logo
Пособия по ВСР / strahovanie v

Справка

Сообщается, что _________________________________________,

(воинское звание, фамилия, имя, отчество)

проходивший военную службу (военные сборы) в войсковой части ___________________, относящейся к Министерству обороны Россий­ской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации с «__» __________ ___ г. по «__» __________ ___г., с военной службы уволен приказом_____________________________________

(заполняет военкомат в случае смерти военнослужащего, наступившей до истечения 1 года после увольнения)

от «___» _________ г. № ___, погиб (умер) «___»__________ г. вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, _________________________________________________________,

(указывается характер и локализация)

полученных при исполнении им обязанностей военной службы, при обстоятельствах: __________________________________________

(указывается один из случаев, установленных ч. 1 ст. 37

__________________________________________________________.

Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»)

1. Оклады денежного содержания _______________ составляли:

(фамилия, инициалы)

а) оклад по штатной воинской должности ______________________

(цифрами и прописью)

по тарифному разряду ____________________________________;

(цифрами и прописью)

б) оклад по воинскому званию ______________________________.

(цифрами и прописью)

2. В личном деле или иных учетно-послужных документах ______________________________________значатся члены семьи:

(фамилия, имя, отчество)

Супруг(а)_______________________________________________,

(фамилия, имя, отчество)

проживающий (ая) _________________________________________.

(полный почтовый адрес)

Дети ___________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество)

проживающие _____________________________________________.

(полный почтовый адрес)

Мать __________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество)

проживающая _____________________________________________.

(полный почтовый адрес)

Отец ___________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество)

проживающий _____________________________________________.

(полный почтовый адрес)

Справка направлена для решения вопроса о выплате единовре­менного пособия в соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального за­кона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ.

Командир воинской части (военный комиссар) _________________

(подпись, инициал имени, фамилия)

М.П.

Начальник финансового органа ____________________________

(подпись, инициал имени, фамилия)

М.П.

Примечания: 1. В случае отсутствия одного из членов семьи военнослужащего в соответствующей графе проставляется «нет».

2. В случае гибели (смерти) одного из членов семьи военнослужащего в соответствующей графе указываются дата его гибели (смерти), а также серия и номер сви­детельства о смерти (копия свидетельства о смерти прилагается).

Рассматривая порядок заполнения вышеуказанной справки, прежде всего обратим внимание на пункт, раскрывающий обстоятельства гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы.

Предусмотрены два варианта оформления справки: командиром воинской части и военным комиссаром. Для того чтобы понять, в чем принципиальное различие этих двух вариантов, необходимо более подробно рассмотреть условия, при которых возникает право на единовременное пособие у членов семьи военнослужащего и у членов семьи бывшего военнослужащего.

Устанавливая право на единовременное пособие членов семей военнослужащих, а также членов семей граждан, уволенных с военной службы, законодатель в п. 2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указал несколько юридических фактов в качестве обязательного условия возникновения права на едино­временное пособие:

— для членов семьи действующего военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) — наступление его гибели (смерти) при исполнении обя­занностей военной службы (на военных сборах);

— для членов семьи уволенного военнослужащего — наступление смерти вследствие повреждения здоровья, полученного им при исполнении обязаннос­тей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (военных сборов).

Исходя из указанных норм, которые по-разному формулируют право на единовременное пособие, членам семей данных категорий необходимо представлять и разные документы, подтверждающие их право на это пособие.

В первом случае законодатель указывает на факт наступления смерти при исполнении обязанностей военной службы, во втором случае говорит о необходимости наличия причинной связи повреждения здоровья, приведшего к смерти, с исполнением обязанностей военной службы.

Особую остроту приобретает проблема места и значения причинной связи повреждения здоровья военнослужащего (гражданина, уволенного из Вооруженных Сил Российской Федерации), приведшего к его смерти, с исполнением обязанностей военной службы при решении вопроса о праве на единовременное пособие. (Причинная связь — это не предполагаемая, а объективно существующая связь фактов.) Сложившийся в настоящее время подход к толкованию п. 2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и имеющаяся практика свидетельствуют о том, что наличие указанной причинной связи имеет значение только для членов семей граждан, уволенных из Вооруженных Сил.

