8.2. Сущность кредита
Кредит (от лат. сreditum – ссуда, долг) обычно определяется как экономические отношения между кредитором и заемщиком, возникающие при передаче стоимости во временное пользование на условиях возвратности и, как правило, с уплатой процента.
Для докапиталистических формаций был типичен ростовщический капитал, при котором ростовщики предоставляли ссуды либо мелким производителям (крестьянам и ремесленникам), либо рабовладельцам и феодалам. По ссудам взимались чрезвычайно высокие проценты, и кредит обычно использовался непроизводительно.
При капитализме кредит представляет собой движение ссудного капитала, и в отличие от ростовщического капитала, основным источником которого выступали собственные денежные средства кредитора, ссудный капитал формируется прежде всего за счет финансовых ресурсов, привлекаемых кредитными организациями у государства, юридических и физических лиц (что, кстати, и определяет роль банка как специализированного посредника на рынке ссудных капиталов). Необходимо также отметить, что при ростовщическом кредите ссуженные деньги выступали как капитал (ростовщический) только для кредиторов, в руках заемщиков они выступали покупательными и платежными средствами. При современном кредите ссуженные деньги служат капиталом, как для кредиторов, так и для заемщиков, поскольку последние используют для различного рода вложений, основной целью которых, как правило, получения прибыли.
Ссудный капитал имеет денежную природу, всегда выступает в форме денег. Когда в ссуду дается товар, происходит передача не только определенной потребительной стоимости, но также и стоимости. По сути ссуда товара представляет собой одновременно продажу товара и ссуду денег, так как кредитор дает согласие на отсрочку уплаты причитающейся денежной суммы. Таким образом, при товарной форме кредита потребительная стоимость товара совершает одностороннее движение – от кредитора к заемщику, а стоимость возвращается кредитору с уплатой процента.
Однако денежная природа ссудного капитала не означает его тождества с деньгами. И хотя зачастую кредит воспринимается как деньги, например, потому что в современном хозяйстве в долг предоставляются в большей части денежные средства – деньги и кредит – это не только различные понятия, но и разные отношения.
Можно выделить 4 основных отличия между кредитом и деньгами, между кредитными и денежными отношениями:
Различие состава участников. Деньги как всеобщий эквивалент становятся таковыми в результате отношений между покупателем и продавцом. При этом стоимость между ними, как правило, совершает встречное движение. При кредитной же сделке стоимость никогда не совершает встречного движения: она переходит от кредитора к заемщику и лишь по истечению определенного времени вновь возвращается к своему владельцу.
Различия в проявлении сути денег и кредита при отсрочке платежа. Если деньги проявляют свою суть в акте рассрочки платежа в момент самого платежа, то платеж в кредитной сделке – только элемент движения стоимости на началах возвратности. Кредит как экономическая категория проявляет свою сущность не в платеже по истечении отсрочки, а в самом факте отсрочки.
Различие потребительных стоимостей. Если деньги как всеобщий эквивалент в своей потребительной стоимости обладают способностью превращения в продукт любого вида овеществленного труда, то для участников кредитных отношений, для кредитной сделки не это выступает существенным моментом. Кредитор и заемщик проявляют заинтересованность в предоставлении и получении стоимости на определенное время. Кредит удовлетворяет временные потребности участника сделки.
Различия в движении кредита и денег. Кредит может предоставляться как в денежной, так и товарной формах. В кредит необязательно предоставлять товар, ставший всеобщим эквивалентом. Во временное пользование может быть представлен обычный товар, имеющий стоимость и потребительную стоимость.
Как объект исследования кредит состоит из элементов, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом. Такими элементами являются, прежде всего, субъекты его отношений – кредитор и заемщик.
Кредитор – сторона кредитных отношений, предоставляющая ссуду.
Заемщик – сторона кредитных отношений, получающая кредит и обязанная возвратить полученную ссуду.
Объектом передачи выступает ссуженная стоимость.
Движение ссужаемой стоимости можно представить следующим образом:
Рк – Пкз – Ик … Вр … Вк … -– Пкс,
где Рк – размещение кредита;
Пкз – получение кредита заемщиками;
Ик – его использование;
Вр – высвобождение ресурсов;
Вк – возврат временно позаимствованной стоимости;
Пкс – получение кредитором средств, размещенных в форме кредита.
Размещение кредита. Банки как кредиторы выдают кредиты в соответствии с требованиями завершающей стадии движения кредита – возвращения ссуды, эффективностью ее использования.
Получение кредита может быть использовано для различных целей. Переход стоимости в во владение заемщика позволяет ему реализовать потребительную стоимость объекта передачи в процессе использования кредита.
Высвобождение ресурсов характеризует завершение кругооборота стоимости в хозяйстве заемщика. Данная стадия является материальной базой для вступления кредита в следующую фазу.
Возврат кредита выражает переход временно позаимствованной стоимости от заемщика к кредитору.
Получение кредитором стоимости, предоставленной во временное пользование – завершающая стадия движения кредита.
Совокупность выделенных стадий позволяет увидеть движение кредита как частей полного кругооборота ссужаемой стоимости, включающего стадии, относящиеся не только к кредиту. Собственно кредитные отношения возникают в сфере обращения, поэтому к кредиту можно отнести только акты перехода стоимости от кредитора к заемщику и обратно.
