logo
Финансовый анализ деятельности банков

Тема 2. Информационная база анализа банка

Информационное обеспечение аналитических служб банка состоит из информационных ресурсов и способов их организации. К основным элементам информационного обеспечения относятся: данные аналитического и синтетического учета; массивы нормативно-справочной информации; должностные и технологические инструкции; система документации; система классификации и кодирования; картотеки и др. Главными направлениями организации информационного обеспечения являются работа с хранилищем данных, структурирование информации, мониторинг показателей, т.е. систематический автоматический расчет и проверка значений ряда данных на предмет нарушения ими заданных ограничений и др.

Количественная информация концентрируется в основном в функциональных подразделениях банка, качественная информация – в специальных аналитических центрах (подразделениях, группах).Общая схема экономического анализа включает в себя показатели:

- характеризующие темпы (скорость) развития исследуемого объекта (процесса, операции);

- отражающие пропорции и сбалансированность развития исследуемого объекта;

- оценивающие эффективность и факторы сдерживания (интенсификации) развития изучаемых процессов;

- характеризующие эффективность методов управления, организации и стимулирования;

- отражающие развитие территориальной сети;

- показатели уровня цен;

- показатели банковских рисков;

- показатели ликвидности и др.

В экономической (методической) литературе, на практике в ряде случаев используются различные методы расчета одних и тех же показателей.

Информационное поле должно обеспечивать сравнимость данных и отвечать требованиям его качественных характеристик: понятность, значимость (с учетом своевременности), достоверность, консерватизм, полнота, эффективность. Понятие достоверности включает в себя требование нейтральности информации, осмотрительности, завершенности, преобладания сущности над формой. Консерватизм означает, что в случаях многозначной оценки актива следует избрать наименьшую оценку из возможных. Полнота указывает, что информация содержит максимум того, что необходимо и достаточно для проведения анализа. Кроме этого, следует определить необходимый и достаточный объем выходных данных, которые следует знать различным группам пользователей в целях соблюдения банковской тайны для определенной части информации . Эффективность означает, что соотношение затрат при получении информации и выгод от ее использования должно складываться в пользу последних.1 Кроме этого система показателей должна отвечать следующим общим условиям: быть свободным от влияния факторов, не зависящих от деятельности банка; характеризовать конечные результаты деятельности; отражать реальную роль структуры подразделений в достижении оптимальных конечных результатов деятельности банка.

Отвечающая этим критериям информация сопоставима во времени и пространстве, позволяет выявить тенденции и отклонения, общее и отличия, оценить кредитные риски банка и извлечь другую полезную информацию.

Основные черты системы показателей- всесторонняя характеристика изучаемого объекта и взаимосвязь отдельных показателей.

«Значимость», роль и место каждого показателя, последовательность их расчета весьма относительны, они зависят от конкретных целей и условий деятельности.

Различают систему внешней и внутренней информации. Содержание внешних сведений дает возможность оценить рыночную ситуацию. Источником внешней информации (импорта данных) являются в первую очередь деловые партнеры и клиенты банка. Система внутренних показателей деятельности формируется банками самостоятельно. Основной источник информации – это данные, содержащиеся в первичных документах, циркулирующих в автоматизированной банковской системе (АБС): бухгалтерская и статистическая отчетность, результаты выборочных целевых исследований, акты ревизий и проверок, деловые записки и справки. По каждому направлению анализа ( прибыльность, риски, ликвидность) формируются локальные системы показателей, отражающие их специфические особенности. Наибольшую ценность представляет информация, которая позволяет оценить изменения в финансовом положении банка. Пользователи нуждаются в этих данных при оценке текущей, финансовой и инвестиционной деятельности банка в отчетном периоде.

Информационная база складывается из данных различного вида: плановых и нормативных, внеплановых данных, бухгалтерских и статистических , оперативных, отчетных, учетных, внеучетных. Банк накапливает информацию об продаваемых клиентам услугах, предоставленных им или получаемым от них денежных ресурсах, о расчетах между банком и его контрагентами за эти ресурсы и услуги. В анализе используется информация, относящаяся к различным уровням иерархии управления и разным временным интервалам.