Представляется, что при уяснении подлинной воли законодателя следует учитывать, что любая норма абстрактна, а тот, кто ее применяет, имеет дело с конкрет­ным отношением, которое развивается в конкретных обстоятельствах.

Другими словами, автор считает, что законодатель признает единовре­менное пособие особой, дополнительной формой со­циальной защиты только тех военнослужащих, которые полу­чили повреждение здоровья в связи с исполнением обя­занностей военной службы. Думается, в этом состоит подлинная воля законодателя. Если мы соглашаемся с этим, то ста­новится ясней норма, устанавливающая право на еди­новременное пособие для членов семьи действующего военнослужащего, — в случае его гибели (смерти), на­ступившей при исполнении обязанностей военной служ­бы.

Видимо, подобная формулировка предполагает не определение самого факта наступления смерти (по месту и времени) при тех усло­виях, которые приведены в п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» как испол­нение обязанностей военной службы, а установле­ние причинной связи гибели и, особенно, смерти воен­нослужащего с исполнением обязанностей военной службы.

Ведь если военнослужащий умирает, находясь на службе (например, работая в служебном кабинете), от ишемической болезни сердца, то это еще не значит, что именно нахождение его в служебном кабинете выз­вало заболевание, от которого он умер. И наоборот, если военнослужащий умирает от того же заболевания сердца, находясь в отпуске, не исключено, что данное забо­левание он получил в связи с исполнением обязаннос­тей военной службы (например, при ликвидации послед­ствий катастрофы на Чернобыльской АЭС).

При­чинную связь повреждения здоровья военнослужащих с исполнением обязанностей военной службы определя­ют органы военно-врачебной экспертизы (ст. 51 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1).

Опираясь на положения ст. 18 Конституции Российской Федерации о том, что права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, на ч. 2 ст. 55 Кон­ституции Российской Федерации, смысл которой в том, что в Российской Федерации не могут издаваться (тем более толковать­ся) законы, которые ущемляют права одной категории граждан по сравнению с другой, можно сформулиро­вать обязательное требование закона при определении права членов семьи погибших (умерших) военнослужа­щих на единовременное пособие: наличие причинной связи повреждения здоровья военнослужащего с испол­нением обязанностей военной службы, а не определе­ние факта смерти по месту и времени. Причем наличие причинной связи необходимо при определении права на единовременное пособие членов семей всех погибших (умерших) военнослужащих, независимо от того, на во­енной службе наступила смерть либо в течение одного года после увольнения.

В соответствии со ст. 51 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. только органы военно-врачебной экспертизы устанавливают причинную связь повреждения здоровья с военной службой у всех военнослужащих, а также у граждан, уволенных с военной службы. Это компетен­ция только военно-врачебных комиссий, а не воинских командиров и начальников всех степеней. При установ­лении данной причинной связи военно-врачебные комис­сии используют все законодательные и нормативные акты, касающиеся рассматриваемых правоотношений, в том числе и положения ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в ВВК из во­инских частей представляются все материалы органов, проводивших расследование по тому или иному случаю).

Итак, заполняя справку по форме приложения № 2 к Инструкции (приказ министра обороны Российской Федерации 1999 г. № 55), в строке об обстоятельствах смерти действующего военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, командир воинской части должен указать эти обстоятельства в соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Особо подчеркнем: командир воинской части указывает реальные обстоятельства, а не «подгоняет» их под п. 1 ст. 37 вышеназванного Закона. К сожалению, неправильная оценка рассматриваемых обстоятельств является довольно распространенной «ошибкой» воинских командиров и начальников и требует более подробного рассмотрения.

