logo search
шпоры

24. Факторы, влияющие на величину прибыли.

На изменение прибыли влияют две группы факторов внешние и внутренние.

Внутренние факторы изменения  прибыли  подразделяются  на  основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются валовой доход и  доход  от продажи  продукции  (объем  продаж),  себестоимость   продукции,   структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена  продукции.  К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением  хозяйственной дисциплины,  такие  как  ценовые  нарушения,  нарушения  условий   труда   и требований к качеству продукции,  другие  нарушения,  ведущие  к  штрафам  и экономическим санкциям.

К  внешним  факторам,  влияющим  на  прибыль  предприятия,   относятся социально-экономические условия, цены на производственные  ресурсы,  уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.

Факторы оказывающие влияние на величину прибыли:

1) снижение с/с 2)улучшение ассортимента 3)повышение качества 4)рост.производит. труда.

Факторы, влияющие на величину прибыли, можно разделить как бы на две группы. В первую группу относят так называемые основные факторы, которые непосредственно влияют на объем прибыли торгового предприятия. К ним относятся:

1. Прибыль (убыток) от реализации товаров.

2. Прибыль (убыток) от неторговой деятельности предприятия.

3. Сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям.

4. Прибыль (убыток) от реализации основных производственных средств (разность между продажной (рыночной) и первоначальной их ценой или остаточной стоимостью с учётом переоценок, вызванных инфляцией)

Если выявлено превышение первоначальной стоимости и понесённых затрат, связанных с выбытием основных фондов и иного имущества, над суммой выручки от реализации, то соответственно на величину этого превышения уменьшается валовая прибыль предприятия или наоборот.

Ко второй группе относят так называемые взаимозависимые факторы:

1. Объём продажи товаров.

2. Розничные цены на реализуемые товары.

3. Издержки обращения.

4. Фондовооружённость работников.

5. Налогоёмкость предприятия.

6. Численность работников предприятия.

7. Оборачиваемость и состав капитала.

8. Затраты, относимые на прибыль.

Разделив подсистему взаимозависимых факторов на отдельные элементы - показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов и приёмов экономико-математического анализа.

К примеру, издержки обращения в розничной торговле сильно зависят от размеров заработной платы работникам, различных отчислений во внебюджетные фонды. Снижение издержек обращения влечёт соответственно снижение заработной платы и разного рода отчислений. Это в своём роде может увеличить размеры прибыли, но в то же время может подорвать у работников стимул к работе и очень сильно снизить производительность труда, что может привести к очень большим затратам на восстановление работоспособности персонала.

Величина прибыли в торговле также зависит от объёмов спроса на товары и их предложения. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены товаров. При низких ценах на товары объём спроса на них больше, а при высоких - меньше, поскольку существуют более дешёвые заменители этих товаров. По мере увеличения объёмов продаж норма прибыли растёт, затем рост её замедляется и наконец она стабилизируется или снижается, что зависит от свойств определённых групп товаров.

Таким образом на прибыль влияют два взаимозависимых фактора: издержки обращения и объёмы продаж товаров. Остальные факторы также непосредственно влияют на прибыль и друг на друга.

Следующий фактор, влияющий  на  величину  прибыли  -  это  амортизация основных фондов и нематериальных активов. Сумма  амортизационных  отчислений определяется  на  основании   балансовой   стоимости   основных   фондов   и действующих норм амортизации и амортизации  нематериальных  активов,  исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов, но  не  более 10  лет  непрерывной   эксплуатации.