Большую группу отчетов составляют банки в целях контроля коммерческих рисков своей деятельности.

В информационном обеспечении важное место занимает блок внешних стандартов и нормативов. Их большая часть носит рекомендательный характер (международные стандарты). Нормативы, устанавливаемые центральным банком для кредитной организации обязательны.

Внутренние показатели и экономические нормативы банковской деятельности подразделяют на следующие группы:

- директивные (утверждаемые) руководством банка либо руководством вышестоящего подразделения (управления, департамента) ;

- отчетные ;

- оценочные (аналитические) показатели и нормативы (в зависимости от уровня выполнения которых оцениваются конечные результаты деятельности).

По сфере доступности различают информацию открытую и закрытую. Банковским кодексом, нормативными актами Национального банка, внутрибанковскими положениями определяется информационное поле, доступ к которому отдельных пользователей ограничен коммерческой (банковской) тайной.

Информационные потоки постоянно оцениваются по критериям полезности, важности, эффективности, точности, отсутствие дублирования. Процесс фильтрации состоит из:

При первоначальной обработке данных объем исходного множества значений уменьшается до относительно небольшого числа статистик при соблюдении условия отсутствия потерь необходимой для принятия решений информации.

Полученный в результате первичной обработки очищенный от дублирующей, неточной и неактуальной информации массив и представляет собой «вход» в систему анализа.

К основным элементам информационного обеспечения относятся: данные аналитического и синтетического учета; массивы нормативно-справочной информации; должностные и технологические инструкции; система документации; система классификации и кодирования; картотеки и др. Главными направлениями организации информационного обеспечения являются работа с хранилищем данных, структурирование информации, мониторинг показателей, т.е. систематический автоматический расчет и проверка значений ряда данных на предмет нарушения ими заданных ограничений и др.

По сфере доступности различают информацию открытую и закрытую. Банковским кодексом, нормативными актами Национального банка, внутрибанковскими положениями определяется информационное поле, доступ к которому отдельных пользователей ограничен коммерческой (банковской) тайной.

В банках циркулируют следующие потоки информации:

Отчетность коммерческого банка многообразна, ее общий поток может быть классифицирован по следующим признакам:

-периодичность составления (ежедневная; ежедекадная; месячная; квартальная; годовая и предоставляемая по требованию);

-по адресу (в чей адрес высылается, например, );

-по степени детализации и охвата сфер деятельности банка (аналитическая и синтетическая);

-по степени консолидации (с учетом филиалов ; без учета филиалов);

-по степени прозрачности и конфиденциальности (открытая к публикации информация; конфиденциальные данные).

Финансовая отчетность содержит всю существенную информацию о финансовом состоянии банка на определенную дату, отражает результаты его работы.

прочие формы отчетности. К прочим формам отчетности относятся расшифровки отдельных статей балансовых счетов, ведомости остатков по внебалансовым счетам и др.

Финансовая отчетность, предоставляемая в НБ РБ содержит формы, отвечающие международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

Бухгалтерская и статистическая отчетность банка, ее использование в аналитическом обеспечении процесса управления банком.

Статистическая отчетность банка это совокупность информации о результатах работы кредитной организации, предоставляемая им в центральный банк, органы государственной статистики, налоговые органы и др. Эти информационные потоки позволяют данным вышестоящим инстанциям, с одной стороны, адекватно оценить финансовое состояние и финансовую дисциплину банка, его экономическую политику, с другой стороны, составить общее представление о качестве функционирования денежно-кредитного механизма государства в целом. Статистическое отчеты составляются на стандартных бланках установленной формы. В случае необходимости к отчету даются краткие пояснения о причинах изменения отдельных показателей. Статистические отчеты проверяются и подписываются руководителем банка и главным бухгалтером, либо другим должностным лицом, на которое возложена эта обязанность.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