6. Понятие и признаки клиента банка. Характеристика типов клиентов банка
Физических и юридических лип, пользующихся услугами банка, называют клиентами. Клиент — тот, кто пользуется услугами, но и тот, кто платит. С юридической точки зрения существуют некоторые признаки, по которым можно определить лицо, выступающее клиентом банка.
1. Клиентом можно считать лицо, которое поручает какую- либо деятельность банку, исходя из его сущности и полномочий; операциями банка в связи с этим являются те, которые проведены от имени клиента.
2. Клиентом банка становится лицо, открывшее в нем счет: депозитный, текущий, расчетный и пр.
3. Клиентом банка то или иное лицо делается в том случае, когда между ним и банком возникают деловые отношения. Юридическое или физическое лицо может не иметь счета в банке, но получать в нем консультации, например по инвестициям, или управлению имуществом, и банк несет за него ответственность.
4. Клиентом банка может стать другой банк.
Характеристика типов клиентов банка
Классифицировать клиентов банка можно по ряду критериев.
По правовому статусу клиенты подразделяются на юридических и физических лиц. Клиенты — юридические лица могут быть представителями отраслей и секторов экономики, большого, среднего и малого бизнеса, разных форм собственности (государственные, акционерные, кооперативные). Клиенты — физические лица — это граждане, независимо от пола, национальности, цвета кожи, гражданства, возраста.
По реальному существованию выделяют на действительно существующих и потенциальных клиентов. В первую группу входят клиенты, с которыми банк установил деловые отношения, во вторую — клиенты, которые в будущем могут воспользоваться банковскими услугами. Потенциально каждый экономический субъект может стать клиентом банка.
По размеру клиенты банка подразделяются на крупных, средних и малых в зависимости от величины баланса, размеров профессиональной деятельности экономических субъектов. Как правило, с крупными клиентами работают крупные банки, с малыми — небольшие кредитные учреждения.
По времени начала банковского обслуживания различают старых и новых клиентов. Старые клиенты имеют длительную историю взаимоотношений с данным банком. Новые клиенты — это клиенты, с которыми у банка прежде не было деловых отношений.
По степени кредитоспособности клиенты подразделяются на классы. Чаще всего банки используют шкалу из пяти классов, присваиваемых клиентам в зависимости от ряда показателей, характеризующих их деятельность, в том числе от доходности, качества обеспечения кредита и др. Некоторые банки присваивают клиенту определенное число звезд (как гостинице) в зависимости от степени заинтересованности в нем.
По характеру обслуживания клиентов можно разделить на группу с традиционным обслуживанием и группу VIР-клиентов (клиентов, в которых банк наиболее заинтересован). VIР- клиенты — физические лица — это люди с высокими личными доходами, которые они помещают во вклад или на пластиковую банковскую карту.
По принадлежности к сектору экономики различают клиентов нефинансового и финансового секторов.
- 5. Особенности и принципы взаимоотношений банка с клиентами.
- 6. Понятие и признаки клиента банка. Характеристика типов клиентов банка
- 7. Открытие клиентских счетов в банке.
- 12. Общие принципы организации управления банком.
- 13. Структура аппарата управления банка и задачи основных его подразделений.
- 14. Ресурсы коммерческого банка: структура и характеристика.
- 15. Понятие и структура собственного капитала банка.
- 16. Привлеченные средства коммерческого банка.
- 17. Заемные средства коммерческого банка.
- 18. Управление ресурсами коммерческого банка.
- 19. Доходы коммерческого банка.
- 20. Расходы коммерческого банка.
- 21.Процентная маржа.
- 22. Формирование и использование прибыли коммерческого банка.
- 24. Значение и виды банковской отчетности.
- 25. Баланс банка и принципы его составления.
- 26. Годовая отчетность кредитной организации.
- 27. Понятие ликвидности и факторы, определяющие ликвидность коммерческого банка.
- 28. Показатели ликвидности, используемые в практике коммерческих банков.
- 29. Рейтинговые системы оценки коммерческих банков.
- 30. Депозитная политика банка.
- 31. Экономическое содержание и классификация активных операций банка.
- 32. Структура активов банка.
- 33. Система межбанковских расчетов.
- 34. Понятие и критерии кредитоспособности клиента.
- 35. Оценка кредитоспособности физических лиц.
- 36. Оценка кредитоспособности предприятий малого бизнеса.
- 37. Кредитный договор.
- 38. Современные способы кредитования.
- 39. Формы обеспечения возвратности кредита.
- 40. Банковский процент.
- 41. Процентные ставки и методы начисления процентов.
- 42. Процентный риск и процентная политика коммерческого банка.
- 43.Валютные операции коммерческих банков.
- 44.Операции коммерческих банков с ценными бумагами.
- 45.Инвестиционная деятельность банков.
- 46.Факторинговые операции.
- 47.Банковское страхование.
- 48.Организация кассовых операций в коммерческом банке.
- 49.Современные банковские продукты и технологии.
- 50.Пластиковые карты.
- 51.Интернет-банкиг.
- 52. Место рисков в банковской деятельности и их классификация.
- 53.Кредитный риск.
- 54.Система управления банковскими рисками. Внутренний контроль.