logo
ШПОРЫ

22. Формирование и использование прибыли коммерческого банка.

Прибыль коммерческого банка – это финансовый результат деятельности банка в виде превышения доходов над расходами. Если этот результат имеет отрицательное значение, его называют убытком. Полученная прибыль является базой для увеличения и обновления основных фондов банка, прироста его собственного капитала, гарантирующего стабильность финансового положения и ликвидность баланса, обеспечения соответствующего уровня дивидендов, развитие повышения качества банковских услуг. Разница между суммой валового дохода и суммой затрат, относимых в соответствии с действующем законодательством на расходы банка, называется балансовой либо валовой прибылью,

Валовая прибыль банка подразделяется на: 1.Операционную прибыль, равную разнице между суммой операционных доходов и расходов. 2.Процентную прибыль – превышение полученных банком процентных доходов над процентными расходами. 3.Комиссионную прибыль – превышение комиссионных доходов над комиссионными расходами. 4.Прибыль от операций на финансовых рынках – разница между доходами и расходами от этих операций. Прочую прибыль – разница между прочими доходами и прочими расходами. 5.Прибыль от побочной деятельности – доходы от побочной деятельности за вычетом затрат на ее осуществление. 6.Прочую прибыль – разница между прочими доходами и прочими расходами. Наибольшую долю в составе прибыли составляет операционная прибыль, а в ней – процентная прибыль. Балансовая прибыль отражает лишь промежуточный финансовый результат деятельности банка в отчетном периоде. Конечным финансовым результатом является чистая прибыль коммерческого банка, предоставляющая собой остаток доходов банка после покрытия всех расходов, в том числе и непредвиденных, формирование резерва, уплаты налогов из прибыли. Действующими правилами ведения бухгалтерского отчета в кредитных организациях предусмотрен следующий порядок расчета чистой прибыли. Чистые процентные и аналогичные доходы = проценты, полученные и аналогичные доходы – проценты, уплаченные и аналогичные расходы.

Чистые комиссионные доходы = комиссионные доходы – комиссионные расходы.

Текущие доходы = Чистые процентные и аналогичные доходы + Чистый комиссионный доход. + Прочие операционные доходы.

Чистые текущие доходы до формирования резерва и без учета непредвиденных расходов = текущие доходы – прочие операционные доходы.

Чистые текущие доходы без учета непредвиденных расходов = Чистые текущие доходы до формирования резерва и без учета непредвиденных расходов – изменение величины резервов.

Чистый доход до выплаты налога на прибыль = Чистые текущие доходы без учета непредвиденных расходов + непредвиденные доходы – непредвиденные расходы.

Чистая прибыль отчетного года = Чистый доход до выплаты налога на прибыль – налог на прибыль – отсроченный налог на прибыль – непредвиденные расходы после налогообложения.

Чистую прибыль банка за вычетом дивидендов выплаченных акционерам банка, называют капитализируемой прибылью. Полученная банком прибыль распределяется по следующем направлениям. Уплата налогов в бюджет. Выплата дивидендов акционерам. Капитализация прибыли. В последние годы большинство Российских банков основную часть прибыли, остающуюся в их распоряжении, направляют на капитализацию. Прибыль коммерческого банка является внутренним источником его развития. Поэтому управление прибылью – важная составная часть банковского управления, цель которой заключается в максимизации прибыли при доступном уровне рисков и обеспечении ликвидности баланса. Элементы управления системы прибылью. Управление прибылью банка осуществляется через систему элементов управления, тесно связанных между собой. Можно выделить следующие основные блоки управления прибылью коммерческого банка: Определение подразделении банка, участвующих в процессе управления прибылью. Планирование доходов, расходов и прибыли банка. Применение способов оценки уровня прибыльности банковской деятельности. Определение методов текущего регулирование прибыли. Управление прибылью коммерческого банка осуществляется на различных уровнях: на уровне банка в целом и на уровне отдельных направлений деятельности банка, конкретных банковских продуктах, отдельных рабочих мест, взаимоотношений с клиентом. Содержание отдельных элементов управления рентабельностью кредитной организации имеет свою специфику применительно к перечисленным уровням. В управлении прибылью банка принимает участие различные его подразделения: руководящие органы, департаменты, управление, отделы. К их числу относятся: Во - первых функциональные подразделения, то есть управления и отделы, прямо участвующие в проведении активных и пассивных операций банка, например управление ссудных операций, ценных бумаг, депозитных операций, операционное управление. В их функции по управлению прибылью входит оценка и анализ рентабельности создаваемых продуктов, контроль за рентабельностью отдельных сделок, предоставление информации в сводные аналитические управления для оценки рентабельности банка в целом. Контрольные формы участия функциональных подразделений в управлении прибылью банка определяется Правлением банка. Во - вторых, к их числу подразделений кредитной организации и участвующих в управлении прибылью, относиться казначейство или другое сводное управление. В его функции входят составление плана доходов и расходов банка как составной части бизнес-плана, анализ и оценка уровня прибыли банка в целом и рентабельности отдельных направлений деятельности банка, разработка рекомендаций о величине достаточной процентной моржи, процентных ставок по активным и пассивным операциям банка, в структуре работающих активов и ресурсов. Конкретные функции казначейства во многом зависит от структуры кредитной организации, и определяются Правлением банка. Третьим подразделением банка, участвующим в управлении прибылью, является бухгалтерия, которая обеспечивает аналитические службы казначейства и функциональных подразделений необходимой информацией. В качестве четвертого подразделения следует выделить службу внутреннего контроля в функции, которой входит контроль за правильностью формирования и использования прибыли. Основные направления этого контроля включают следующее: Проверка соблюдения нормативных требований Центрального Банка Российской Федерации в отношении организации аналитического и синтетического учета доходов, расходов, формирования и использования прибыли. Проверка соблюдения требований Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по расчету налогооблагаемой базы. Проверка правильности применяемых ставок налога и сроков его перечисления. Проверка льгот, используемых банком при исчислении налогов. Проверка использования прибыли. Планирование доходов, расходов и прибыли банка в качестве элемента управления рентабельностью банка на макроуровне включает следующие направления: составление планового баланса дохода и расходов банка в рамках бизнес-плана, планирование на его основе достаточно процентной моржи, составление сметы доходов и расходов банка, прогнозный расчет нормы прибыли на активы и собственный капитал, планирование распределение прибыли. 23.Управление прибыльностью банковского продукта.

Результатом деят-ти банка яв-ся банковский продукт (БП). БП обладает рядом особенностей и носит нематер. хар-р (безналичная форма – записи по счетам, вещественная форма - банкноты ЦБ, денежно-расчетные документы).

БП создается на опред. направлениях деят-ти:

  1. Традиционное направление (кредиты, инвестиции, депозиты),

  2. Дополнительное направление (факторинг, консультирование),

  3. Нетрадиционное направление (страхование, управление рисками).

Управление рентабельностью отдельных направлений деятельности банка основывается на выделении функциональных подразделений банка, ответственных за определенные направления деятельности банка, т.е. за группу однородных банковских продуктов.

Прибыль от реализации любого банковского продукта определяется на основе его рыночной цены и себестоимости. Банковские продукты разделяют на 2 группы:

1) продукты, приносящие банку процентный или приравненный к нему доход, создание которых связано с вложением в активные операции банковских ресурсов (ссудные операции, операции с ценными бумагами);

2) продукты, приносящие банку комиссионный доход и не связанные с использованием ресурсов (расчетные услуги, предоставление гарантий).

Расчет рентабельности по 1 группе: Рп = М-С, где Рп - рентабельность продукта, М - процентная маржа по данному виду продукта (процент годовых), С - себестоимость операций по созданию продукта (процент годовых). М = Д-Цр, где М - процентная маржа по активным операциям, сложившаяся в периоде, Д - средняя доходность продукта (активной операции), Цр - средневзвешенная цена ресурсов, вложенных в активную операцию.

Расчет рентабельности по 2 группе: Рп = (Дк – С) / Оп, где Рп - рентабельность продукта, процент годовых, Дк - комиссионное вознаграждение банка за данный продукт в периоде, С - себестоимость, т.е. все затраты, связанные с созданием данного продукта в периоде, Оп - размер активных операций, связанных с данным продуктом.

Важным элементом в системе управления прибыльностью продукта является блок методов текущего регулирования финансового результата. К методам можно отнести:

1) совершенствование технологии создания продукта;

2) отслеживание динамики себестоимости и процентной маржи;

3) контроль за соответствием себестоимости и цены на рынке данного продукта;

4) разработка ценовой стратегии;

5) отслеживание динамики цен на рынке.