logo
ФК и БД / Специализация_ БД_Шпоры 2011катя

30. Центральный банк как орган банковского регулирования и надзора.

В РФ органом БР и Н является ЦБ РФ. Фед. Закон № 394-1 «О ЦБ» допускает возможность создания в РФ самостоятельного органа банковского надзора. Но в наст. время такого органа нет. Функции надзора осущ. отдельные департаменты ЦБ: 1. Департамент лицензирования и финансового оздоровления КО; 2. Департамент пруденциального надзора (система нормативов, позволяющих оценивать и управлять рисками, возникающими в результате деятельности КО, а также система мер, позволяющих обеспечить соблюдение таких нормативов, а в случае их нарушения — исправить ситуацию); 3. депар-т вал. регулирования и депар-т вал. контроля; 4. банковская инспекция, организованная в составе Банка России.

В регионах надзорные функции выполняют главные территориальные управления ЦБ. Банковская инспекция имеет свои подразделения в каждом из 8-ми федеральных округов.

Координацию деятельности надзорных департаментов и банковской инспекции осущ. Комитет банковского надзора ЦБ РФ. Это коллегиальный орган, деятельность которого направлена на выработку рекомендаций и мер по реализации политики ЦБ РФ в сфере регулирования и надзора КО.

ЦБ является органом банковского регулирования и надзора и в этой связи выполняет следующие законодательно закрепленные за ним функции:

* осуществляет гос.регистрацию КО (выдает и отзывает лицензии КО)

* осуществляет надзор за деятельностью КО, цель которого - поддерживание стабильности банк.системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

* регистрирует эмиссию цен.бумаг КО,

* является кредитором последней инстанции для КО, организует систему рефинансирования.

* устанавливает правила проведения банк.операций, бух.учета и отчетности для банк.системы.

Для реализации своих функций Банк России наделён правами нормотворческой деятельности. Все издаваемые ЦБ РФ нормативные акты д.б. зарегистрированы в Минюсте.

Наряду с ЦБ РФ регулирование и контроль деятельности банков осущ. и др. гос. органы (гос. нал. Служба, ФАС, гос. Таможенный комитет, ФСФР).

Роль саморегулирующихся организаций достаточно низкая.

Законом «О ЦБ РФ» главная цель БР и Н определяется как поддержание стабильности банковской системы, защита интересов кредиторов и вкладчиков. При этом основное место в системе регулирования занимает банковский надзор. Деятельность Банка России как кредитора последней инстанции носит ограниченный характер - ЦБ нейтрализует проблемы ликвидности, возник. у КБ. Если КБ не м. получить необх. ему сумму на межбанковском рынке, он прибегает к кредитам ЦБ. ЦБ предоставляет кредиты по ставкам выше рыночных. Регулирующее воздействие на банковскую систему оказывает также проведение ден.-кред. политики при помощи различных инструментов.

Существует 2 формы банковского надзора: дистанционный и инспекционный. Результатом дистанционного надзора является выявление проблемных банков. Дистанционный надзор включает: 1. лицензирование БД; 2. регламентация банковских операций 3. установление пруденциальных норм их деятельности

Под пруденциальными нормами понимается: 1 предельные величины рисков, принимаемых КО; 2. нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность КО и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на фин. положение КО или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, вкл. требования при регистрации, лицензировании и расширении деятельности КО; 3. надзор и контроль за деятельностью КО в целом.

Целью инспекционной проверки является определение непосредственно на месте реального фин. Состояния КО, выявление ситуаций, угрожающих кредиторам и вкладчикам. Проводится оценка реального финн состояния КО, соблюдения законодательства и норм. актов, Достоверности учета, уровня банковкого риска, достаточности собственного капитала, системы управления рисками. Оценка КО банком России должна проводиться не реже 1 раза в год.

Меры надзорного реагирования: предупредительные и принудительные. Предупредительные меры используются когда ухудшение состояния не значительно и не угрожает кредиторам и вкладчикам. Включает: доведение до органов управления КО информации о недостатках, изложение рекомендаций по исправлению, предложение программы мероприятий, направленных на устранение недостатков. Установление доп. Конроля за работой КО.

Принудительные меры – при более серьезных нарушениях::

1.при нарушении законодат. и норматив. актов ЦБ РФ;

2.при непредоставлении информации или при предоставлении неполной информации;

3.в случае возникновения ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов и вкладчиков.

Оформляются в виде предписания. К принудит. мерам отн.: 1. штрафы; 2. требование фин. Оздоровления (плана санации КО); 3. ограничение проведения операций на срок до 6 месяцев, запрет - до 1 года; 4. запрет на открытие филиалов на срок до 1 года; 5. требование о замене руководителей; 6. введение временной администрации по управлению КО; 7. отзыв лицензии на осущ. Банк. Операций.

Ликвидация в принудительном порядке в случае их несостоятельности либо нарушения действующего законодательства. Принудительная реорганизация проводится ЦБ в рамках мер по предупреждению банкротства КО, к котором кроме реорганизации относятся также меры по фин.оздоровлению и назначение временной администрации по управлению КО. Меры по фин.оздоровлению: изменение структуры активов и структуры пассивов, изменение организационной структуры, приведение в соответствие уставного капитала и величины собственных средств КО. Временная администрация по управлению КО является спец.органом управления КО, назначаемым ЦБ на срок не более 6 мес. Реорганизация КО по требованию ЦБ происходит в случаях, когда иные меры фин.оздоровления не могут обеспечить восстановления ее платежеспособности и ликвидности. Реорганизация происходит в форме слияния или присоединения к другой, фин.устойчивой КО).