logo
Пособия по ВСР / strahovanie v

Глава VI. Размеры страховых сумм

Статья 5. Размеры страховых сумм

1. Размеры страховых сумм военнослужащим и приравненным к ним в обязательном государственном страховании лицам, а в случае их гибели (смерти) выгодоприобретателям определяются исходя из окладов месячного денежного содержания этих военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц, включающих в себя месячные оклады по занимаемой должности и месячные оклады по воинскому (специальному) званию.

При этом военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, размеры страховых сумм определяются исходя из минимального месячного оклада по занимаемой должности и месячного оклада по воинскому званию, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

При исчислении страховых сумм учитываются оклады месячного денежного содержания (далее — оклады), установленные на день выплаты страховых сумм.

2. Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:

в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, — 25 окладов каждому выгодоприобретателю;

в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов:

инвалиду I группы — 75 окладов;

инвалиду II группы — 50 окладов;

инвалиду III группы — 25 окладов.

Если в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между количеством окладов, причитающихся по вновь установленной группе инвалидности, и количеством окладов, причитающихся по прежней группе инвалидности;

в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) — 10 окладов, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) — 5 окладов;

в случае досрочного увольнения с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, — 5 окладов.

Комментарий к п. 1

Размер страховой суммы является одним из существенных условий договора страхования. Размер страховой суммы в основном определяется на основе согласия сто­рон договора страхования: страхователя и страховщика.

Страховая сумма — денежная оценка максимального разме­ра обязательства страховщика по страховой выплате страхова­телю или третьему лицу, имеющему право на ее получение. При этом страховая сумма в договоре страхования может быть уста­новлена отдельно по каждому риску, принятому на страхование, или по каждому страховому случаю для определения максимальных обязательств страховщика.

Что же касается обязательного страхования, то размер страховой суммы устанавливается федеральным законом.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона № 52-ФЗ для расчета страховой суммы применяется оклад месячного денежного содержания застрахованного. Здесь же понятие месячного денежного содержания уточнено — это месячный оклад по занимаемой должности и оклад по воинскому (специальному) званию.

В соответствии с п. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужа­щих состоит из месячного оклада в соответ­ствии с занимаемой воинской должностью (далее — оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее — оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (далее — оклад денежного содер­жания), месячных и иных дополнительных вы­плат (далее — дополнительные выплаты).

Пунктом 17 Инструкции (приказ министра обороны Российской Федерации от 10 октября 1998 г. № 455) определено, что оклады денежного содержания в справках, представляемых в страховую организацию, указываются без учета их повышения за службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях и других установленных законодательством повышений.

Примечание

30 декабря 2002 г. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела гражданское дело по жалобе М. о признании незаконным п. 17 приложения № 1 к приказу министра обороны Российской Федерации от 10 октября 1998 г. № 455.

М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании п. 17 Инструкции об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 10 октября 1998 г. № 455, несоответствующим Федеральному закону «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ, поскольку оспариваемый пункт Инструкции устанавливает, что оклады денежного содержания в справках, представляемых в страховую организацию, указываются без учета их повышения за службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях и других установленных законодательством повышений. В результате, считает заявитель, представления войсковой частью в военно-страховую компанию документов с неверно указанным размером оклада денежного содержания ему неправильно выплачены страховые суммы.

В судебном заседании было установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ (п. 1 ст. 5) размеры страховых сумм военнослужащим определяются исходя из окладов месячного содержания этих военнослужащих, включающих в себя месячные оклады по занимаемой должности и месячные оклады по воинскому званию.

Приказ министра обороны Российской Федерации от 10 октября 1998 г. № 455, утвердивший Инструкцию об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, издан в соответствии с федеральными законами «О статусе военнослужащих» от 28 мая 1998 г. № 76-ФЗ, «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 855.

При этом министр обороны Российской Федерации не вышел за пределы своих полномочий в вопросах обеспечения военнослужащих денежным довольствием, закрепленных в ст.ст. 10, 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст. 5 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».

Из смысла Федерального закона «О статусе военнослужащих» вытекает, что установленная постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме «Байконур» и в г. Ленинске, и членов их семей» от 1 октября 1994 г. № 1122 выплата окладов по воинским должностям и по воинским званиям в полуторном размере является не чем иным, как дополнительной выплатой и не может рассматриваться как установление новых окладов.

В связи с вышесказанным утверждение М. о том, что страховые суммы должны исчисляться от окладов денежного содержания с учетом их увеличения в полуторном размере, не основано на законе.

На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решила в удовлетворении жалобы М. о признании незаконным п. 17 Инструкции об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 10 октября 1998 г. № 455, отказать.

Размеры окладов по воинским должно­стям, окладов по воинским званиям и допол­нительных выплат определяются Правитель­ством Российской Федерации по представ­лению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа ис­полнительной власти, в котором федераль­ным законом предусмотрена военная служ­ба) с соблюдением условия единства основ­ных норм денежного довольствия военнослу­жащих.

При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом мини­мальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, прохо­дящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

Оклад денежного содержания военнослу­жащих повышается Правительством Россий­ской Федерации пропорционально увеличе­нию минимального размера оплаты труда в течение года с того срока, с которого феде­ральным законом устанавливается мини­мальный размер оплаты труда.

В соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации «О милиции» виды и размер денежного довольствия сотрудников милиции устанавливаются Правительством Российской Федерации и должны обеспечивать достаточные материальные предпосылки для комплектования кадров милиции на конкурсной основе, учитывать характер и условия службы.

Примечание

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2003 г. № 605 с 1 октября 2003 г. в 1,11 раза повышены оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, оклады по штатным должностям и оклады по специальным званиям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.

Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации министром обороны Российской Федерации был издан приказ «О повышении денежного довольствия военнослужащих, проходящих службу по контракту» от 2 октября 2003 г. № 345. Приказом с 1 октября 2003 г. установлены: