3.1. Функции центральных банков
С точки зрения собственности на капитал центральные банки могут быть: 1) государственными, капитал которых принадлежит государству (Великобритания, ФРГ, Франция, Канада, Россия);
2) акционерными (США, Италия);
3) смешанными – акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (Япония, Бельгия).
Некоторые центральные банки (ЦБ) сразу были образованы как государственные (в Германии, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Однако в любом случае между центральным банком и правительством существуют исторически тесные связи. Правительство заинтересованно в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны.
Несмотря на тесные связи с государством, центральный банк является юридически самостоятельным, при этом степень его независимости от исполнительной власти в разных странах различна. Определенная степень независимости центрального банка от правительства является необходимым условием эффективности его деятельности, поскольку долгосрочные цели денежно-кредитной политики могут вступать в противоречие с краткосрочными целями правительства, использующего ресурсы центробанка для покрытия бюджетного дефицита.
О степени независимости ЦБ можно судить по следующим критериям: участие государства в капитале ЦБ и в распределении его прибыли; процедура назначения руководства банка; степень отражения в законодательстве целей и задач ЦБ; права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику; правила, определяющие возможность прямого и косвенного регулирования расходов ЦБ.
Независимость ЦБ от правительства является относительной, поскольку в долгосрочном плане его политика должна соответствовать приоритетам макроэкономического курса правительства. Обследование нескольких десятков центральных банков, проведенное в рамках Мирового банка, с точки зрения независимости ЦБ, отраженной в законодательстве страны, показало, что существует определенная связь между степенью самостоятельности центральных банков и макроэкономическими показателями (в частности, чем больше независимость ЦБ, тем ниже уровень инфляции).
Функции центральных банков. Перед любым центральным банком стоят три основных задачи по обеспечению:
стабильности национальной денежной единицы;
стабильности и ликвидности банковской системы;
эффективности и надежности платежной системы.
Для их решения центральный банк выполняет следующие пять основных функций:
монопольной эмиссии банкнот;
денежно-кредитного регулирования;
внешнеэкономическую;
банка банков;
банка правительства.
Функция монопольной эмиссии банкнот. Центральные банки являются эмиссионными центрами стран, при этом за ними закреплена монополия на эмиссию только наличных (банкнот – обязательств центрального банка). Эмиссией безналичных денег занимаются коммерческие банки (на базе действия механизма банковского мультипликатора). Банкноты занимают лишь незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран (10–25%). Эмиссия банкнот является основной пассивной операцией центральных банков.
В первых банках Европы выпуск платежных билетов (банкнот) возник как долговые расписки банкиров в принятии на хранение определенного количества золота. Поэтому долгое время эмиссия банкнот ограничивалась размерами национального золотого запаса. По мере развития общественного производства эмиссия принимала самостоятельный характер. Сначала отделение эмиссии от золотого запаса произошло с помощью норм выпуска денег, не обеспеченных золотом. Такая модель эмиссии получила название фидуциарной. После отмены золото-монетного стандарта и свободного обмена банкнот на золото фидуциарная эмиссия была заменена на выпуск бумажных денег в зависимости от потребностей оборота товарно-материальных ценностей. В настоящее время такой порядок эмиссии установлен во всех центральных банках индустриальных стран, включая Российскую Федерацию.
Функция денежно-кредитного регулирования. Регулирование экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения – составной элемент экономической политики правительства, главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы, выравнивание платежного баланса. От состояния денежно-кредитной сферы зависит общее состояние экономики страны.
Для воздействия на денежно-кредитную сферу центральный банк использует прежде всего способность коммерческих банков увеличивать или уменьшать денежную массу через механизм банковского (депозитного, кредитного) мультипликатора.
Методы денежно-кредитной политики центрального банка разнообразны. К наиболее широко используемым относятся:
изменение процентных ставок, по которым центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам (официальной учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки);
изменение норм обязательных резервов (резервная политика);
операции на открытом рынке (политика открытого рынка);
политика валютного курса (курсовая политика).
