logo
Пособия по ВСР / strahovanie v

Isbn 5-93297-044-8

Содержание

Указатель сокращений 7

Введение 8

Часть I. Обязательное государственное страхование 12

Глава I. Преамбула Федерального закона № 52-ФЗ 12

Глава II. Объекты обязательного государственного страхования жизни и здоровья 24

Глава III. Субъекты обязательного государственного страхования 35

Глава IV. Особый порядок лицензирования деятельности страховщиков и дополнительные меры контроля за их деятельностью 50

Глава V. Страховые случаи 56

Глава VI. Размеры страховых сумм 64

Глава VII. Договор обязательного государственного страхования 74

Глава VIII. Выполнение страхователем обязанностей по обязательному государственному страхованию 85

Глава IX. Финансирование расходов на обязательное государственное страхование 101

Глава X. Страховая премия и страховые взносы 103

Глава XI. Основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы 107

Глава XII. Порядок и условия выплаты страховых сумм 110

Глава XIII. Порядок взаиморасчетов страхователя и страховщика 129

Глава XIV. Рассмотрение споров, связанных с обязательным государственным страхованием 130

Глава XV. Вступление Федерального закона № 52-ФЗ в силу 138

Часть II. Единовременное пособие 140

Глава I. Единовременное пособие как особая форма социальной защиты 140

Единовременное пособие и возмещение ущерба, причиненного здоровью 141

Глава II. О праве на единовременное пособие членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего 145

Выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником) 155

Нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью 156

Нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно 157

Следование к месту военной службы и обратно 157

Защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности 158

Глава III. О праве на единовременное пособие граждан, уволенных с военной службы 163

Глава IV. Рассмотрение споров, связанных с выплатой единовременного пособия 171

Приложение 1 180

Схема 1. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и единовременные пособия в общем объеме материального обеспечения и компенсаций, гарантированных государством в случае получения военнослужащими повреждения здоровья 180

Схема 2. Объекты обязательного государственного страхования жизни и здоровья по Федеральному закону от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ 181

Схема 3. Субъекты обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц 182

Схема 4. Выгодоприобретатели по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц 183

Схема 5. Право военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) на страховые суммы, установленные Федеральным законом 1998 г. № 52-ФЗ 184

Схема 6. Право членов семей военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) на страховые суммы, установленные Федеральным законом 1998 г. № 52-ФЗ 185

Схема 7. Причинная связь повреждения здоровья (ст. 41 постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123) при определении права на единовременное пособие, установленное п. 2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», членов семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы 186

Схема 8. Причинная связь повреждения здоровья (ст. 41 постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123) при определении права на единовременное пособие, установленное п. 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», граждан, уволенных с военной службы 187

Схема 9. Порядок оформления и выплаты единовременного пособия 188

Схема 10. Право на единовременное пособие, установленное п. 2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», членов семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы 189

Схема 11. Право на единовременное пособие, установленное п. 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», граждан, уволенных с военной службы 190

Приложение 2 191

Гражданский кодекс Российской Федерации (извлечения) 191

Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 22 ноября 1992 г. № 4015-1 (в редакции Федерального закона от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ и Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 182-ФЗ) (извлечения) 193

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (извлечение) 195

Федеральный закон «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 7 июля 2003 г. № 114-ФЗ 197

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в редакции Федеральных законов от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ, от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ) (извлечения) 197

Закон Российской Федерации«О статусе судей вРоссийской Федерации» от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (в редакции Закона Российской Федерации от 14 апреля 1993 № 4791-1; Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288; федеральных законов от 21 июня 1995 г. № 91-ФЗ, от 17 июля 1999 г. № 169-ФЗ) (извлечения) 200

Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (в редакции федеральных законов от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ, от 6 января 1999 г. № 11-ФЗ) (извлечения) 201

Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 № 3061-1, федеральных законов от 24 ноября 1995 № 179-ФЗ, от 11 декабря 1996 г. № 149-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ, от 17 апреля 1999 г. № 79-ФЗ, от 5 июля 1999 г. № 127-ФЗ) (извлечения) 205

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288) (в редакции Федерального закона от 2 марта 1998 г. № 30-ФЗ) (извлечения) 206

Постановление Правительства Российской Федерации «О конкурсах среди страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета» от 4 октября 2002 г. № 737 207

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» от 25 февраля 2003 г. № 123 (приводится без Расписания болезней) 209

Постановление Правительства Российской Федерации «Об обязательном бесплатном государственном страховании личности от риска радиационного ущерба вследствие Чернобыльской катастрофы» от 5 ноября 1992 г. № 851 225

Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке признания граждан инвалидами» от 13 августа 1996 г. № 965 226

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» от 15 апреля 1995 г. № 333 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. № 509, от 30 апреля 1997 г. № 513, от 29 июля 1998 г. № 854) 228

Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств 234

Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств — участников Содружества Независимых Государств 236

Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 4 сентября 1996 г. № С-1/11-96 237

Определение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 20 марта 1997 г. № С-1/11-96 241

Соглашение между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о военной службе граждан Российской Федерации в Вооруженных Силах Кыргызской Республики и их статусе (извлечения) 243

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан (извлечения) 244

Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном о военной службе граждан Российской Федерации в Вооруженных Силах Туркменистана и их статусе (извлечения) 246

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. № 9 247

Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы» от 10 октября 1998 г. № 455 257

Приказ Министра обороны Российской Федерации «О порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей» от 2 февраля 1999 г. № 55 263

Приказ Федеральной служба безопасности Российской Федерации «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим органов Федеральной службы безопасности, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей» от 29 мая 1999 г. № 232 269

Приказ Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации «О порядке выплаты в службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации единовременных пособий, установленных пунктами 2 и 3 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 28 января 2000 г. № 6 274

Указатель сокращений

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК РСФСР — Гражданский процессуальный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

КоАП РФ — Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

РККА — Рабоче-Крестьянская Красная Армия

СК РФ — Семейный кодекс Российской Федерации

СНК — Совет Народных Комиссаров

ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации

УВС ВС РФ — Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации

Введение

Со времени образования вооруженных формирований (армий, вооруженных сил) российское государство всегда исходило из того, что при необходимости «служивый человек» должен получать реальную помощь, в том числе и в случае временной или постоянной утраты здоровья.

Институт попечения отставных и раненых «служивых людей» возник и развивался вместе со становлением Руси. В начале XIII столетия на Руси стали создаваться богодельни (от слов «Бога дело», или «Бога дела», т. е. — для Бога). Больные и увечные отставные «служивые люди» селились при церквях, монастырях и получали от них полное содержание. В XVII в. количество богоделен увеличилось, но только в царствование Федора Алексеевича были учреждены богодельни преимущественно «для служивых чинов, которые тяжкими ранами на государевых службах изувечаны, а приют себе не имеют и должно их по смерть кормить».

В указанный период на Руси существовал и другой «прообраз» государственных страховых мероприятий. Общеизвестно, какую роль играло в историческом прошлом России близкое соседство со степными, кочующими народами. Даже после свержения татарского владычества и распада Золотой Орды ещё долго на русские рубежи совершались многочисленные набеги, особенно с юга, со стороны крымских и ногайских татар. Главной целью этих набегов была добыча пленников и продажа их в рабство.

Освободить пленников из рабства можно было с помощью выкупа. И правительство Московской Руси, заинтересованное в сохранении людских поселений на окраинах государства, и особенно в сохранении своих военных и других «служивых людей», считало необходимым обеспечивать этот выкуп соответствующей финансовой поддержкой. В гл. 72 Стоглава «Об искуплении пленных» (Стоглав. — 3-е изд. — Казань, 1912) говорится о трех формах выкупа из плена. Либо пленные «сами откупятся», либо их откупают «царевы послы в ордах и во Цареграде, или Крыму, или Асторохании, или в Кафи» (Феодосия), либо выкуп производится из вторых рук, в самой Москве, куда «греки и турчане и армени» или иные «гости» приводят с собой «окупленных» ими из плена «православных крестьян».