Определяющим звеном, главным в сущности кредита является уплата ссудного процента. Платный характер кредита порождает его движение как капитала. Поэтому и взыскание ссудного процента становится неотъемлемым правилом современной системы кредитования.
Не менее важным звеном, лежащим в основе кредита, является возвратность, выступающая всеобщим свойством кредита. Возвратность, свойственная кредиту, получает юридическое закрепление в соответствующем договоре, который заключают участники кредитной сделки, и который фиксирует соглашение сторон и юридически закрепляет необходимость возвращения временно позаимствованной стоимости.
- Введение
- Раздел I деньги Глава 1. Деньги и их функции
- 1.1. Необходимость и сущность денег
- 1.2. Виды денег
- 1.3. Функции денег
- 1.4 Теории денег
- Глава 2. Эмиссия и выпуск денег
- 2.1. Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег». Формы эмиссии.
- 2.2. Сущность и механизм денежного мультипликатора
- Глава 3. Денежный оборот и денежное обращение
- 3.1. Деньги и финансовые рынки в кругообороте доходов и продуктов
- 3.2. Денежный оборот и денежное обращение. Содержание, структура и принципы организации.
- Глава 4. Безналичный денежный оборот и его организация
- 4.1. Основы организации безналичного денежного оборота и принципы организации безналичных расчетов.
- 4.2. Формы безналичных расчетов
- 4.2.1. Расчеты платежными требованиями.
- 4.2.2. Расчеты платежными поручениями
- 4.2.3. Расчеты платежными требованиями-поручениями
- 4.2.4. Расчеты аккредитивами
- 4.2.5. Расчеты чеками
- 4.2.6. Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек.
- 4.3. Способы платежа
- 4.3.1. Расчеты в порядке плановых платежей
- 4.3.2. Зачет взаимных требований.
- 4.3.3. Списание средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
- 4.4. Международные расчетные операции банков
- 4.4.1. Особенности организации международных расчетных операций.
- 4.4.1. Аккредитивная форма расчетов.
- 4.4.2. Инкассовая форма расчетов.
- 4.4.3. Расчеты в форме банковского перевода.
- Глава 5. Налично-денежный оборот
- 5.1. Налично-денежный оборот и его экономическое содержание
- 5.1. Основы организации кассовых операций в народном хозяйстве
- Глава 6. Денежная и валютная системы
- 6.1. Денежная система, ее типы и элементы
- 6.2. Денежная система Республики Беларусь
- 6.3. Валютная система и ее элементы
- Глава 7. Инфляция
- 7.1. Сущность и виды инфляции.
- 7.2. Причины и социально экономические последствия инфляции
- 7.3. Антиинфляционная политика и методы стабилизации денежного оборота
- Раздел II кредит Глава 8. Необходимость и сущность кредита.
- 8.1. Необходимость кредита.
- 8.2. Сущность кредита
- Глава 9. Функции кредита, его законы и границы
- 9.1. Функции кредита
- 9.2. Законы кредита
- 9.3. Границы кредита
- 9.4 Теории кредита
- Глава 10. Формы кредита
- 10.1. Банковский кредит
- 10.2. Государственный кредит
- 10.3. Потребительский кредит
- 10.4. Коммерческий кредит
- 10.5. Лизинговый кредит
- 10.6. Ипотечный кредит
- 10.7. Международный кредит
- Глава 11. Банковские проценты и их начисления
- 11.1. Сущность процента
- 11. 1. Депозитный процент
- 11.3. Ссудный процент
- 11.4. Учетный процент
- 11.5. Методы и способы начисления процентов.
- Глава 12. Финансовый рынок
- 12.1. Понятие финансового рынка и его структура
- 12.2. Инструментарий рынка ценных бумаг
- Раздел III Банки Глава 13. Кредитная система
- 13.1. Банковская система
- 13.2. Национальный Банк Республики Беларусь, его задачи и функции
- 13.3. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь, ее содержание и основные направления
- 13.4. Порядок создания, лицензирования и прекращение деятельности коммерческих банков в Республике Беларусь
- 13.5. Небанковские кредитно-финансовые организации
- Глава 14. Операции коммерческих банков
- 14.1. Пассивные операции
- 14. 2.Активные операции
- 14.3. Комиссионно-посреднические операции
- Глава 15.Операции коммерческих банков с ценными бумагами
- 15.1. Экономическая сущность операций банков с ценными бумагами
- 15.2. Пассивные операции банков с ценными бумагами
- 15.3. Активные операции банков с ценными бумагами
- 15.4. Портфель ценных бумаг
- 15.5. Депозитарная деятельность банка
- Глава 16. Особенности отдельных операций коммерческих банков
- 16.1. Лизинговые операции коммерческих банков
- 16.2. Классификация видов лизинга
- 16.2. Факторинговые операции коммерческих банков
- 16.3. Форфейтинг, его сущность, значение
- 16.4. Трастовые операции банков
- 16.5. Поручительства и гарантии коммерческих банков
- 12.6. Операции банков с драгоценными металлами
- 16.7. Другие виды услуг, оказываемые коммерческими банками
- Глава 17. Содержание, необходимость и специфика банковского маркетинга
- 17.1. Необходимость маркетинга в банковской сфере и его особенности
- 17.2. Сущность маркетинговой деятельности банка
- Литература
- Содержание