logo
Книга для издания

10.1. Порядок лицензирования и осуществления аудиторской деятельности в банковской системе Республики Беларусь

Право на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе имеют аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление аудиторской деятельности, выданную Министерством финансов Республики Беларусь, и дополнительно лицензию на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе, выданную Национальным банком. Лицензия выдается на основании решения центральной аттестационной комиссии Национального банка по результатам собеседования, проводимого с аудиторами и руководителями аудиторских организаций.

Лицензия может быть выдана:

аудиторам - индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на аудиторскую деятельность, выданную Министерством финансов Республики Беларусь, свидетельство о соответствии квалификационным требованиям для осуществления аудиторской деятельности в банковской системе, выданное Национальным банком и стаж работы не менее трех лет из последних пяти в банковской системе Республики Беларусь по специальностям, соответствующим экономическому или юридическому образованию, или аудитора, ассистента аудитора в аудиторской организации, осуществляющей аудиторскую деятельность в банковской системе;

аудиторским организациям, имеющим лицензию на аудиторскую деятельность, выданную Министерством финансов, в штате которых имеется не менее трех аудиторов, включая руководителя, для которых данная организация является основным местом работы, которые имеют свидетельство о соответствии квалификационным требованиям для осуществления аудиторской деятельности в банковской системе, и отвечают требованиям по стажу работы в банковской системе.

Для получения лицензии в центральную аттестационную комиссию Национального банка представляются следующие документы:

аудитором - индивидуальным предпринимателем:

заявление;

копия лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов;

копия диплома о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

копия трудовой книжки;

документ, подтверждающий внесение платы за выдачу лицензии;

копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

аудиторской организацией:

заявление;

нотариально удостоверенные копии учредительных документов (по иностранным аудиторским организациям - переведенные на белорусский или русский язык и легализованные в установленном законодательством порядке);

копия свидетельства о государственной регистрации;

копия штатного расписания;

сведения о руководителе, его заместителях и работающих в аудиторских организациях аудиторах, имеющих квалификационный аттестат аудитора Министерства финансов и стаж работы не менее трех лет из последних пяти в банковской системе Республики Беларусь по специальностям, соответствующим экономическому или юридическому образованию, или аудитора, ассистента аудитора в аудиторской организации, осуществляющей аудиторскую деятельность в банковской системе;

копия лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов;

документ, подтверждающий внесение платы за выдачу лицензии.

До получения лицензии аудитор, аудитор - индивидуальный предприниматель проходит тестирование на предмет знания законодательства Республики Беларусь, регулирующего банковскую деятельность. По результатам тестирования оформляется протокол, который передается в центральную аттестационную комиссию Национального банка.

Центральная аттестационная комиссия Национального банка осуществляет оценку соответствия аудитора - индивидуального предпринимателя, аудиторов, включая руководителя аудиторской организации, квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам, осуществляющим аудиторскую деятельность в банковской системе.

Оценка соответствия аудиторов квалификационным требованиям осуществляется путем проведения собеседования на заседании центральной аттестационной комиссии Национального банка.

По результатам собеседования с учетом рассмотрения представленных документов центральная аттестационная комиссия Национального банка принимает решение о выдаче аудиторам свидетельства о соответствии квалификационным требованиям для осуществления аудиторской деятельности в банковской системе. В ходе собеседования с кандидатами на получение свидетельства оцениваются их знание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность в банковской системе, банковского законодательства, прав и обязанностей аудитора, владение формами и методами осуществления аудиторской проверки банка, понимание аудиторами стоящих перед ними задач, рассматриваются другие вопросы, связанные с осуществлением аудиторской деятельности.

Свидетельство аудитору выдается без ограничения срока его действия. Аудитор обязан раз в три года (исчисление трехгодичного периода начинается с года, следующего за годом получения свидетельства) проходить тестирование в Национальном банке на предмет знания законодательства Республики Беларусь, регулирующего банковскую деятельность. При нарушении аудитором требований по прохождению тестирования, а также при непрохождении тестирования свидетельство аннулируется. Решение об аннулировании свидетельства принимает центральная аттестационная комиссия Национального банка. Аудитор, у которого аннулировано свидетельство, имеет право на получение свидетельства не ранее чем через три года со дня принятия решения, об аннулировании ранее выданного свидетельства.

На заседании центральной аттестационной комиссии Национального банка одновременно с решением о выдаче свидетельств принимается решение о выдаче лицензии аудитору - индивидуальному предпринимателю, аудиторской организации. Решение центральной аттестационной комиссии Национального банка принимается по результатам проведения тайного голосования членов комиссии.

Лицензия выдается сроком на 5 лет. По истечении срока действия лицензии производится ее продление или аннулирование.

