logo search
шпоры

Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития

Фо́ндовая би́ржа — организация, предметом деятельности которой являются обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен и распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.

Фондовая биржа выполняет три основные функции:

посредническую — создает достаточные и всесторонние условия для торговли ценными бумагами эмитентам, инвесторам и финансовым посредником;

индикативную — оценка стоимости и привлекательности ценных бумаг;

регулятивную — организация торговли ценными бумагами.

Задачи фондовой биржи:

  1. Предоставление централизованного места, где может происходить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вторичная их перепродажа;

  2. Выявление равновесной биржевой цены;

  3. Аккумулирование временно свободных денежных средств и способствование передаче права собственности;

  4. Обеспечение гласности, открытости биржевых торгов;

  5. Обеспечение арбитража;

  6. Обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в биржевом зале;

  7. Разработка этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли.

Фондовые биржи в России

Сейчас в России насчитывается 11 фондовых бирж. Однако реальные торги ценными бумагами происходят только на шести биржах:

Тенденции Развития:

- глобализация биржевой деятельности;

- коммерциализация фондовых бирж (это процесс перехода от понимания биржи как неприбыльной, некоммерческой организации, находящейся в собственности членов, к восприятию биржи как коммерческой компании, находящейся в собственности акционеров);

- универсализация биржевой торговли (Суть состоит в том, что одна биржа организует торговлю сразу на нескольких сегментах финансового рынка: рынке ценных бумаг, рынке срочных сделок, на валютном рынке, а в некоторых случаях и на товарном рынке. Универсализация биржевой деятельности необходима, для того, чтобы биржа могла быстрее адаптироваться к современным условиям,)

- развитие новых рынков (Биржи пытаются создавать специальные системы для торговли акциями молодых компаний роста).

Ли́стинг (от англ. listсписок) — совокупность процедур включения ценной бумаги в биржевой список (список акций, котирующихся на данной бирже, для допуска к биржевым торгам только тех акций, которые прошли экспертную проверку) в порядке, утверждённом организаторами торговли, осуществление контроля за соответствием ценных бумаг условиям и требованиям организатора торговли. К листингу также относят определение величины курса ценных бумаг, а также регистрация и публикация их курсов (цен) в биржевых бюллетенях.

Процедура листинга включает следующие этапы:

Котировка (фр. Cote, англ. Financial quote) — цена (курс, процентная ставка) товара, которую объявляет продавец или покупатель и по которой они готовы совершить покупку или продажу. Обычно подразумевается относительно быстро меняющаяся цена, например, биржевая.

Иногда котировкой считается цена только заключенной сделки, а не цена спроса/предложения.

На биржах Обычно публикуются цены открытия и закрытия биржевой сессии, максимальная и минимальная цена дня. Такие публикации называют «официальная котировка».

Котировки отражают складывающуюся на торгах конъюнктуру, соотношение спроса и предложения

Виды котировок:

В большинстве случаев, котировка выражает цену единицы объекта торговли. Часто запись котировки ведут в виде дроби: 1.20 доллар/л.бензина. Это прямая котировка. В числителе указывается цена и валюта платежа, в знаменателе - размерность и название товара.

Иногда цена показывает, сколько товара можно купить на единицу денег. Например, на 1 доллар можно купить 0.8333 л бензина. Сокращенная запись такой котировки: 0,8333 л.бензина/доллар. Это обратная (косвенная) котировка.

Кли́ринг (англ. сlearing — очищать) — безналичные расчёты между странами, компаниями, предприятиями за поставленные, проданные друг другу товары, ценные бумаги и оказанные услуги, осуществляемые путём взаимного зачёта, исходя из условий баланса платежей.

Различают виды клиринга: банковский, между предприятиями, между государствами (билатеральный и мультилатеральный). Клиринговые учреждения по форме собственности делятся на частные и государственные.

Типы клиринга: