12. Общие принципы организации управления банком.
Поскольку банк в определенном смысле является предприятием, его аппарат управления имеет те же элементы, что и аппарат управления любого предприятия: дирекцию, руководящие и исполнительские подразделения, бухгалтерию, кадровую службу и пр. Но банк — особое предприятие, и структура его аппарата управления несет на себе отпечаток той специфической деятельности, которую он осуществляет. Об этом свидетельствуют принципы организации работы банка.
Функциональный принцип означает, что структура банка привязана к его конкретной деятельности, в аппарате управления присутствуют кадровые подразделения кредитного профиля, значительное кассовое подразделение.
По принципу соответствия поставленным целям главной целью банка является обеспечение устойчивого развития (поддержание его ликвидности, доходности, конкурентоспособности и др.). Это означает, что в банке должны работать структуры, регулирующие его платежеспособность, изучающие потребности рынка, и одновременно — подразделения, «зарабатывающие деньги».
Принципом иерархии властных полномочий подразделений предусмотрены два властных звена: высшее звено управления и прочие подразделения банка. К высшему звену относятся совет и правление банка, ревизионная комиссия, комитеты, объединяющие наиболее квалифицированную часть персонала и решающие принципиальные вопросы, к прочим подразделениям — управления (отделы), занятые обслуживанием клиентов, выполнением иных работ.
Для реализации принципа обеспечения совместных и координированных действий некоторые банки создают административный комитет.
В соответствии с принципом рационализации управления работа банка организуется так, чтобы обеспечивать его развитие по линии внедрения новых услуг, сокращения затрат, повышения производительности труда, исследования рынка. Некоторые банки создают экспертные советы.
Принцип обеспечения целостности и соответствия условиям окружающей среды означает:, что в рамках единой стратегии развития каждое подразделение совершенствует свою деятельность в соответствии с изменением условий окружающей среды.
Система организации банка должна отвечать принципу обеспечения контроля. Обязательным элементом структуры банка выступают: внутренний контроль и аудит, и внешний аудит.
В силу регламентации деятельности персонала согласование действий подразделений банка обеспечивается посредством подчинения: уставу, положениям об отделах и службах, квалификационным характеристикам, должностным инструкциям.
Принцип обеспечения оперативной и достаточной информацией, новыми методами ее обработки позволяет своевременно принимать организационные и экономические меры по поддержанию стабильности, надежности банка.
Для этого создаются подразделения, занимающиеся сбором и обработкой данных.
Среди факторов, влияющих на структуру аппарата управления коммерческого банка, отметим основные:
1.Размер банка и численность его персонала. В крупном байке число отделов и управлений довольно велико, В малом банке создаются только основные отделы (например, кредитный, операционный отделы и бухгалтерия).
2.Квалификация персонала. В ряде случаев банки не могут расширяться и создавать полноправные структурные подразделения из-за нехватки обученных кадров.
3.Уровень универсализации или специализации банка. Универсальный банк должен создавать в своей структуре ряд подразделений (отделов, секторов, групп), организующих многообразные виды банковских услуг.
4.Необходимость экономии на затратах и эффективной загрузки банковского персонала. Банк должен нанять такое число сотрудников, которое было бы достаточным для выполнения имеющегося объема работ и обеспечивало необходимую их загрузку.
- 5. Особенности и принципы взаимоотношений банка с клиентами.
- 6. Понятие и признаки клиента банка. Характеристика типов клиентов банка
- 7. Открытие клиентских счетов в банке.
- 12. Общие принципы организации управления банком.
- 13. Структура аппарата управления банка и задачи основных его подразделений.
- 14. Ресурсы коммерческого банка: структура и характеристика.
- 15. Понятие и структура собственного капитала банка.
- 16. Привлеченные средства коммерческого банка.
- 17. Заемные средства коммерческого банка.
- 18. Управление ресурсами коммерческого банка.
- 19. Доходы коммерческого банка.
- 20. Расходы коммерческого банка.
- 21.Процентная маржа.
- 22. Формирование и использование прибыли коммерческого банка.
- 24. Значение и виды банковской отчетности.
- 25. Баланс банка и принципы его составления.
- 26. Годовая отчетность кредитной организации.
- 27. Понятие ликвидности и факторы, определяющие ликвидность коммерческого банка.
- 28. Показатели ликвидности, используемые в практике коммерческих банков.
- 29. Рейтинговые системы оценки коммерческих банков.
- 30. Депозитная политика банка.
- 31. Экономическое содержание и классификация активных операций банка.
- 32. Структура активов банка.
- 33. Система межбанковских расчетов.
- 34. Понятие и критерии кредитоспособности клиента.
- 35. Оценка кредитоспособности физических лиц.
- 36. Оценка кредитоспособности предприятий малого бизнеса.
- 37. Кредитный договор.
- 38. Современные способы кредитования.
- 39. Формы обеспечения возвратности кредита.
- 40. Банковский процент.
- 41. Процентные ставки и методы начисления процентов.
- 42. Процентный риск и процентная политика коммерческого банка.
- 43.Валютные операции коммерческих банков.
- 44.Операции коммерческих банков с ценными бумагами.
- 45.Инвестиционная деятельность банков.
- 46.Факторинговые операции.
- 47.Банковское страхование.
- 48.Организация кассовых операций в коммерческом банке.
- 49.Современные банковские продукты и технологии.
- 50.Пластиковые карты.
- 51.Интернет-банкиг.
- 52. Место рисков в банковской деятельности и их классификация.
- 53.Кредитный риск.
- 54.Система управления банковскими рисками. Внутренний контроль.