В лицензии указываются: наименование органа, выдавшего лицензию, наименование и местонахождение аудиторской организации (фамилия, имя, отчество аудитора - индивидуального предпринимателя); наименование вида деятельности, на который выдается лицензия, регистрационный номер лицензии, дата выдачи, срок действия. Лицензия подписывается заместителем Председателя Правления Национального банка и заверяется печатью Национального банка. Датой выдачи лицензии является день принятия центральной аттестационной комиссией Национального банка решения о выдаче лицензии или продлении срока ее действия. Оригинал лицензии выдается руководителю аудиторской организации, аудитору - индивидуальному предпринимателю, а копия находится в Национальном банке в деле аудиторской организации, аудитора - индивидуального предпринимателя.

Срок рассмотрения документов для получения лицензии не должен превышать одного месяца со дня поступления в Национальный банк заявления с приложением необходимых документов.

Основанием для отказа Национальным банком в выдаче лицензии являются:

несоответствие представленных документов требованиям законодательства;

обращение за получением лицензии аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя, в отношении которых было принято решение об аннулировании лицензии, до истечения 5-летнего срока со дня принятия такого решения;

наличие у аудитора - индивидуального предпринимателя или у аудиторов, состоящих в штате аудиторской организации, судимости, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке;

обращение за получением лицензии лиц, занимавших со дня подачи заявления на получение лицензии по день принятия решения о ее выдаче должность, время работы на которой засчитывается в стаж службы в государственном аппарате;

отсутствие у аудиторской организации на момент получения лицензии трех аудиторов, включая руководителя, имеющих свидетельства Национального банка;

отрицательное решение центральной аттестационной комиссии Национального банка по вопросу о выдаче аудитору - индивидуальному предпринимателю свидетельства;

Решение об отказе в выдаче лицензии аудиторской организации или аудитору - индивидуальному предпринимателю сообщается на заседании центральной аттестационной комиссии Национального банка и в письменной форме направляется в 5-дневный срок со дня принятия решения центральной аттестационной комиссией Национального банка с указанием оснований для отказа.

В случае отказа в выдаче лицензии повторное заявление о выдаче лицензии может быть подано в Национальный банк не ранее чем через шесть месяцев со дня отказа в выдаче.

Аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели вносят плату за выдачу лицензии в сумме, эквивалентной 45 евро.

Выдаваемые Национальным банком лицензии регистрируются в журнале учета лицензий и имеют регистрационный номер. Листы в журнале учета лицензий должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены подписью уполномоченного должностного лица и печатью Национального банка.

Аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели для продления срока действия лицензии должны не позднее двух месяцев до окончания срока ее действия обратиться в Национальный банк с письменным заявлением о продлении срока действия лицензии.

Национальный банк может также принять решение о приостановлении действия лицензии. Основаниями для приостановления срока действия лицензии являются:

приостановление срока действия выданной Министерством финансов лицензии на осуществление аудиторской деятельности;

однократное несоблюдение аудиторской организацией законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность;

отсутствие более одного месяца у аудиторской организации руководителя или наличие в штате аудиторской организации менее трех аудиторов, имеющих свидетельства.

Основаниями для аннулирования лицензии являются:

аннулирование выданной Министерством финансов лицензии на осуществление аудиторской деятельности;

заявление аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя об аннулировании лицензии, а также истечение срока ее действия;

обнаружение в представленных для получения лицензии документах недостоверных сведений;

аннулирование свидетельства;

составление аудиторской организацией и аудитором - индивидуальным предпринимателем заведомо ложного аудиторского заключения;

неустранение в установленный Национальным банком срок нарушений, явившихся основанием для принятия решения о приостановлении действия лицензии;

осуществление аудиторской деятельности в банковской системе в период приостановления действия лицензии Национального банка;

неоднократное несоблюдение аудиторской организацией или аудитором - индивидуальным предпринимателем требований законодательства, регулирующего порядок осуществления аудиторской деятельности;

передача третьим лицам конфиденциальной информации, полученной в ходе аудита, кроме случаев, предусмотренных законодательством или договором оказания аудиторских услуг;

наличие у аудитора - индивидуального предпринимателя не погашенной или не снятой в установленном законодательством Республики Беларусь порядке судимости.

Национальный банк ежегодно публикует в информационно-аналитическом и научно-практическом журнале Национального банка "Банкаўскi веснiк" список аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию.

При заключении договора оказания аудиторских услуг аудиторская организация, аудитор - индивидуальный предприниматель обязаны предъявить банку лицензии. При этом в договоре должны указываться регистрационные номера и даты выдачи лицензий Министерства финансов и Национального банка.

Договор может заключаться как на проведение одной проверки, так и на аудиторское обслуживание в течение определенного периода, но не более чем на три года подряд.

Количество аудиторов, участвующих в аудите, определяется аудиторской организацией самостоятельно и должно быть достаточным для эффективного достижения целей аудиторской проверки с учетом объема операций и структуры аудируемого банка. Оказывать аудиторские услуги могут только работники, состоящие в штате аудиторской организации.

В некоторых случаях Национальный банк может выступать заказчиком на оказание аудиторскими организациями или аудиторами - индивидуальными предпринимателями аудиторских услуг по проверке деятельности банков на основании заключений структурных подразделений Национального банка с обоснованием необходимости привлечения внешних аудиторов.

