11.4. Учетный процент
Учетный процент – ставка по рефинансированию, уровень платы за кредитные ресурсы, предоставляемые Центральным банком другим банкам.
Учетный процент – это в сущности не рыночная ставка, но регулируемая величина, которая изменяется в соответствии с рыночной, с учетом торгов по межбанковским рынкам, т.е. с учетом спроса на кредит и предложения ресурсов, также с учетом темпов инфляции. На его размер влияют также факторы, вытекающие из особого статуса кредитора – Центрального банка, использующего учетную политику как инструмент денежно-кредитной политики.
Центральные банки могут изменять (увеличивать, уменьшать) банковскую учетную ставку. Может быть снижена учетная ставка при направлении кредитов коммерческим банком на правительственные программы, приоритетные направления развития экономики, для компенсации сокращения объемов депозитов и др. Такая кредитная помощь банкам осуществляется и в целях поддержания их ликвидности, если такие меры помощи соответствуют общественным интересам.
Предлагая тот или иной уровень учетного процента, Центральный банк воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставленных кредитов, регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность, объем денежной массы в стране. Повышение размера учетного процента вынуждает коммерческие банки сокращать размеры кредитов, получаемых от Центрального банка, и, следовательно, уменьшать кредитные вложения в экономику и возможности расширения операций с клиентами. Повышение учетного процента соответствует стремлению Центрального банка ограничить предложение денег, ограничить кредиты.
Снижение уровня платы за ресурсы Центрального банка (ниже расчетного уровня) может быть инструментом кредитной экспансии. Это позволяет коммерческим банкам приобретать дополнительные ресурсы путем заимствования их у центральных банков, увеличивать денежные предложения субъектам хозяйствования, расширять объемы кредитных вложений в экономику. Кроме того, увеличение маржи позволяет коммерческим банкам в рамках того же уровня доходов больше тратить на оплату привлеченных ресурсов, т.е. увеличивать депозитный процент, расширять депозитные операции.
Тесная связь уровня процентов по ресурсам и процентов по депозитам определяет необходимость поиска экономических критериев обоснования величины платы за заимствуемые у Центрального банка средства. Учетная ставка должна выступать минимальным пределом оплаты кредитов (в том числе и депозитов). Депозитная и учетная процентная ставка должны быть взаимосвязаны (близки по размерам). С одной стороны, это будет сдерживать стремление банков к кредитной экспансии за счет увеличения своих ресурсов повышением ставок платы по депозитам, а с другой стороны, не позволит им снижать расходы удешевлением платы за депозиты. Таким образом, целью установления определенного размера учетной ставки является также воздействие на уровень процентов (ссудных, депозитных). Учетная ставка является базовым инструментом для процентного регулирования.
При всем своем значении регулирование денежно-кредитной политики через учетный процент носит относительно «пассивный характер» и может меньше воздействовать, чем, например, операции Центрального банка на открытом рынке, изменение резервных требований. Количество получения кредитов у Центрального банка коммерческими банками относительно невелико, а иногда и ограничено. Именно операции на открытом рынке побуждают нередко коммерческие банки брать ссуды у Центральных банков. Получение кредитов от Центрального банка зависит в значительной степени от инициативы коммерческих банков. Если учетная ставка понижена, а банки не склонны брать кредит у Центрального банка, то даже более низкая ставка окажет слабое воздействие на денежное предложение, на систему кредитных отношений. Учетная ставка изменяется относительно часто с целью приведения ее в соответствие с другими ссудными (депозитными) ставками, чем с целью вызвать резкие перемены в кредитно-денежной политике.
Учетный процент может выступать в виде платы, взимаемой банком, за авансирование денег путем покупки (учета) векселей, ценных бумаг, акций и облигаций, других долговых обязательств до наступления сроков оплаты по ним.
- Введение
- Раздел I деньги Глава 1. Деньги и их функции
- 1.1. Необходимость и сущность денег
- 1.2. Виды денег
- 1.3. Функции денег
- 1.4 Теории денег
- Глава 2. Эмиссия и выпуск денег
- 2.1. Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег». Формы эмиссии.
- 2.2. Сущность и механизм денежного мультипликатора
- Глава 3. Денежный оборот и денежное обращение
- 3.1. Деньги и финансовые рынки в кругообороте доходов и продуктов
- 3.2. Денежный оборот и денежное обращение. Содержание, структура и принципы организации.
- Глава 4. Безналичный денежный оборот и его организация
- 4.1. Основы организации безналичного денежного оборота и принципы организации безналичных расчетов.
- 4.2. Формы безналичных расчетов
- 4.2.1. Расчеты платежными требованиями.
- 4.2.2. Расчеты платежными поручениями
- 4.2.3. Расчеты платежными требованиями-поручениями
- 4.2.4. Расчеты аккредитивами
- 4.2.5. Расчеты чеками
- 4.2.6. Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек.
- 4.3. Способы платежа
- 4.3.1. Расчеты в порядке плановых платежей
- 4.3.2. Зачет взаимных требований.
- 4.3.3. Списание средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
- 4.4. Международные расчетные операции банков
- 4.4.1. Особенности организации международных расчетных операций.
- 4.4.1. Аккредитивная форма расчетов.
- 4.4.2. Инкассовая форма расчетов.
- 4.4.3. Расчеты в форме банковского перевода.
- Глава 5. Налично-денежный оборот
- 5.1. Налично-денежный оборот и его экономическое содержание
- 5.1. Основы организации кассовых операций в народном хозяйстве
- Глава 6. Денежная и валютная системы
- 6.1. Денежная система, ее типы и элементы
- 6.2. Денежная система Республики Беларусь
- 6.3. Валютная система и ее элементы
- Глава 7. Инфляция
- 7.1. Сущность и виды инфляции.
- 7.2. Причины и социально экономические последствия инфляции
- 7.3. Антиинфляционная политика и методы стабилизации денежного оборота
- Раздел II кредит Глава 8. Необходимость и сущность кредита.
- 8.1. Необходимость кредита.
- 8.2. Сущность кредита
- Глава 9. Функции кредита, его законы и границы
- 9.1. Функции кредита
- 9.2. Законы кредита
- 9.3. Границы кредита
- 9.4 Теории кредита
- Глава 10. Формы кредита
- 10.1. Банковский кредит
- 10.2. Государственный кредит
- 10.3. Потребительский кредит
- 10.4. Коммерческий кредит
- 10.5. Лизинговый кредит
- 10.6. Ипотечный кредит
- 10.7. Международный кредит
- Глава 11. Банковские проценты и их начисления
- 11.1. Сущность процента
- 11. 1. Депозитный процент
- 11.3. Ссудный процент
- 11.4. Учетный процент
- 11.5. Методы и способы начисления процентов.
- Глава 12. Финансовый рынок
- 12.1. Понятие финансового рынка и его структура
- 12.2. Инструментарий рынка ценных бумаг
- Раздел III Банки Глава 13. Кредитная система
- 13.1. Банковская система
- 13.2. Национальный Банк Республики Беларусь, его задачи и функции
- 13.3. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь, ее содержание и основные направления
- 13.4. Порядок создания, лицензирования и прекращение деятельности коммерческих банков в Республике Беларусь
- 13.5. Небанковские кредитно-финансовые организации
- Глава 14. Операции коммерческих банков
- 14.1. Пассивные операции
- 14. 2.Активные операции
- 14.3. Комиссионно-посреднические операции
- Глава 15.Операции коммерческих банков с ценными бумагами
- 15.1. Экономическая сущность операций банков с ценными бумагами
- 15.2. Пассивные операции банков с ценными бумагами
- 15.3. Активные операции банков с ценными бумагами
- 15.4. Портфель ценных бумаг
- 15.5. Депозитарная деятельность банка
- Глава 16. Особенности отдельных операций коммерческих банков
- 16.1. Лизинговые операции коммерческих банков
- 16.2. Классификация видов лизинга
- 16.2. Факторинговые операции коммерческих банков
- 16.3. Форфейтинг, его сущность, значение
- 16.4. Трастовые операции банков
- 16.5. Поручительства и гарантии коммерческих банков
- 12.6. Операции банков с драгоценными металлами
- 16.7. Другие виды услуг, оказываемые коммерческими банками
- Глава 17. Содержание, необходимость и специфика банковского маркетинга
- 17.1. Необходимость маркетинга в банковской сфере и его особенности
- 17.2. Сущность маркетинговой деятельности банка
- Литература
- Содержание