Указанные методы денежно-кредитного регулирования относятся к общим, так как они влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок ссудных капиталов в целом. Кроме того, центральные банки могут применять и выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита или кредитования отдельных отраслей. К выборочным методам относятся:
прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд («кредитные потолки»);
регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов (установление размеров маржи - разницы между ставками по депозитам и по кредитам, а также разницы между суммой обеспечения и размером ссуды).
Согласно Закону о Центральном банке РФ последний вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях, в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики и только после консультаций с Правительством РФ.
Процентная политика (учетная, рефинансирования). Официальное повышение центральным банком процентных ставок по разным операциям уменьшает возможности коммерческих банков в получении кредита, что, в свою очередь, приводит к сокращению выдаваемых ссуд, уменьшению денежной массы, росту рыночных процентных ставок. Повышая процентные ставки, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции (ограничения), понижая – политику кредитной экспансии (расширения). В последнем случае кредитные возможности коммерческих банков возрастают, повышается деловая активность.
Резервная политика (изменение норм обязательных резервов). При повышении норм обязательного резервирования увеличивается доля замороженных в центральном банке средств коммерческих банков и, соответственно, уменьшаются возможности банков для кредитования народного хозяйства, уменьшается денежная масса в стране, повышаются проценты по ссудам. Снижение нормы банковских резервов увеличивает возможности банковского кредитования и денежную массу, ведет к снижению рыночного процента. Данный инструмент денежно-кредитного регулирования называют также политикой минимальных резервов.
Впервые резервная политика была применена в США (в 30-е гг.) и после второй мировой войны получила распространение в большинстве развитых стран. Норматив отчислений на счет обязательных резервов в центральном банке определяется в процентах от привлеченных ресурсов (средств на счетах, вкладах юридических и физических лиц). Как правило, его размер зависит от сроков привлечения средств: чем меньше срок, тем больше риск банка и тем, следовательно, выше процент отчислений в резерв (по счетам «до востребования» он выше, чем по срочным счетам). В России с 1998 г. установлен единый процент отчислений, независимо от срока привлечения (различается по категориям клиентов – физические или юридические лица, а также по видам валюты – национальная или иностранная). По нашему закону эта ставка может меняться Центробанком, но не может превышать 20%. Российские коммерческие банки не могут использовать средства счета обязательных резервов в текущей деятельности (только при отзыве лицензии, для выполнения обязательств перед вкладчиками) и не получают по ним процентов (счет беспроцентный).
По своей сути резервная политика тяготеет к административным методам, в связи с чем в последние годы степень ее использования для денежно-кредитного регулирования в разных странах снижается.
Политика открытого рынка. Этот инструмент денежно-кредитного регулирования получил наибольшее распространение в развитых странах. Он представляет собой операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг, главным образом, государственных (облигаций, векселей и т.д.). Операции на открытом рынке (ОРР), во-первых, влияют на деятельность коммерческих банков через объем их ресурсов и, во-вторых, могут использоваться для регулирования процентных ставок и курса (цены) государственных ценных бумаг.
При продаже ценных бумаг коммерческим банкам остатки средств на счетах последних сокращаются на сумму купленных бумаг, сокращаются кредитные возможности КБ, что ведет к снижению деловой активности предприятий (потенциальных клиентов банка). Покупка ценных бумаг у коммерческих банков центральным банком ведет к увеличению денежных средств КБ, росту их кредитных возможностей и деловой активности.
Продажа центробанком векселей и государственных краткосрочных облигаций ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Покупая же ценные бумаги у коммерческих банков по текущим рыночным ставкам, центробанк препятствует их росту. Покупка долгосрочных государственных обязательств центробанком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Рост цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а следовательно, и долгосрочных процентных ставок.
В последние годы ЦБ РФ использует на открытом рынке операции типа «репо». Репо – финансовая операция, состоящая из двух частей: одна сторона продает ценные бумаги другой стороне и в то же время берет на себя обязательство выкупить указанные ценные бумаги в определенную дату или по требованию другой стороны. Другая сторона при этом берет на себя обязательство на обратную продажу. Разница между ценами продажи и покупки и ценных бумаг составляет доход покупателя этих бумаг (продавца денежных средств – кредитора) в первой части репо. «Обратное репо» означает покупку ценных бумаг с обязательством обратной их продажи (та же самая сделка, но с позиции другой стороны).
