34. Понятие и критерии кредитоспособности клиента.
Кредитоспособность клиента коммерческого банка - способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-либо дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из формальных показателей, на которые опираются при оценке кредитоспособности клиента. Если заемщик имеет просроченную задолженность, а баланс ликвиден и достаточен размер собственного капитала, то разовая задержка платежей банку в прошлом не является основанием для заключения о некредитоспособности клиента. Кредитоспособные клиенты не допускают длительных неплатежей банку, поставщикам, бюджету.
Уровень кредитоспособности клиента свидетельствует о степени индивидуального (частного) риска банка, связанного с выдачей конкретной ссуды конкретному заемщику. Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии кредитоспособности клиента: характер клиента, способность заимствовать средства, способность заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга (финансовые возможности), капитал, обеспечение кредита, условия, в которых совершается кредитная сделка, контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера ссуды стандартам банка и органов надзора). Под характером клиента понимается его репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень ответственности клиента за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие ее кредитной политике банка. Репутация клиента как юридического лица складывается из длительности его функционирования в данной сфере, соответствия экономических показателей среднеотраслевым, из его кредитной истории, репутации в деловом мире его партнеров (поставщиков, покупателей, кредиторов). Репутация менеджеров оценивается на основе их профессионализма (образование, опыт работы), моральных качеств, личного финансового и семейного положения, результатов взаимоотношения руководимых ими структур с банком. Даже при четком понимании клиентом цели испрашиваемой ссуды, выдача ее является рисковой, если она противоречит утвержденной кредитной политике (например, нарушает утвержденные лимиты отдельных сегментов кредитного портфеля).
- 5. Особенности и принципы взаимоотношений банка с клиентами.
- 6. Понятие и признаки клиента банка. Характеристика типов клиентов банка
- 7. Открытие клиентских счетов в банке.
- 12. Общие принципы организации управления банком.
- 13. Структура аппарата управления банка и задачи основных его подразделений.
- 14. Ресурсы коммерческого банка: структура и характеристика.
- 15. Понятие и структура собственного капитала банка.
- 16. Привлеченные средства коммерческого банка.
- 17. Заемные средства коммерческого банка.
- 18. Управление ресурсами коммерческого банка.
- 19. Доходы коммерческого банка.
- 20. Расходы коммерческого банка.
- 21.Процентная маржа.
- 22. Формирование и использование прибыли коммерческого банка.
- 24. Значение и виды банковской отчетности.
- 25. Баланс банка и принципы его составления.
- 26. Годовая отчетность кредитной организации.
- 27. Понятие ликвидности и факторы, определяющие ликвидность коммерческого банка.
- 28. Показатели ликвидности, используемые в практике коммерческих банков.
- 29. Рейтинговые системы оценки коммерческих банков.
- 30. Депозитная политика банка.
- 31. Экономическое содержание и классификация активных операций банка.
- 32. Структура активов банка.
- 33. Система межбанковских расчетов.
- 34. Понятие и критерии кредитоспособности клиента.
- 35. Оценка кредитоспособности физических лиц.
- 36. Оценка кредитоспособности предприятий малого бизнеса.
- 37. Кредитный договор.
- 38. Современные способы кредитования.
- 39. Формы обеспечения возвратности кредита.
- 40. Банковский процент.
- 41. Процентные ставки и методы начисления процентов.
- 42. Процентный риск и процентная политика коммерческого банка.
- 43.Валютные операции коммерческих банков.
- 44.Операции коммерческих банков с ценными бумагами.
- 45.Инвестиционная деятельность банков.
- 46.Факторинговые операции.
- 47.Банковское страхование.
- 48.Организация кассовых операций в коммерческом банке.
- 49.Современные банковские продукты и технологии.
- 50.Пластиковые карты.
- 51.Интернет-банкиг.
- 52. Место рисков в банковской деятельности и их классификация.
- 53.Кредитный риск.
- 54.Система управления банковскими рисками. Внутренний контроль.