logo
Книга для издания

6.3. Дебетовый перевод

Дебетовый перевод – банковский перевод, инициатором которого является бенефициар. При осуществлении дебетового перевода платежные инструкции оформляются расчетными документами - платежным требованием, чеком или другими документами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.

Платежные требования применяются при осуществлении банковских переводов денежных средств, банком-отправителем и банком-получателем по которым являются уполномоченные банки.

Чеки применяются при осуществлении международных дебетовых переводов иностранной валюты, а также дебетовых переводов белорусских рублей в случае, если банк-отправитель и банк-получатель, участвующие в переводе, являются уполномоченными банками.

Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определенной суммы через банк (приложение 6).

Использование платежного требования для осуществления безналичных расчетов в форме банковского перевода оговаривается в договоре между бенефициаром и плательщиком.

Для проведения дебетового перевода посредством платежного требования уполномоченные банки осуществляют операции по инкассо.

Инкассо – это такая банковская операция, при которой банк по поручению своего клиента, бенефициара, и на основании составленного им расчетного документа получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика и зачисляет ее на счет получателя.

При проведении дебетовых переводов посредством платежных требований используется акцептная или безакцептная форма инкассо.

Акцептная форма инкассо используется при расчетах за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги) и в других случаях по усмотрению сторон.

Безакцептная форма используется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке.

Платежное требование оформляется бенефициаром (взыскателем) в соответствии с порядком, установленным инструкцией о банковском переводе (приложение 7), и представляется в обслуживающий его банк (банк-получатель) для направления в банк, обслуживающий плательщика (банк-отправитель).

Платежное требование составляется на бланках установленной формы и представляется в банк-получатель в трех экземплярах.

Первый экземпляр платежного требования заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц бенефициара (взыскателя) согласно заявленным в банк-получатель образцам подписей и оттиска печати.

Платежное требование представляется в банк в течение десяти календарных дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается) с реестром, оформленным в двух экземплярах (приложение 8). Реестр может не оформляться, если бенефициаром по платежному требованию является банк.

Ответственность за достоверность и правильность информации, указанной в платежном требовании несет бенефициар (взыскатель).

При осуществлении дебетовых переводов посредством платежных требований допускается передача бенефициаром их и реестров в банк-получатель в электронном виде.

При приеме на инкассо платежного требования от клиента ответственный исполнитель банка-получателя проверяет правильность оформления платежного требования: соответствие подписей и оттиска печати заявленным образцам в платежных требованиях на бумажных носителях; подлинность и целостность платежных требований, переданных в электронном виде; заполнение обязательных реквизитов.

Платежные требования не принимаются банком-получателем, если:

в платежном требовании на бумажном носителе имеются исправления и подчистки;

в платежном требовании не указаны обязательные реквизиты;

подписи и оттиск печати в платежном требовании на бумажном носителе не соответствуют заявленным образцам;

данные, приведенные в реестре, не соответствуют данным, приведенным в платежном требовании;

невозможно установить отправителя либо не подтверждены подлинность и целостность платежного требования, переданного в электронном виде.

Не принятые по указанным причинам банком-получателем платежные требования вычеркиваются из реестра и возвращаются представившему их клиенту для переоформления.

Платежные требования, оформленные надлежащим образом, принимаются банком-получателем для направления в банк-отправитель.

На всех экземплярах платежного требования проставляется фактическая дата представления, штамп банка.

На всех экземплярах реестра указывается фактическая дата представления платежных требований в банк-получатель. Первый экземпляр реестра, заверенный подписью ответственного исполнителя, остается в банке-получателе, второй, заверенный подписью ответственного исполнителя и штампом банка-получателя, возвращается бенефициару в подтверждение приема документов.

Платежные требования, принятые банком-получателем в течение банковского дня, направляются в банк-отправитель не позднее следующего банковского дня.

При поступлении платежного требования в банк-отправитель ответственный исполнитель проверяет правильность оформления платежного требования, заполнение обязательных реквизитов.

Платежные требования не принимаются банком-отправителем, если:

в платежном требовании на бумажном носителе имеются исправления и подчистки;

на платежном требовании на бумажном носителе отсутствует штамп банка-получателя;

невозможно установить отправителя, либо не подтверждены подлинность и целостность платежного требования, переданного в электронном виде;

в платежном требовании не указаны обязательные реквизиты;

невозможно установить плательщика.

На оборотной стороне первого экземпляра платежного требования делается запись о причине его неисполнения, которая заверяется подписью ответственного исполнителя и штампом банка-отправителя.

Платежные требования, не принятые к исполнению, регистрируются в отдельном журнале с указанием наименования и номера счета бенефициара, номера, даты и суммы требования, наименования банка-получателя, причины неисполнения платежного требования.

