5. Особенности и принципы взаимоотношений банка с клиентами.
Физических и юридических лип, пользующихся услугами банка, называют клиентами. Клиент — тот, кто пользуется услугами, но и тот, кто платит.
Принципы взаимоотношений банка с клиентами
Под принципами взаимоотношений банка с клиентами понимают основы их деятельности, правила, которых им следует придерживаться. В отличие от правил банковской деятельности принципы взаимоотношений банка с клиентом затрагивают обе стороны.
1.Принцип взаимной заинтересованности предполагает сохранение взаимоотношений банка и клиента благодаря компромиссам, уступкам, основанным на реальных возможностях участников сделки.
2.Принцип платности. Банк и предприятие — коммерческие единицы, мотивом их деятельности является нс только производство продукта, но и получение прибыли.
3.Принцип рациональной деятельности, прежде всего принцип банковской деятельности. Но он соотносится не только с работой банка. Клиент потому и обращается в банк, что хочет рационально организовать свою деятельность — посредством денежно-кредитных платежей ускорить производство и обращение своего продукта.
4.Принцип обеспечения ликвидности. Ликвидность как способность расплачиваться по обязательствам одинаково важна для банка и клиента. В отношениях друг с другом обе стороны рассчитывают на сохранение своей ликвидности. Задача банка состоит в том, чтобы сохранить собственную ликвидность и обеспечить ликвидность своего клиента, предоставляя ему необходимые платежные средства.
5.Принцип взаимной обязательности требует учета интересов противоположной стороны, выполнения взаимных договоренностей.
Обязательность во взаимоотношениях сторон важна для всякого делового человека, рассчитывающего на успех.
6.Данный принцип тесно соприкасается с принципом доверительных отношений. Его больше всего связывают с кредитными отношениями, которые зачастую трактуются как отношения доверия между кредитором и заемщиком.
7.Не менее важен принцип ответственности. Банки и клиенты несут ответственность друг перед другом в случае невыполнения принятых договоренностей.
8.Банк и клиент как самостоятельные субъекты руководствуются принципом невмешательства. Они могут требовать лишь то, что предусмотрено соглашением, но не имеют права вмешиваться в повседневную деятельность друг друга. Исключение делается лишь для тех клиентов и банков, которые являются акционерами, обладающими долей в капитале, позволяющей им контролировать работу противоположной стороны.
9.Банк и клиент действуют по отношению к друг другу как к партнеру — принцип партнерских отношений. Каждый клиент вне зависимости от территориального расположения сам определяет, услугами какого банка ему воспользоваться. В равной степени это относится и к банку, который выбирает себе клиента. Банк работает на клиента, содействует непрерывности, высокому качеству, конкурентоспособности его производства, получению дохода, достаточного для воспроизводства. Обеспечивая получение клиентом дохода, банк реализует и свой коммерческий интерес, получая вознаграждение в форме ссудного процента или комиссии.
10.В соответствии с принципом договорных отношений основополагающие банковские операции (кредитные, депозитные и расчетные) оформляются договором. В более общем смысле с точки зрения права здесь можно говорить о принципе законопослушания. Банк и его клиенты ведут свою деятельность с соблюдением установленных законом правил.
11.Еще один принцип банковской деятельности — принцип дифференцированности, связанный с индивидуальными особенностями клиентов. Характер кругооборота капитала, направление деятельности клиентов вызывают неодинаковый подход к организации их кредитно-расчетного обслуживания, особую организацию аппарата управления банка.
Во взаимоотношениях друг с другом банк и его клиенты имеют определенные права и обязанности. Они вытекают из договорных отношений и определяются банковским законодательством. Права банка, как и всякого юридического лица, охраняются законодательством страны. Он вправе совершать экономические операции и сделки, определяемые его статусом, делая при этом все, что не запрещает закон и разрешают банковское законодательство и нормы, установленные Центральным банком Российской Федерации. При нарушении прав банк вправе защищать свои интересы в суде.
Обязанности банка. Банк должен выполнять обязательства, вытекающие из его договорных отношений с клиентом.
Банк обязан сохранять постоянство в манере деятельности, анализировать работу юридического лица не реже одного раза в год. На практике сбор сведений о клиентах и анализ деятельности крупных клиентов проводятся раз в квартал.
Банковская Важнейшая обязанность банка — сохранение в секретности тайна дел клиента.
Раскрытие информации допускается в четырех случаях:
1) с согласия клиента;
2) в интересах банка (если против банка начинаются процессуальные действия: чтобы защитить себя, он вынужден сообщать сведения без каких-либо ограничений);
3) в общественных интересах (если банку становятся известны факты террористических действий клиента или торговые отношения клиента с врагом в военное время).
4) в соответствии с законом.
Права и обязанности клиента
Банковское законодательство обеспечивает клиенту права:
1.на открытие счета в банке;
2.на возврат средств, помещенных на счет в банке;
3.на отсрочку платежа банку;
4.в определенных случаях — на самостоятельное выполнение некоторых банковских операций;
5.на участие в совете банка, банковских ассоциациях.