Действующий подход при толковании рассматриваемой нор­мы указывался выше. Он сводится к тому, что правовая норма «в случае гибели (смер­ти) военнослужащего, наступившей при исполнении обя­занностей военной службы» воспринимается как констатация соответствующим командиром (начальником) наступления самого факта гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Другими словами, соответствующий командир (начальник) устанавливает: факт смерти военнослужащего по месту и времени совпадает с исполнением обязанностей военной службы (нахождение в командиров­ке, на лечении, следование к месту службы и обратно и т. д.) или нет.

Целесообразному регулированию соотношения времени, связанного с исполнением обязанностей военной службы, и времени отдыха военнослужащих посвящено немало нормативных документов, начиная с УВС ВС РФ, Федерального закона «О статусе военнослужащих», Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, приказа министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих» от 10 ноября 1998 г. № 492 и заканчивая распорядком дня конкретной воинской части, утвержденным ее командиром.

В обязанности военной службы, кроме непосредственных служебных обязанностей, определенных УВС ВС РФ, входят и друге. Находясь при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащий как бы приобретает особый правовой статус, который не только налагает на него определенные обязанности, но и дает ему больше прав по сравнению с другими военнослужащими, которые в данное время непосредственно не исполняют обязанности военной службы.

Понятие исполнения обязанностей военной службы определено законом в п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Когда военнослужащий исполняет одну из этих обязанностей, тогда и находится «при исполнении» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако существуют неурегулированные вопросы, которые непосредственно связаны и с исполнением обязанностей военной службы военнослужащим, и с его правом (правом членов его семьи) на единовременное пособие, установленное пп. 2 и 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Сравнительный анализ вышеуказанных законодательных норм свидетельствует, что Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» 1993 г. совершенно по-другому определял данные нормы. Речь пойдет не о том, как законодатель определил исполнение обязанностей военной службы, ведь редакция п. 1 ст. 36 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» 1993 г. (далее — Закон Российской Федерации 1993 г.) полностью совпадает с редакцией п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г. (далее — Федеральный закон 1998 г.).

Суть в другом — законодатель изменил подход в определении тех норм, которые обозначают правовое поле вне «исполнения обязанностей военной службы». В п. 2 ст. 36 Закона Российской Федерации 1993 г. были четко определены те условия, при которых военнослужащий не признавался исполняющим обязанности военной службы:

— нахождение вне расположения воинской части, на отдыхе, в увольнении или отпуске, за исключением случаев, предусмотренных пп. «к»—«о» ч. 1 ст. 36;

— самовольное нахождение вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места службы, за исключением случаев, предусмотренных пп. «к»—«о» ч. 1 ст. 36;

— добровольное приведение себя в состояние наркотического или токсического опьянения;

— совершение предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния;

— совершение самоубийства или покушения на самоубийство, если указанные действия не были вызваны болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

В Федеральном законе 1998 г. вообще нет нормы, которая бы также однозначно определяла те обстоятельства, когда военнослужащий не находится при исполнении обязанностей военной службы. В п. 2 ст. 37 этого Закона обозначены только те юридические факты, когда гибель (смерть) военнослужащего не признается наступившей, а повреждение здоровья не признается полученным при исполнении обязанностей военной службы.

Анализируя данную норму можно, вероятно, сформулировать те обстоятельства, при которых военнослужащий не считается исполняющим обязанности военной службы. Если наличие причинной связи гибели (смерти), повреждения здоровья военнослужащего с определенными обстоятельствами исключает связь с исполнением обязанностей военной службы, значит, в норме указано на наличие причиной связи смерти (гибели), повреждения здоровья военнослужащего с обстоятельствами, которые не являются исполнением обязанностей военной службы. Следовательно, наличие таких юридических фактов, как самовольное нахождение вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы; добровольное приведение себя в состояние наркотического или токсического опьянения; совершение деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным, свидетельствует о нахождении военнослужащего не при исполнении обязанностей военной службы.

