logo search
ШПОРЫ

29. Рейтинговые системы оценки коммерческих банков.

Рейтинговая оценка банков – система комплексного исследования и сравнения кредитных организаций по основным финансовым показателям. Кроме того, встречаются рейтинги, базирующиеся на экспертных заключениях, например о качестве менеджмента.

Чаще всего для построения рейтингов используются данные баланса и счета прибыли и убытков. Главный предмет изучения – определение кредитной надежности.

Существует несколько видов рейтинговой оценки банков. Основные из них указаны ниже.

Линейные списки, или рейтинги, – перечни кредитных организаций, составленные на основе ряда финансовых показателей. Данные для исследований берутся из официальной отчетности банков или других источников, в том числе передаются самими участниками.

Как правило, такие рейтинги составляются либо рейтинговыми агентствами, либо средствами массовой информации, в частности порталом Банки.ру, который дает возможность сравнить кредитные организации по объему нетто-активов, чистой прибыли, капиталу, кредитному портфелю и еще нескольким десяткам показателей. В их основе – база данных, обычно в электронном виде.

Многомерные списки и комплексные оценки на базе финансовых и иных показателей – разбивка банков на группы в соответствии с заданными критериями, такими, например, как надежность, устойчивость, валюта баланса и проч.

Этот вид рейтингов, как правило, составляется специализированными агентствами, консультационными компаниями и др. Иногда исследования такого рода проводят и информационные агентства, а также печатные издания, например журналы «Эксперт», «Деньги», «Профиль» и др.

Собственно рейтинги, которые представляют собой комплексную оценку банков международными или национальными рейтинговыми агентствами, такими как Standard & Poors, Moody’s, Fitch Ratings, а в нашей стране – «Эксперт РА», Moody's Interfax Rating Agency, Национальным рейтинговым агентством, АК&M.

Агентства дают заключение прежде всего о кредитоспособности того или иного банка. Исследования проводятся на коммерческой основе, заказываются и оплачиваются самими кредитными организациями. При этом рейтинг присваивается в зависимости от срока возможных заимствований финансового учреждения и может быть краткосрочным и долгосрочным.

Методика составления рейтинга банков основана на разных подходах. В ряде случаев это система сопоставления определенных финансовых показателей. Но существуют и более сложные варианты, например, когда различным критериям присваивается тот или иной удельный вес, а окончательная оценка выставляется в баллах.

Примечательно, что рейтинг банков определяет и орган надзора – ЦБ РФ. Согласно указанию Банка России от 31.03.2000 № 766-У, все кредитные организации делятся на две категории, а каждая из них – на две группы.

Первая категория – это финансово стабильные кредитные организации. К их числу относятся банки группы 1 – «кредитные организации без недостатков в деятельности», а также группы 2 – «кредитные организации, имеющие отдельные недостатки».

Вторая категория – проблемные кредитные организации: «банки, испытывающие серьезные финансовые трудности» (группа 3) и «банки, находящиеся в критическом финансовом положении» (группа 4).

Следует отметить, что оценка Банком России – прежде всего констатация текущей, сложившейся ситуации в той или иной кредитной организации. А независимые рейтинги банков составляются для того, чтобы можно было прогнозировать их будущее.

Рейтинговую оценку банков полезно знать инвесторам и вкладчикам – она позволяет определить финансовое состояние кредитной организации и выбрать наиболее надежную из них. От присвоения рейтингов в выигрыше остаются и сами финансовые учреждения: высокие оценки открывают им доступ к рынку капиталов, позволяют привлекать денежные средства более дешево.

Помимо финансовых рейтинговых оценок банков существуют и другие, не имеющие прямого отношения к денежным средствам, но зачастую не менее важные для клиентов. Так, например, на портале Банки.ру есть разделы, в которых кредитные организации оцениваются не экспертами или агентствами, а клиентами (за качество обслуживания) или сотрудниками, действующими и бывшими (за внутренний климат и отношение к людям).