На всех экземплярах платежного требования, принятого банком-отправителем, проставляется дата его поступления в банк-отправитель. При поступлении платежного требования по окончании банковского дня днем его поступления в банк считается следующий банковский день.

Платежное требование исполняется банком-отправителем на основании полученного от плательщика акцепта. Акцепт оформляется заявлением на акцепт, которое представляется в банк-отправитель в двух экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления заверяются оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк-отправитель образцам подписей и оттиска печати. Форму заявления на акцепт банки разрабатывают самостоятельно.

Акцепт может быть предварительным или последующим:

предварительный акцепт - акцепт плательщика, полученный банком-отправителем до поступления платежного требования, предполагающий оплату платежного требования в день его поступления в банк-отправитель.

В заявлении на предварительный акцепт должны быть указаны: наименование плательщика и номер счета, с которого будет производиться оплата платежных требований; наименование(я) бенефициара(ов); номер(а) и дата(ы) заключенного(ых) договора(ов), по которому(ым) предполагается оплата платежных требований в день их поступления; расходы по переводу (на чей счет относятся банковские комиссионные вознаграждения и телетрансмиссионные расходы по переводу); другая необходимая информация, которую плательщик признает существенной.

При приеме заявления на предварительный акцепт ответственный исполнитель банка-отправителя проставляет на обоих экземплярах заявления дату поступления заявления в банк, свою подпись и штамп банка. Первый экземпляр заявления на предварительный акцепт хранится в банке-отправителе в отдельной папке, второй экземпляр заявления возвращается плательщику.

Ответственный исполнитель сверяет с заявлением на предварительный акцепт только платежные требования, содержащие отметку об оплате с предварительным акцептом.

Банки не рассматривают споры между бенефициаром и плательщиком о причинах невключения бенефициара в заявление на предварительный акцепт.

Урегулирование претензий между плательщиком и бенефициаром по поводу необоснованного невключения бенефициара в заявление на предварительный акцепт производится сторонами самостоятельно в порядке, установленном законодательством или договором.

Последующий акцепт - акцепт плательщика, полученный банком-отправителем после поступления платежного требования в течение срока акцепта - пять банковских дней, не считая дня поступления платежного требования в банк.

В порядке последующего акцепта подлежат оплате платежные требования:

не содержащие отметку об оплате с предварительным акцептом;

содержащие отметку об оплате с предварительным акцептом, но поступившие от бенефициаров, не указанных в заявлении на предварительный акцепт;

содержащие отметку об оплате с предварительным акцептом, поступившие от бенефициаров, указанных в заявлении на предварительный акцепт, но в которых указаны не соответствующие заявлению номера и / или даты договоров;

в которых неверно указаны номера счетов или наименования плательщиков, в том числе содержащие отметку об оплате с предварительным акцептом, в случаях, если банк может установить плательщиков.

Платежное требование, подлежащее оплате в порядке последующего акцепта в день поступления, приходуется по внебалансовому счету "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" и помещается в картотеку к указанному счету в календарной очередности. Платежное требование учитывается по указанному счету до его исполнения (полностью или частично) или возврата без исполнения.

На всех экземплярах платежного требования в поле "Срок представления акцепта" проставляется дата последнего дня представления заявления на акцепт.

Третий экземпляр платежного требования, заверенный штампом банка направляется плательщику.

Платежное требование, поступившее в банк-отправитель в электронном виде, может быть передано банком-отправителем плательщику в электронном виде на основании заключенного между ними договора.

В заявлении на последующий акцепт должно содержаться поручение банку оплатить поступившие требования, а также должны быть указаны: наименование плательщика и номер(а) его счета(ов); номера, даты, суммы требований (цифрами); суммы, в которых требования акцептованы (цифрами и прописью) или запись об акцепте в полной сумме; дата платежа (указывается в пределах срока акцепта); расходы по переводу (на чей счет относятся банковские комиссионные вознаграждения и телетрансмиссионные расходы по переводу); другая необходимая информация, которую плательщик признает существенной.

Первые экземпляры заявления на последующий акцепт хранятся в банке-отправителе в отдельных папках.

Перед исполнением платежных требований, включенных в заявление на предварительный или последующий акцепт, ответственный исполнитель банка-отправителя проверяет:

правомерность осуществления дебетового перевода на основании представленных в банк-отправитель документов;

соответствие данных платежного требования данным документов, представленных в банк-отправитель в установленных законодательством случаях.

Платежные требования, включенные плательщиком в заявление на акцепт, не подлежат исполнению в случае:

непредставления необходимых в соответствии с законодательством документов;

несоответствия данных платежного требования данным документов, представленных в банк-отправитель в установленных законодательством случаях.

Не принятые к исполнению по указанным выше причинам платежные требования считаются неакцептованными.

При этом платежные требования, поступившие для оплаты в порядке предварительного акцепта, подлежат оплате с последующим акцептом.

Платежные требования, поступившие для оплаты с последующим акцептом и не принятые к исполнению, вычеркиваются из заявления на последующий акцепт.

После приема к исполнению платежных требований, включенных в заявление на последующий акцепт, ответственный исполнитель банка-отправителя проставляет на обоих экземплярах заявления на последующий акцепт дату поступления заявления в банк, свою подпись и штамп банка. Второй экземпляр заявления возвращается плательщику.

На частично акцептованных платежных требованиях (в том числе, по которым получен частичный отказ) делается надпись об акцептованной плательщиком сумме: "Сумма акцепта ______". Указанная надпись заверяется подписью ответственного исполнителя.

Принятые к исполнению платежные требования, акцептованные плательщиком, при наличии достаточной суммы средств на счете плательщика исполняются банком-отправителем:

подлежащие оплате в порядке предварительного акцепта - в полной сумме в день поступления платежного требования. После исполнения первый экземпляр платежного требования (копии платежного требования, сформированной на бумажном носителе) помещается в документы дня банка-отправителя, второй направляется в банк-получатель для выдачи бенефициару, третий направляется плательщику с выпиской из его счета (если иное не предусмотрено в договоре);

подлежащие оплате в порядке последующего акцепта - в акцептованной плательщиком сумме с датой платежа, указанной в заявлении на акцепт. Первый экземпляр платежного требования (копии платежного требования, сформированной на бумажном носителе) помещается в документы дня банка-отправителя; второй – направляется в банк-получатель для выдачи бенефициару.

На всех экземплярах исполненных платежных требований проставляются дата исполнения, подпись ответственного исполнителя, штамп банка-отправителя.

Акцептованные платежные требования, для оплаты которых средств на счете плательщика недостаточно, исполняются в пределах остатка средств на счете. На всех экземплярах платежного требования ответственным исполнителем банка-отправителя первоначальная сумма зачеркивается и рядом проставляется сумма, в которой требование подлежит оплате. Исправление суммы заверяется подписью ответственного исполнителя. На втором экземпляре требования, подлежащего отсылке в банк-получатель, делается запись о причине его исполнения не в полной сумме (не в сумме, акцептованной плательщиком).

Частичная оплата платежного требования оформляется мемориальным ордером. В поле "Назначение платежа" мемориального ордера указываются: наименование расчетного документа, по которому производится частичная оплата, его номер, дата и сумма; назначение платежа (наименование платежа, товара, работы, услуги), наименования, номера и даты документов, служащих основанием для осуществления платежа; другая дополнительная информация о деталях платежа. Количество оформляемых банком-отправителем экземпляров мемориального ордера и порядок их использования должны соответствовать количеству и порядку использования экземпляров платежного требования, по которому производится частичная оплата.

Акцептованные платежные требования, оформленные для проведения дебетовых переводов белорусских рублей и предъявленные к текущему счету плательщика (за исключением счетов физических лиц), не исполненные (исполненные частично) ввиду отсутствия (недостаточности) средств на счете плательщика, в акцептованной сумме (неисполненные) или в неисполненной сумме (частично исполненные) приходуются по внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок" и помещаются в картотеку к указанному счету. При помещении в картотеку частично исполненного требования на обороте всех его экземпляров проставляется сумма, в которой требование приходуется в картотеку. Указанная запись заверяется подписью ответственного исполнителя.

Бесспорный порядок списания средств означает списание средств со счета плательщика без его согласия.

Списание средств со счета плательщика в бесспорном порядке производится на основании исполнительных документов, определяемых законодательными актами Республики Беларусь.

Списание средств в бесспорном порядке допускается со счетов плательщика, предназначенных для учета денежных средств, которыми плательщик вправе распоряжаться, в случае, если такое списание средств не противоречит режиму счета, установленному законодательными актами Республики Беларусь.

Для взыскания средств в бесспорном порядке взыскатель представляет в обслуживающий его банк платежное требование.

При приеме на инкассо платежные требования помимо проверки на предмет правильности их оформления дополнительно проверяются на предмет правомерности их выставления.

Платежное требование при безакцептной форме инкассо должно представляться в банк взыскателя с подлинным исполнительным документом или его дубликатом.