Курсовая политика. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке сначала на импортные товары, а затем и на отечественные, к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. При этом снижение курса национальной валюты становится фактором инфляции, поскольку цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса валюты.
Регулирование валютного курса центробанком с помощью купли-продажи иностранной валюты на национальную называется валютной интервенцией. Покупка иностранной валюты приводит к увеличению денежной массы в национальной валюте, а продажа – к ее сокращению. Для снижения курса рубля Центробанк будет покупать, а для повышения курса рубля - продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке.
В качестве инструмента денежно-кредитного регулирования используется также установление ориентиров роста денежной массы (таргетирование). Это регулирование количества денег в обращении, определяемое величиной денежного агрегата М2. При определении ориентиров роста денежной массы центральные банки исходят из предполагаемой динамики реального ВВП, уровня инфляции и скорости обращения денег. Первые два показателя находятся в прямой зависимости от М2, последний – в обратной.
Внешнеэкономическая функция центрального банка. Центральный банк является органом валютного контроля и регулирования, проводником государственной валютной политики. Он определяет режим обменного курса национальной валюты и осуществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, платежный баланс, участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с центральными банками других стран, с международными и региональными валютно-кредитными организациями, представляя в них страну.
Функция банка банков. В отличие от коммерческих банков, центральный банк не имеет дела непосредственно с предприятиями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, которые выступают как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Он хранит кассовые резервы коммерческих банков (их свободную денежную наличность). Кроме того, он хранит обязательные резервы комбанков, устанавливая норму обязательного резервирования (минимальное отношение обязательных резервов к обязательствам банков по депозитам).
Центральный банк является кредитором последней инстанции, оказывая кредитную поддержку коммерческим банкам. При этом кредитование может осуществляться различными средствами: 1) непосредственная выдача суммы кредита; 2) учет векселей; 3) операции типа «репо» – покупка у банков ценных бумаг с обязательством обратной продажи («обратное репо») и др.
Центробанк выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы страны: организует межбанковские расчеты, координирует и регулирует организацию расчетных систем, служит расчетным центром банковской системы.
В большинстве стран ЦБ осуществляет надзор и контроль над банками для поддержания стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов. При этом используются следующие направления надзора и контроля:
выдача лицензий на осуществление банковской деятельности, на проведение отдельных видов операций (с драгоценными металлами, валютой);
проверка и анализ финансовой отчетности коммерческих банков;
ревизии на местах;
установление обязательных экономических нормативов и контроль за их соблюдением.
В настоящее время система банковского надзора приобрела международный характер, что связано с интернационализацией банковского дела. В 1975 году председателями центральных банков 10 стран был сформирован Базельский комитет по вопросам банковского надзора и регулирования, или «Комитет Кука» названный так по имени директора Банка Англии Питера Кука, инициатора создания международного банковского надзора. Заседания комитета обычно проходят в Банке международных расчетов (БМР) в Базеле, где размещается его секретариат. В апреле 1997 г. Базельский комитет представил документ «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью», содержащий 25 принципов, которые являются основой для организации действенного банковского надзора и регулирования во всех странах. В разработке базельских принципов принимали участие представители органов банковского надзора из 15 стран, включая Россию.
Функция банка правительства. Все центральные банки тесно связаны с государством, независимо от принадлежности их капитала. Центральный банк является кассиром, кредитором, финансовым консультантом правительства.
Кассир. В центральном банке открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран (в т.ч. в России) ЦБ осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета: доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, все правительственные расходы покрываются с этого счета.
Кредитор. Центральный банк кредитует государство, управляет государственным долгом, выполняя операции по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению конверсии и (продает и покупает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов).
Консультант. Центральный банк консультирует правительство по вопросам размещения и погашения государственных займов, выбора дат эмиссии и определения доходности государственных ценных бумаг в зависимости от рыночной ситуации.