Во всех указанных случаях выкуп финансировался «из царевой казны». Но затраченные на это казной средства возвращались путем ежегодной «разнарядки» среди населения по существующим тогда единицам (сохам) и притом на уравнительных началах.

В дальнейшем от системы «разнарядки» перешли к системе регулярных твердых платежей, образующих специальный фонд выкупа пленных. Эта новая система закрепляется в Уложении царя Алексея Михайловича, предписывающем на всей территории Московского государства «збирать деньги ежегод» со специальным назначением — «полоняником на окуп» (Уложение царя Алексея Михайловича. — Изд. 1737 г. — Глава восьмая «О искуплении пленных».— Ст.ст. 1—7).

В организации финансирования выкупа пленных, несмотря на ее налоговые формы, уже присутствовали все существенные элементы государственного обязательного страхования на случай пленения: и обязательные ежегодные, по твердым ставкам, страховые платежи, образующие страховой фонд, и выдаваемые из этого фонда твердые страховые суммы, и государственный страховой орган в лице Посольского приказа — хранителя и распределителя страховых средств.

При Петре I армия стала формироваться посредством регулярных наборов. Срок службы был установлен пожизненный, т. е. человек, оторванный от родного очага, терял его навсегда, оставался солдатом и служил до тех пор, пока имел силы и здоровье. Заботу о военном человеке должно было взять на себя государство.

После возвращения из Прутского похода Петр I приказал основать во всех губерниях богодельни, которые содержались из денежных сумм духовного ведомства. Для довольствия назначалось по четверику хлеба в месяц и по копейке жалованья на человека в день. Признанные неспособными к продолжению военной службы, престарелые, раненые, за исключением семейных и имеющих дома и промыслы, могли избрать для проживания любую богодельню.

Указом от 28 января 1723 г. Петр I запретил постригать в монашество кого бы то ни было, а на все открывающиеся монашеские вакансии определять только отставных солдат. Вместо «хлебной дачи» натурой все чины могли получать ее стоимость деньгами.

В середине ХIХ в. в России стали создаваться эмеритальные кассы (от слова «эмеритура» — пособие) — страховые кассы служащих, учрежденные для обеспечения участников кассы и членов их семей пенсиями и пособиями. Капитал эмеритальных касс создавался посредством вычета из содержания служащих определенного ведомства, достаточного для обеспечения пожизненных пенсий и пособий участникам кассы, независимо от тех пенсий и пособий, какие полагались на основании общих законов, особых постановлений и Высочайших повелений. Эмеритальные кассы военно-сухопутного ведомства России были утверждены в 1859 г. для обеспечения оставивших службу чинов военного ведомства, а также их вдов и сирот. С этой целью эмеритальные кассы выдавали вышедшим в отставку их участникам пожизненную пенсию, а их семействам — пенсии или единовременные пособия.

С началом Первой мировой войны с особой остротой встал вопрос о заботе государства о своих защитниках. Летом 1914 г. императором Николаем II был утвержден Верховный Совет по призрению семей лиц, призванных на войну. В обращении Верховного Совета была сформулирована основная его задача: «Русские воины не должны тревожиться за судьбы оставшихся дома жен и детей своих. Заботу о них возьмут на себя те, кто не призван на войну».

В июне 1914 г. начал свою деятельность Романовский Комитет по оказанию помощи детям воинов, задача которого — забота о сиротах русских воинов. Офицерам, эвакуированным с театра военных действий в Россию вследствие ран или болезней, предоставлялось право, по их желанию, получать денежное довольствие, назначенное им в момент убытия из частей и учреждений, за исключением добавочных окладов военного времени, причем содержание назначалось исходя из основных окладов (Свод Военных Постановлений 1869 г. — Изд. 1910 г. — Книга ХIX. — С. 109—111. — Ст. 895). Раненым офицерам армии и флота, которые вследствие ранения или внезапного отправления в военно-врачебные заведения лишались части своего имущества, по удостоверении размера стоимости потери командиром отдельной части могло быть назначено единовременное пособие в размере не свыше военно-подъемных денег.