Исполнительные документы предъявляются в банк в пределах срока давности для предъявления исполнительных документов к исполнению. Сроки давности и порядок их исчисления устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

При приеме платежных требований, оформленных на основании исполнительного документа, ответственный исполнитель банка-получателя проверяет наличие исполнительного документа, возможность его приема по сроку давности, соответствие суммы платежного требования сумме, подлежащей взысканию по исполнительному документу. При наличии на исполнительном документе отметок о частичной оплате суммой исполнительного документа считается сумма, указанная в нем, за вычетом ранее оплаченных сумм. Сумма, указанная в платежном требовании, должна быть меньше либо равна сумме, подлежащей взысканию по исполнительному документу.

Платежное требование считается неправомерно предъявленным и не принимается банком-получателем в следующих случаях:

без исполнительного документа;

если срок давности для предъявления исполнительного документа к исполнению истек;

если сумма, указанная в платежном требовании, больше суммы, указанной в исполнительном документе;

если данные, указанные в исполнительном документе, не соответствуют данным, указанным в платежном требовании.

Платежные требования, не принятые банком-получателем по причине неправильного их оформления или/и неправомерного выставления, вычеркиваются из реестра и возвращаются представившему их клиенту для переоформления. На оборотной стороне первого экземпляра платежного требования указываются причины его возврата.

Платежные требования, принятые банком-получателем в течение банковского дня, направляются в банк-отправитель не позднее следующего банковского дня.

На всех экземплярах платежного требования, принятого к исполнению банком-отправителем, проставляется дата его поступления в банк-отправитель. При поступлении платежного требования по окончании банковского дня днем его поступления в банк считается следующий банковский день.

При поступлении в банк-отправитель платежные требования проверяются на предмет правильности их оформления (в том числе правильности указания в платежном требовании номера счета и наименования плательщика) и правомерности предъявления.

Платежные требования, не принятые по причине неправильного их оформления или/и неправомерного предъявления, возвращаются (с приложением в соответствующих случаях исполнительного документа) банком-отправителем в банк-получатель для выдачи взыскателю. На обороте первого экземпляра платежного требования делается запись о причине его возврата.

Платежные требования, принятые к исполнению банком-отправителем, при наличии средств на счете плательщика исполняются в полной сумме в день поступления.

После исполнения первый экземпляр платежного требования остается в документах дня банка-отправителя; второй - направляется в банк-получатель для выдачи взыскателю; третий экземпляр с исполнительным документом направляется плательщику с выпиской из его счета. Если сумма исполненного платежного требования меньше суммы исполнительного документа (в том числе с учетом отметок о частичной оплате), второй экземпляр платежного требования с исполнительным документом направляется в банк-получатель для выдачи взыскателю; третий экземпляр платежного требования направляется плательщику с выпиской из его счета. На всех экземплярах исполненных платежных требований проставляются дата исполнения, подпись ответственного исполнителя, штамп банка-отправителя.

Платежные требования, предъявленные к текущему счету плательщика, для оплаты которых средств на текущем счете плательщика недостаточно, исполняются частично. Частичная оплата платежного требования оформляется мемориальным ордером.

Исполненные частично платежные требования в неоплаченной сумме приходуются по внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок" и помещаются в картотеку к указанному счету. Сумма, в которой платежное требование приходуется в картотеку, указывается на обороте всех экземпляров платежного требования. Указанная запись заверяется подписью ответственного исполнителя.

Платежные требования, предъявленные к текущему счету плательщика, для оплаты которых средства на текущем счете плательщика отсутствуют, в полной сумме приходуются по внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок" и помещаются в картотеку к указанному счету.

Порядок и срок исполнения платежных требований, оформленных на основании исполнительных документов и предъявленных к текущим счетам в белорусских рублях, предназначенным для учета средств юридических лиц, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей, поступающих из республиканского и местных бюджетов (в том числе из государственных целевых бюджетных фондов), из государственных внебюджетных фондов, определяются отдельными актами законодательства Республики Беларусь.

При акцептной форме инкассо плательщик имеет право изменить или отозвать выданные банку инструкции по оплате платежных требований до момента совершения банком фактических действий по их исполнению.

Под фактическими действиями по исполнению платежных требований понимаются:

зачисление средств на корреспондентский счет "Лоро";

направление платежного поручения в банк-корреспондент в целях исполнения платежного требования;

иные действия, определенные законодательством Республики Беларусь.

После совершения фактического действия банк-отправитель вправе не предпринимать каких-либо действий по изменению или отзыву инструкций по исполнению платежного требования.

Для изменения (отзыва) инструкций по исполнению платежного требования плательщик представляет в банк-отправитель новое заявление на акцепт. На заявлении на акцепт ответственный исполнитель проставляет дату его предъявления, свою подпись, штамп банка.

В случае невозможности изменения или отзыва инструкций по исполнению платежных требований банк-отправитель информирует об этом плательщика.