По итогам года проводится аудит годового отчета банка в составе, установленном Национальным банком.

Целью обязательного аудита банка по итогам года является выражение мнения аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя о достоверности во всех существенных отношениях годового отчета банка.

Под достоверностью бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях понимается такая степень точности показателей бухгалтерской отчетности, при которой квалифицированный пользователь в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные решения.

Существенность в аудите - это обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности.

Аудиторская организация или аудитор - индивидуальный предприниматель обязана составить в установленной законодательством форме заключение по итогам обязательного аудита, выражающее мнение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности банка.

В ходе аудиторской проверки банка аудиторская организация рассматривает:

соблюдение законодательства Республики Беларусь в аудируемом периоде;

достоверность бухгалтерского учета и отчетности по совершаемым операциям;

финансовое состояние и риски банка, соблюдение требований по безопасному и ликвидному функционированию банка, качество управления банком, в том числе состояние внутреннего контроля в объемах, необходимых для подготовки аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности;

выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.

В аудиторском заключении должны быть изложены все существенные нарушения, установленные и не устраненные в ходе проведения аудиторской проверки.

По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности банка аудиторская организация или аудитор - индивидуальный предприниматель должны подготовить аудиторское заключение в соответствии с установленными требованиями.

Годовая отчетность, составленная для публикации, должна содержать аналогичную с итоговой частью аудиторского заключения запись, которая датируется и заверяется печатью и подписью руководителя аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя.

Аудиторское заключение в полном объеме вместе с годовым отчетом представляются банком - заказчиком аудиторских услуг в Национальный банк в сроки, установленные законодательством.

Результаты аудиторской проверки годового отчета банка в случае составления условно-положительного либо отрицательного заключения или при отказе от выражения мнения подлежат рассмотрению Национальным банком на совещании с участием руководителей банка и аудиторской организации.

В настоящее время в республике аудитом банков занимаются 6 аудиторских организаций, имеющих в штате 3-4 аттестованных аудитора и 6 аудиторов - индивидуальных предпринимателей. Аттестованы на право осуществления аудита в банковской системе 15 аудиторов.

Очевидно, что количество аттестованных специалистов ограничено. Причем фактически большинство из них состоят в штате нескольких аудиторских организаций на условиях совместительства. В целом это приводит к тому, что проверки проводятся одними и теми же аудиторскими организациями или предпринимателями на протяжении ряда лет. Даже при смене банком аудиторской организации проверка проводится зачастую тем же аудитором.

В то же время в мировой практике внешний аудит - это действенный инструмент осуществления владельческого надзора. Непременное условие его эффективности - независимость внешних аудиторов от исполнительных органов банка и других лиц. В этих целях предусмотрена ротация аудиторов, осуществляющих внешний аудит банка, не реже каждых 3-5 лет. Кроме того, во многих странах вопросы независимости аудиторов решаются путем установления законодательного требования об утверждении аудитора не руководителем исполнительного органа банка, а общим собранием акционеров либо советом директоров (наблюдательным советом).

Сегодня в соответствии с законом внешний аудит определен как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и других документов организаций, которая должна отражаться в бухгалтерской отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии совершенных финансовых операций законодательству. Таким образом, внешний аудит, осуществляемый в соответствии с международными стандартами аудита (МСА) в отношении отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), по сути, не подпадает под данное определение.

В то же время внедрение в Беларуси МСФО, расширение международного сотрудничества белорусских банков, в том числе по привлечению инвестиций в экономику страны, приводят к повышению потребности белорусских банков в осуществлении аудиторских проверок в соответствии с международными стандартами.

В мировой практике аудит осуществляется сотрудниками аудиторских компаний, обладающими квалификацией, подтвержденной сертификатами их членства в ведущих международных профессиональных бухгалтерских объединениях, к примеру, таких, как Ассоциация дипломированных привилегированных бухгалтеров Великобритании (the Association of Chartered Certified Accountants - ACCA).

В связи с этим Национальный банк рекомендует:

- в целях повышения качества аудиторских проверок осуществлять внешний аудит по международным стандартам под руководством аудиторов, подтвердивших свою квалификацию сертификатами их членства в ведущих международных профессиональных аудиторских и бухгалтерских объединениях;

- в целях повышения независимости внешних аудиторов от исполнительных органов банков и повышения эффективности использования результатов аудиторских проверок в процессе владельческого надзора решение об утверждении внешнего аудитора принимать на уровне советов директоров (наблюдательных советов) банков.

Кроме того, в целях улучшения взаимодействия Национального банка и внешних аудиторов планируется ежегодное проведение деловых встреч и семинаров с аудиторами, осуществляющими аудит банков. В ходе таких встреч будут определяться задачи, стоящие перед аудиторами в связи с внедрением МСФО, обсуждаться результаты проведения аудита годовых отчетов, рассматриваться актуальные проблемы аудита и бухучета. Особое внимание мы намерены уделять методологии учета новых финансовых инструментов и другим аспектам финансовых новшеств.