собственников изготавливаемой продукции (позволяло обменивать принадлежащие им товары на другие или реализовывать при помощи денег).
Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.
Важное значение имело то, что благодаря применению денег появилась возможность разделить единовременный процесс взаимного обмена товарами (Т – Т) на два разновременно осуществляемых процесса: первый из которых состоит в продаже своего товара (Т – Д); второй – в приобретении нужного товара в другое время и в другом месте (Д – Т).
При этом применение денег уже не сводиться к участию в качестве посредника в процессах обмена товаров. Напротив, функционирование денег приобретает черты самостоятельного процесса: товаропроизводители могут хранить деньги, полученные от реализации своего товара, до момента приобретения нужного товара. Отсюда возникли денежные накопления, которые могли быть использованы как для приобретения товаров, так и для предоставления денег взаймы и погашения долгов.
В результате таких процессов движение денег приобрело самостоятельное значение, отделилось от движения товаров.
Еще большую самостоятельность функционирование денег получило в связи с замещением полноценных денег, обладающих собственной стоимостью, денежными знаками, а также при последующей отмене фиксированного золотого содержания денежной единицы. При этом в обороте стали функционировать деньги, не обладающие собственной стоимостью, что позволило эмитировать денежные знаки в соответствии с потребностью оборота, независимо от наличия золотого обеспечения.
Самостоятельность функционирования денег значительно расширилась при появлении безналичных расчетов, в том числе и расчетов на базе электронной техники.
Сущность денег заключается в том, что они служат необходимым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса.
Сущность денег характеризуется их участием:
в осуществлении различных видов общественных отношений;
в распределении валового национального продукта (ВНП), в приобретении недвижимости, земли. Здесь проявление сущности неодинаково, так как различные возможности денег объясняются разными социально-экономическими условиями;
в определении цен, выражающих стоимость товаров.
- Введение
- Раздел I деньги Глава 1. Деньги и их функции
- 1.1. Необходимость и сущность денег
- 1.2. Виды денег
- 1.3. Функции денег
- 1.4 Теории денег
- Глава 2. Эмиссия и выпуск денег
- 2.1. Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег». Формы эмиссии.
- 2.2. Сущность и механизм денежного мультипликатора
- Глава 3. Денежный оборот и денежное обращение
- 3.1. Деньги и финансовые рынки в кругообороте доходов и продуктов
- 3.2. Денежный оборот и денежное обращение. Содержание, структура и принципы организации.
- Глава 4. Безналичный денежный оборот и его организация
- 4.1. Основы организации безналичного денежного оборота и принципы организации безналичных расчетов.
- 4.2. Формы безналичных расчетов
- 4.2.1. Расчеты платежными требованиями.
- 4.2.2. Расчеты платежными поручениями
- 4.2.3. Расчеты платежными требованиями-поручениями
- 4.2.4. Расчеты аккредитивами
- 4.2.5. Расчеты чеками
- 4.2.6. Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек.
- 4.3. Способы платежа
- 4.3.1. Расчеты в порядке плановых платежей
- 4.3.2. Зачет взаимных требований.
- 4.3.3. Списание средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
- 4.4. Международные расчетные операции банков
- 4.4.1. Особенности организации международных расчетных операций.
- 4.4.1. Аккредитивная форма расчетов.
- 4.4.2. Инкассовая форма расчетов.
- 4.4.3. Расчеты в форме банковского перевода.
- Глава 5. Налично-денежный оборот
- 5.1. Налично-денежный оборот и его экономическое содержание
- 5.1. Основы организации кассовых операций в народном хозяйстве
- Глава 6. Денежная и валютная системы
- 6.1. Денежная система, ее типы и элементы
- 6.2. Денежная система Республики Беларусь
- 6.3. Валютная система и ее элементы
- Глава 7. Инфляция
- 7.1. Сущность и виды инфляции.
- 7.2. Причины и социально экономические последствия инфляции
- 7.3. Антиинфляционная политика и методы стабилизации денежного оборота
- Раздел II кредит Глава 8. Необходимость и сущность кредита.
- 8.1. Необходимость кредита.
- 8.2. Сущность кредита
- Глава 9. Функции кредита, его законы и границы
- 9.1. Функции кредита
- 9.2. Законы кредита
- 9.3. Границы кредита
- 9.4 Теории кредита
- Глава 10. Формы кредита
- 10.1. Банковский кредит
- 10.2. Государственный кредит
- 10.3. Потребительский кредит
- 10.4. Коммерческий кредит
- 10.5. Лизинговый кредит
- 10.6. Ипотечный кредит
- 10.7. Международный кредит
- Глава 11. Банковские проценты и их начисления
- 11.1. Сущность процента
- 11. 1. Депозитный процент
- 11.3. Ссудный процент
- 11.4. Учетный процент
- 11.5. Методы и способы начисления процентов.
- Глава 12. Финансовый рынок
- 12.1. Понятие финансового рынка и его структура
- 12.2. Инструментарий рынка ценных бумаг
- Раздел III Банки Глава 13. Кредитная система
- 13.1. Банковская система
- 13.2. Национальный Банк Республики Беларусь, его задачи и функции
- 13.3. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь, ее содержание и основные направления
- 13.4. Порядок создания, лицензирования и прекращение деятельности коммерческих банков в Республике Беларусь
- 13.5. Небанковские кредитно-финансовые организации
- Глава 14. Операции коммерческих банков
- 14.1. Пассивные операции
- 14. 2.Активные операции
- 14.3. Комиссионно-посреднические операции
- Глава 15.Операции коммерческих банков с ценными бумагами
- 15.1. Экономическая сущность операций банков с ценными бумагами
- 15.2. Пассивные операции банков с ценными бумагами
- 15.3. Активные операции банков с ценными бумагами
- 15.4. Портфель ценных бумаг
- 15.5. Депозитарная деятельность банка
- Глава 16. Особенности отдельных операций коммерческих банков
- 16.1. Лизинговые операции коммерческих банков
- 16.2. Классификация видов лизинга
- 16.2. Факторинговые операции коммерческих банков
- 16.3. Форфейтинг, его сущность, значение
- 16.4. Трастовые операции банков
- 16.5. Поручительства и гарантии коммерческих банков
- 12.6. Операции банков с драгоценными металлами
- 16.7. Другие виды услуг, оказываемые коммерческими банками
- Глава 17. Содержание, необходимость и специфика банковского маркетинга
- 17.1. Необходимость маркетинга в банковской сфере и его особенности
- 17.2. Сущность маркетинговой деятельности банка
- Литература
- Содержание