Все функции центрального банка взаимосвязаны. Важнейшей из них является функция денежно-кредитного регулирования.
- Теоретический материал
- Тема 1. Сущность банка и банковской системы
- 1. 2. Классификация банков и банковских систем
- Банки можно классифицировать по разным признакам:
- Тема 2. Денежное обращение и денежный оборот
- 2.1. Денежная масса и денежная база
- 2.2. Сущность и механизм банковского мультипликатора
- 2.3. Эмиссия наличных денег
- 2.4. Понятие денежного оборота, его содержание и структура
- 2. 5. Основы организации безналичного денежного оборота
- 2.6. Формы безналичных расчетов
- 2.7. Понятие и виды платежных систем. Межбанковские расчеты
- 2.8. Налично-денежный оборот в рф и его прогнозирование
- 2.9. Закон денежного обращения
- Тема 3. Функции и операции центральных банков
- 3.1. Функции центральных банков
- 3.2. Операции центральных банков
- Тема 4. Организационная структура и функции банка россии
- 4.1. Организационная структура Центрального банка рф
- 4. 2. Функции и операции Банка России
- Тема 5. Регламентация деятельности коммерческих банков банком россии
- 5. 1. Регистрация и лицензирование банковской деятельности
- 5.2. Установление обязательных экономических нормативов
- Тема 6. Пассивные операции коммерческих банков
- 6. 1. Формирование собственного капитала банков
- 6. 2. Оценка достаточности капитала
- 6. 3. Формирование привлеченных ресурсов кб
- Тема 7. Активные операции коммерческих банков
- 7.1. Общая характеристика активных операций банков
- 7. 2. Кредитные операции
- 7. 3. Качество активов банка
- 7. 4. Активные операции с ценными бумагами
- Тема 8. Кредитная система
- 8.1. Понятие финансового посредничества
- 8. 2. Понятие, сущность и структура современной кредитной системы
- 8. 3. Специализированные кредитные организации небанковского типа
- 8. 4. Кредитная система Российской Федерации
- Тема 9. Ссудный процент
- 9. 1. Природа ссудного процента
- 9.2. Банковский процент и механизм его начисления
- 9.3. Процентная маржа и ее анализ
- 9.4. Виды процентных ставок и методы начисления процентов
- Тема 10. Система банковского кредитования
- 10.1. Характеристика основных элементов системы кредитования
- 10.2. Общие организационно-экономические основы кредитования
- 10. 3. Кредитный договор банка с клиентом
- 10.4. Формы обеспечения возвратности кредита
- Тема 11. Организация отдельных видов кредита
- 11.1. Специфические виды кредитования
- 11. 2. Рефинансирование и межбанковское кредитование
- Тема 12. Анализ финансового состояния банка
- 12. 1. Ликвидность банка
- 12. 2. Анализ доходов и расходов банка
- Доходы банка
- Расходы
- 12. 3. Анализ прибыли и рентабельности
- Прибыль прибыль доход Активы
- Собственный Валовой Активы Собственный
- Тема 13. Банковские риски
- 13.1 Классификация банковских рисков
- 13. 2. Управление процентным риском
- Тема 14. Нетрадиционные операции коммерческих банков
- Трастовые операции
- Лизинговые операции коммерческих банков
- Факторинговые операции банков
- Форфейтинговые операции коммерческих банков
- Практикум
- Общие положения
- Декурсивный метод начисления простых процентов
- Выражение в скобках представляет собой коэффициент наращения по простой ставке процентов:
- Декурсивный метод начисления сложных процентов
- Антисипативный метод начисления простых процентов (простые учетные ставки)
- Решите самостоятельно
- Антисипативный метод начисления сложных процентов (сложные учетные ставки)
- Эквивалентные процентные ставки
- Цена кредитных ресурсов
- Аналогично получаем:
- Функции и операции Центрального банка рф
- Пассивные операции коммерческих банков
- Активные операции коммерческих банков
- Анализ финансового состояния коммерческого банка Анализ процентных доходов
- Банковские риски Тесты
- Библиографический список
- Тема 1. Сущность банка и банковской системы
- Тема 2. Денежное обращение и денежный оборот