При этом в случае самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы законодатель предусмотрел ряд исключений. Так, совершение военнослужащим действий, предусмотренных подп. «л», «м», «н», «о», «п» и «р» п. 1 ст. 37 Федерального закона 1998 г. (нахождение в плену, безвестное отсутствие, защита жизни, здоровья, чести и достоинства и т. д.), «переводит» военнослужащего в состояние исполнения обязанностей военной службы.

Необходимо подчеркнуть, что только вышеуказанные обстоятельства имеют особое значение — при их совершении военнослужащий, находящийся не при исполнении обязанностей военной службы, приобретает статус исполняющего эти обязанности. Другие действия (например, нахождение на лечении, следование к месту службы и т. п.) в указанные обстоятельства не включены.

Заметим также, что такие обстоятельства, как нахождение военнослужащего на отдыхе и в отпуске в редакции ст. 37 Федерального закона 1998 г. никак не оцениваются. Возникает вопрос: находясь на отдыхе или в отпуске, военнослужащий исполняет обязанности военной службы или нет? Казалось бы, вопрос странный. Если бы указанные обстоятельства оценивались как исполнение обязанностей военной службы, то они были бы внесены законодателем в исчерпывающий перечень п. 1 ст. 37 Федерального закона 1998 г. Но там их нет. Нет их и среди тех обстоятельств, которые не являются исполнением обязанностей военной службы (напомним, что согласно п. 2 ст. 36 Закона Российской Федерации 1993 г. нахождение на отдыхе и в отпуске определялось как нахождение не при исполнении обязанностей военной службы). Подобная неурегулированность нормы понимается и трактуется по-разному.

Так, например, военной прокуратурой Ставропольского гарнизона проводилась проверка законности приказа командира воинской части об исключении из списков личного состава части военнослужащего З., умершего в очередном отпуске. В приказе командир указал, что военнослужащий умер при исполнении обязанностей военной службы. Проверив все обстоятельства дела, военная прокуратура сделала вывод о законности приказа командира части, так как «по смыслу ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» нахождение военнослужащего в отпуске является исполнением обязанностей военной службы».

Вряд ли можно согласиться с таким пониманием смысла ст. 37 Федерального закона 1998 г. Если нахождение на отдыхе и в отпуске является исполнением обязанностей военной службы, то зачем вообще нужен п. 1 ст. 37, где законодатель подробно изложил, что понимается под исполнением обязанностей военной службы? Достаточно было отметить, что со дня начала службы до исключения из списков личного состава части военнослужащий постоянно находится при исполнении обязанностей военной службы, кроме случаев, предусмотренных п. 2 ст. 37 Федерального закона 1998 г.

Совершенно очевидны и нормы ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», рассматривающие обстоятельства, связанные с рабочим временем и отдыхом военнослужащего и подтверждающие то, что военнослужащий не всегда и не постоянно находится при исполнении обязанностей военной службы.

Данная проблема приобретает особую остроту при разрешении вопроса о праве членов семьи умершего военнослужащего на единовременное пособие, установленное п. 2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Напомним, что основным юридическим фактом, при наличии которого члены семьи умершего военнослужащего получают право на единовременное пособие, является факт наступления смерти военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы. Таким образом, предполагается установление по месту и времени, что смерть военнослужащего наступила именно при одном из тех обстоятельств, которые определены как исполнение обязанностей военной службы.

Издавая приказ по части об исключении военнослужащего из списков личного состава части, командир должен зафиксировать в нем и юридически значимый факт: смерть военнослужащего наступила либо при исполнении обязанностей военной службы либо в период прохождения военной службы (приказ министра обороны Российской Федерации 1993 г. № 404 и 1996 г. № 15). Это положение весьма принципиально и связано с возникновением прав членов семьи не только на единовременное пособие, но и на повышенную пенсию и другие льготы.

Устанавливая указанный юридический факт, некоторые командиры и начальники нередко приходят к совершенно необоснованным выводам, и этому способствуют не совсем корректные формулировки обстоятельств, определенных как исполнение обязанностей военной службы. В результате этого затягивается решение вопроса о праве на единовременное пособие. В связи с тем, что некоторые командиры и начальники документы оформляют формально, с грубыми нарушениями требований Инструкции (приказ министра обороны Российской Федерации 1999 г. № 55), возникает необходимость запрашивать дополнительные документы, обращаться в органы военной прокуратуры для выяснения, например, реальных обстоятельств гибели военнослужащего.

Что касается таких случаев, как участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного и военного положения, в условиях вооруженных конфликтов, несение боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде и суточном наряде, участие в учениях или походах кораблей, то для командиров и начальников не составляет особого труда по соответствующим приказам определить необходимые обстоятельства. Выяснив, в какой период военнослужащий был участником боевых действий, когда заступил на боевое дежурство (в наряд) и сменился с него, когда начались и когда закончились учения и т. д., командир точно может определить, когда наступила смерть военнослужащего — при исполнении обязанностей военной службы или нет.

Труднее в других случаях. Например — следование к месту службы и обратно. Когда это следование начинается и когда заканчивается? Если в пятницу по дороге со службы военнослужащий зашел с товарищем в кафе и посидел там часа 2—3, то это время входит в следование со службы или нет?

Возьмем обстоятельства, обозначенные как «выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником)». Исключаем наличие письменного приказа. Командир может отдать подчиненному устный приказ или распоряжение. Как фиксируется этот приказ или распоряжение? А какими критериями руководствуется командир, когда квалифицирует действия военнослужащего как защиту жизни, здоровья, чести и достоинства?

В таких ситуациях, когда существует много вопросов и нет однозначных ответов на них, возникает большой простор для «творчества», что весьма наглядно подтверждается конкретными жизненными ситуациями. В качестве примера рассмотрим случаи смерти военнослужащих в выходной день на рыбалке.

В одном случае командир, оформив документы на единовременное пособие по случаю смерти прапорщика, который умер во время рыбалки, указал, что смерть прапорщика наступила при исполнении им обязанностей военной службы, так как он исполнял распоряжение командира «по подготовке сетей к рыбалке». С учетом того, что по должности прапорщик не являлся егерем и что п. 8 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускает только в случаях, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а п. 3 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы, возникает необходимость в проверке обоснованности и законности вышеуказанного заключения командира.

В другом случае военный комиссар Каменского района Тульской области представил документы на выплату единовременного пособия по случаю смерти прапорщика К., который утонул во время рыбалки в выходной день. Обосновывая тот факт, что прапорщик умер при исполнении обязанностей военной службы, военный комиссар допускает, мягко говоря, весьма произвольное толкование нормы закона, в которой говорится о защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности: «оказавшись в воде в результате несчастного случая, прапорщик К. начал бороться за защиту своей жизни и здоровья. Однако согласно заключению судебно-медицинской экспертизы последствия полученного им сквозного ранения правой плечевой кости при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан не позволили ему в полной мере защитить свою жизнь, что способствовало наступлению утопления».

Несомненно, проводимая военной прокуратурой работа по надзору за законностью деятельности командиров и начальников в вопросах, связанных с определением права членов семей умерших военнослужащих на единовременное пособие, способствует в конечном счете правильному разрешению возникающих проблем. Правда, в этом случае члены семей военнослужащих, которым командир «оперативно» оформил документы на единовременное пособие и которые уверены в скором получении денежной суммы, окажутся обманутыми в своих ожиданиях, так как действия командира будут признаны военной прокуратурой необоснованными, а соответствующий приказ командира опротестован и право членов семьи на пособие не подтверждено.

В подобных ситуациях особое значение приобретает полное и качественное оформление всех необходимых документов, которые бы однозначно подтверждали указываемые в них обстоятельства. При этом «в зоне повышенного внимания» должны быть те обстоятельства (о некоторых из них уже говорилось выше), которые недостаточно четко определяют исполнение обязанностей военной службы. Рассмотрим их более подробно.