Обязанности клиента не менее определенны. Клиенты ответственны перед законом за свою подпись в договорах с банком. Друг с другом они должны рассчитываться не напрямую, а через банки (при совместном финансировании проектов через 2—3 банка).
Клиенты обязаны соблюдать правила, установленные банком, при совершении тех или иных операций. В процессе кредитования клиент обязуется своевременно представлять достоверную информацию, свой баланс, при необходимости — некоторые расшифровки к отдельным его статьям, информировать о важных изменениях в финансовой, производственной или торговой деятельности.
При проведении расчетных операций клиент должен правильно оформлять расчетные документы, чтобы предотвратить случаи мошенничества или подделки и не вводить банк в заблуждение. Давать поручения о перечислении платежей клиент обязан, если на его расчетном счете имеются достаточные ресурсы, в противном случае между ним и банком должен быть заключен договор об овердрафте.
Если клиент хочет провести платеж, он обязан прийти в банк и на месте заполнить необходимые денежные документы, либо заблаговременно дать банку распоряжение о перечислении определенных сумм со своего счета.
В обязанности клиента входит анализ деятельности банка, которому он доверяет денежные средства и через который проводит платежи.
Тенденции развития банка с клиентом:
1.в области численности и состава клиентов (Увеличение банковского сегмента экономических отношений стало возможным за счет увеличения масштабов производственной, торговой, финансовой деятельности экономических субъектов и за счет роста их числа. Благодаря развитию информационных технологий, электронной и компьютерной техники банки проникают на удаленные территории, завоевывают новых клиентов);
2.усиление внимания банка к клиентам (физ. лицам)- Среди потребителей банковских услуг мы видим людей старше 70 лет, несовершеннолетних граждан. Заметно расширяется перечень услуг, которыми пользуются клиенты банков. Чем более развита экономика страны и выше достаток населения, тем более развитыми оказываются связи банков с физическими лицами.
3.в области взаимоотношений банка с клиентами: Усиливаются межбанковская конкуренция за привлечение новых потребителей банковских продуктов и услуг. Еще одна тенденция — сращивание традиционного банковского продукта с небанковским продуктом. К тенденциям можно также отнести дифференциацию отношений банка с клиентом. Банк выделяет более прибыльных клиентов, предоставляет им льготы. В отношении тех, кто вызывает сомнения, банк принимает меры предосторожности, снижает кредитный рейтинг. Такая индивидуализация позволяет ему привлечь на свою сторону финансово стабильных клиентов, снизить риски отношений с менее устойчивыми. По линии повышения ответственности банк, предоставивший кредит, должен проанализировать работу клиента, «чистоту» его бизнеса.
- 5. Особенности и принципы взаимоотношений банка с клиентами.
- 6. Понятие и признаки клиента банка. Характеристика типов клиентов банка
- 7. Открытие клиентских счетов в банке.
- 12. Общие принципы организации управления банком.
- 13. Структура аппарата управления банка и задачи основных его подразделений.
- 14. Ресурсы коммерческого банка: структура и характеристика.
- 15. Понятие и структура собственного капитала банка.
- 16. Привлеченные средства коммерческого банка.
- 17. Заемные средства коммерческого банка.
- 18. Управление ресурсами коммерческого банка.
- 19. Доходы коммерческого банка.
- 20. Расходы коммерческого банка.
- 21.Процентная маржа.
- 22. Формирование и использование прибыли коммерческого банка.
- 24. Значение и виды банковской отчетности.
- 25. Баланс банка и принципы его составления.
- 26. Годовая отчетность кредитной организации.
- 27. Понятие ликвидности и факторы, определяющие ликвидность коммерческого банка.
- 28. Показатели ликвидности, используемые в практике коммерческих банков.
- 29. Рейтинговые системы оценки коммерческих банков.
- 30. Депозитная политика банка.
- 31. Экономическое содержание и классификация активных операций банка.
- 32. Структура активов банка.
- 33. Система межбанковских расчетов.
- 34. Понятие и критерии кредитоспособности клиента.
- 35. Оценка кредитоспособности физических лиц.
- 36. Оценка кредитоспособности предприятий малого бизнеса.
- 37. Кредитный договор.
- 38. Современные способы кредитования.
- 39. Формы обеспечения возвратности кредита.
- 40. Банковский процент.
- 41. Процентные ставки и методы начисления процентов.
- 42. Процентный риск и процентная политика коммерческого банка.
- 43.Валютные операции коммерческих банков.
- 44.Операции коммерческих банков с ценными бумагами.
- 45.Инвестиционная деятельность банков.
- 46.Факторинговые операции.
- 47.Банковское страхование.
- 48.Организация кассовых операций в коммерческом банке.
- 49.Современные банковские продукты и технологии.
- 50.Пластиковые карты.
- 51.Интернет-банкиг.
- 52. Место рисков в банковской деятельности и их классификация.
- 53.Кредитный риск.
- 54.Система управления банковскими рисками. Внутренний контроль.