Поражение Российской империи в ходе Первой мировой войны и последовавшие за ним социально-политические потрясения привели к разрушению всех правовых гарантий государства.

После Октябрьской революции 1917 г. в процессе строительства Красной Армии начала создаваться новая система гарантий прав военнослужащих, уволенных с военной службы. В отношении выходцев из дворянства, буржуазии, духовенства, бывших высших государственных чиновников проводилась политика ограничения прав в области социального обеспечения в связи с происхождением или прошлой деятельностью.

7 августа 1918 г. Декретом СНК было введено пенсионное обеспечение по инвалидности солдат РККА, а членов их семей — по случаю потери кормильца.

16 июля 1940 г. СНК СССР утвердил постановление «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего состава срочной службы и их семьям», а 5 июня 1941 г. — постановление «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям».

После разгрома фашистской Германии и окончания Второй мировой войны у государства вновь появилась возможность проявить заботу о социальной защите военных пенсионеров и членов их семей.

Постановлением Совета Министров СССР от 1954 г. офицерам, имеющим выслугу от 20 до 25 лет, увольняемым после 14 апреля 1953 г. из Советской Армии и Военно-Морского Флота по возрасту, болезни, сокращению штатов и ограниченному состоянию здоровья, устанавливалась пожизненная пенсия в размере 40% от окладов содержания по должности и воинскому званию, независимо от возраста ко дню увольнения.

Современная система обязательного государственного личного страхования военнослужащих сложилась относительно недавно. В законодательстве СССР отсутствовали общие нормы, регламентирующие проведение этого вида страхования. В советский период широкое распространение получила система компенсационных выплат и единовременных пособий, существенно обременяющая государственный бюджет.

30 декабря 1990 г. постановлением Совета Министров СССР № 1393 было введено обязательное государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц. Первоначально оно осуществлялось через Госстрах СССР (с 10 февраля 1992 г. — ОАО «Росгосстрах»), единственную в тот период страховую организацию, проводившую обязательное государственное личное страхование.

Во исполнение Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г. порядок проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих до принятия соответствующих законодательных актов был определен постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. № 295, введенным в действие с 1 марта 1993 г.

Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих» в пп. 2 и 3 ст. 18 была установлена совершенно новая форма социальной защиты российских военнослужащих, получивших повреждение здоровья при исполнении обязанностей военной службы, — выплата единовременных пособий.

Новым важным этапом совершенствования правового регулирования обязательного государственного страхования стал Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ, вступивший в силу с 1 июля 1998 г. В дальнейшем данный вид страхования был распространен на сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы (Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ), Государственной противопожарной службы (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ) и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ), что привело и к изменению названия Закона — «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (далее — Федеральный закон № 52-ФЗ).

Впервые в истории России издан специальный закон, устанавливающий порядок и условия особой социальной защиты определенных категорий российских граждан в виде обязательного государственного страхования их жизни и здоровья. Установление государством обязательной формы личного страхования военнослужащих и приравненных к ним в обязательном страховании лиц, а также выплаты им единовременных пособий свидетельствует о том, что здоровье и жизнь этих лиц связаны с интересами не только отдельных министерств и ведомств, но и всего общества.

Практика реализации установленных государством компенсационных выплат военнослужащим, получившим повреждение здоровья во время военной службы и исполнения обязанностей военной службы, свидетельствует, что нередки случаи, когда право военнослужащих на страховую защиту возникает одновременно с правом на получение единовременных пособий. Именно поэтому, несмотря на то, что выплата страховых сумм и единовременных пособий реализуется в рамках совершенно разных правоотношений, автор считает целесообразным рассмотрение этих двух основных форм социальной защиты военнослужащих в одном издании.

Предлагаемая вниманию читателей книга состоит из двух частей. Первая часть посвящена обязательному государственному страхованию жизни и здоровья. Фактически это постатейный комментарий Федерального закона № 52-ФЗ. Вторая часть посвящена порядку и условиям выплаты единовременных пособий, установленных пп. 2 и 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих»