logo search
ДКБ

16.7. Другие виды услуг, оказываемые коммерческими банками

Другие виды услуг коммерческого банка направлены на улучшение обслуживания клиентуры, ее расширение, повышение прибыльности и ликвидности банка. Их развитие характерно обычно для универсальных банков. При этом существует тесная связь прочих операций коммерческого банка с основными: кредитно-расчетными, депозитными, инвестиционными. Комплекс дополнительных, финансовых, информационных и посреднических услуг, оказываемых банком, расширяет круг клиентуры и делает более привлекательными условия кредитно-расчетного их обслуживания. К другим видам услуг, оказываемых банками, можно отнести:

Хранение ценностей в сейфах одна из услуг, предлагаемых банком. Банки имеют труднодоступные сейфы и пользуются репутацией надежных хранителей ценностей. Хранение ценностей в банке осуществляется в двух формах: предоставление сейфов для хранения ценностей и хранение ценностей в общей стальной камере. По договору банковского хранения одна сторона (банк-хранитель) обязуется за вознаграждение сохранять переданную ей другой стороной вещь и возвратить ее в сохранности. Банк может принимать на хранение банкноты, монеты, ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, драгоценные вещи, а также документы. Для хранения могут использоваться общие банковские сейфы и персональные ящики, предоставленные банком индивидуально в пользование на условиях имущественного найма во временное пользование. В последнем случае банк-наймодатель не вправе контролировать содержимое указанного сейфа в течение всего срока договора предоставления банковского сейфа в имущественный найм. Личность нанимателя обязательно подтверждается либо предъявлением документов, удостоверяющих личность, либо идентифицирующей карточки, либо сообщением кода, либо предъявлением ключа.

Важными в деятельности банков являются осуществление консультаций и предоставление экономической и финансово информации.

Консультационные услуги банков клиентам могут быть связаны с разъяснением особенностей деятельности банковского учреждения, квалифицированными консультациями в области экономики, финансов, кредита, денежного оборота. Консультационные услуги могут распространяться и на налаживание по просьбе клиентов учета, составление отчетности, оформление финансовых документов и др. Эти услуги зачастую предоставляются банками не ради получения дополнительной прибыли, а с целью улучшения деловых отношений банка и клиента, ради разъяснения клиентам тонкостей банковского дела, новых видов услуг, для привлечения новых клиентов, увеличения частоты обращения клиентов за услугами в банк. Оплата консультационных услуг производится в зависимости от вида и сложности консультации, ее продолжительности, квалификации консультанта.

Банки концентрируют у себя сведения общеэкономического и финансового характера, представляющие интерес для их учредителей, клиентов, государственных органов и др. Банки обладают современными средствами телекоммуникаций, компьютерной техникой, на этой основе создаются развитые базы данных. Специальные отделы банков могут заниматься: сбором и обработкой экономической информации по экономическим процессам внутри страны, за рубежом; получать дополнительную информацию от обмена ею с другими банками, с информационными агентствами; издавать экономические обзоры и другие публикации, содержащие аналитические выкладки. Однако часть информации носит конфиденциальный характер и не может быть передана для всеобщего обозрения и анализа.

Информационно-справочные услуги могут включать предоставление копий расчетных и иных документов, помощь по розыску сумм, наведение справок в архиве банков, подбор участников различных сделок, кадров и др.

Информационно-аналитические услуги включают:

анализ хозяйственной деятельности и отдельных ее сторон;

осуществление научно-технической и экономической экспертизы проектов и решений;

помощь при проведении внутренних ревизий;

контрольные обмеры;

экономический анализ контрактов, ценообразования;

консультационно-правовые услуги.

Банки осуществляют научно-технические разработки (банковское программное обеспечение), предназначенные для улучшения обслуживания клиентов, которые могут быть переданы предприятиям.

В банках могут создаваться сервис-службы для оказания дополнительных сервисных услуг клиентам: предоставление технических средств по обслуживанию операций; повторный пересчет денег; ксерокопирование и т.д.

Коммерческие банки могут осуществлять распространение на комиссионных началах эмитируемых Центральным банком памятных монет, монет из драгоценных металлов, формируя тем самым накопления и коллекции частных инвесторов.

Совместная деятельность банков и других юридических лиц охватывает несколько видов банковских операций. Это, прежде всего, учредительные операции. Для осуществления целей и задач, определенных уставными документами, банки вправе создавать юридические лица в порядке и на условиях, определенных законодательством. Банк вправе выступать соучредителем юридических лиц, а также их ассоциаций, объединений. Банк может стать центром холдинговой структуры, финансово-промышленных (торговых) объединений и т.д.

Особой группой операций является заключение коммерческими банками договоров о совместной деятельности по реализации конкретных проектов.

Благотворительная деятельность и спонсорство оказывают поддержку за счет прибыли банка культурным, научным, спортивным и другим программам.