16.3. Форфейтинг, его сущность, значение
Под форфейтингом понимают практику покупки и продажи непогашенных долгов в международной торговле. По своей сути форфейтинг во многом схож с факторингом. Эта операция заключается в переуступке продавцом права требования платежа от покупателя за оказанные ему услуги и/или поставленные товары. Чаще всего форфейтинг выступает в форме продажи векселя или любого другого долгового документа с надписью «Я вам должен такую-то сумму».
Таким образом, форфейтинг (от франц. a forfait – целиком, общая сумма) представляет собой специфическую форму кредитования экспортеров путем покупки у них коммерческих векселей, акцептованных импортером (или иных долговых требований по внешнеторговым сделкам), без права регрессивного требования к продавцу в случае неуплаты по векселю. Форфейтирование применяется главным образом как способ рефинансирования коммерческого кредита во внешнеэкономическом обороте, оно является формой трансформации коммерческого кредита в банковский.
Форфейтинговые операции различаются с операциями международного факторинга главным образом сроками, полнотой финансирования экспортера и степенью риска для банков. Так, если факторинговое кредитование носит в основном краткосрочный характер (обычно 90–180 дней), то форфейтинг является формой среднесрочного и долгосрочного кредитования; при факторинге финансирование осуществляется обычно примерно на 80 % суммы приобретаемых долговых требований, а при форфейтинге банк приобретает векселя на всю сумму долга; в факторинговых сделках банк обычно сохраняет право регресса, в форфейтинговых – нет; при форфейтинге банк имеет возможность перепродать долговые обязательства в виде пакетов векселей на вторичном фондовом рынке. Можно отметить также, что форфейтинговая сделка носит, как правило, разовый характер и не предусматривает комплексного обслуживания экспортера.
Возникновение форфейтинга в 50-е годы XX в. обусловлено тенденциями развития мировой экономики: ростом экспортных торговых операций в связи с усилением международной интеграции и отменой многих государственных ограничений на внешнюю торговлю; превышением предложения над спросом на мировых товарных рынках, что привело к необходимости увеличения сроков коммерческого кредита по сравнению с традиционными; увеличением неудовлетворенного спроса на международные банковские кредиты; ростом рисков при осуществлении экспортных операций.
Наибольшее распространение форфейтирование получило при кредитовании экспорта в западноевропейских странах. В современных условиях его масштабы растут в связи с усилением рисков при проведении внешнеторговых операций – валютных, политических, рисков неплатежей (особенно при импорте в развивающиеся страны, испытывающие постоянную нехватку валюты для оплаты поставок).
Субъектами форфейтинговой операции являются форфейтист (экспортер, продающий свои долговые требования к импортеру) и форфейтер (банк или небанковское кредитно-финансовое учреждение, приобретающее долговое требование экспортера). В мировой банковской практике для предоставления форфейтинговых услуг банки создают специальные подразделения либо дочерние специализированные компании. В условиях Республики Беларусь в настоящее время форфейтинговые операции осуществляются по большей части отделами, осуществляющими валютное кредитование. В роли форфейтера чаще всего выступает банк поставщика. В качестве форфейтиста не могут выступать хозяйствующие субъекты, их филиалы и отделения, не имеющие статуса юридического лица, а также физические лица.
Хотя экспортер может продать на условиях форфейтинга долговое обязательство в принципе в любой форме, объектами форфейтинговой сделки, как правило, выступают коммерческие векселя (простые и переводные – тратты). Это связано с длительным мировым опытом использования векселей при расчетах и отработанностью международных норм права в отношении их обращения, что значительно упрощает операцию форфейтирования. Применение в сделке форфейтинга других долговых обязательств, как правило, требует от форфейтера гораздо большей подготовительной работы, включая консультации по юридическим нормам и деловой практике, существующим в стране импортера, тщательную разработку всех условий сделки и т.д. Усложняется и сам процесс проведения форфейтинговой операции. В частности, использование аккредитивов не позволяет форфейтеру обеспечить равномерность поступления средств в погашение долга в течение всего срока сделки (что выгодно всем ее участникам), а также существенно затрудняет для форфейтера перепродажу долговых обязательств.
Форфейтинговая сделка является по большей части среднесрочной, хотя на практике может заключаться на период от 6 месяцев до 10 лет. Срок каждой конкретной сделки устанавливается форфейтером исходя из условий кредитуемой экспортной операции. Для снижения банковских рисков прибегают к уменьшению среднего срока кредитования путем дробления долга на части, на каждую из которых оформляется вексель со своим сроком погашения, значительно меньшим, чем срок сделки. Это обеспечивает банку регулярное погашение выданного кредита частями в течение всей форфейтинговой операции.
Примерный порядок проведения форфейтинговой операции. Экспортер до заключения внешнеторгового контракта обращается в свой банк для выяснения возможности получения кредитования на условиях форфейтинга (сделка может инициироваться также банком-форфейтером). Стороны оговаривают принципиальную возможность проведения форфейтирования, приблизительную стоимость его для экспортера и требования форфейтера по обеспечению возврата долга, в том числе требования к гарантии или авалю.
Если результаты предварительного обсуждения устраивают контрагентов, экспортер представляет в банк заявку на форфейтирование. Приняв заявку на рассмотрение, форфейтер собирает и анализирует информацию о предстоящей сделке – местонахождение экспортера и импортера, условия внешнеторгового контракта, валюту сделки, срок форфейтинга, кредитоспособность импортера и гаранта, расходы на проведение операции и т.д.
После согласования условий сделки заключается договор на форфейтинговое обслуживание (форфейтинговое соглашение), в котором оговариваются: вид и общая сумма сделки; срок отгрузки товара; документы, которыми оформляется сделка и требования к этим документам; срок предоставления документов в банк; место платежа по векселю; плата за форфейтирование; обеспечение и гарантии; права, обязанности и ответственность сторон и др.
После отгрузки товаров и получения гарантии или аваля на вексель импортера экспортер представляет вексель в банк (вместе с другими документами, которые может запросить форфейтер) и делает на нем препоручительную надпись (индоссамент) в пользу форфейтера. Последний производит оплату векселя, как правило, с дисконтом. При наступлении срока импортер погашает задолженность по векселю форфейтеру.
Доход банка при осуществлении форфейтинговых операций складывается из суммы процента за предоставленный кредит и комиссионного вознаграждения. Ставка кредитования обычно устанавливается с учетом конъюнктуры рынка ссудных капиталов, в частности, рынка евровалют, для валюты, в которой совершается форфейтинговая сделка (например, с привязкой к ставке ЛИБОР). Это связано с тем, что она отражает не только издержки форфейтера по привлечению средств, но и валютные, а также страновые риски. Процентная ставка, как правило, фиксируется на весь срок форфейтинга.
Следует отметить, что покупая долговые обязательства без права регресса, форфейтер тем самым принимает на себя все риски экспортера – политические, валютные, риски неисполнения долговых обязательств и т.д. В связи с этим при организации форфейтирования большое внимание уделяется страхованию рисков по операции. Чтобы уменьшить риск неплатежа импортера по своим обязательствам, форфейтер определяет уровень политической стабильности страны-должника, ее рейтинг на мировых финансовых рынках и проводит оценку кредитоспособности импортера. Если импортера нельзя отнести к первоклассным заемщикам, форфейтер требует обеспечения вексельного обязательства в виде аваля или банковской гарантии, желательно безусловной и безотзывной. В качестве гаранта, как правило, выступает банк-резидент страны-импортера, который проводит операции на международных финансовых рынках, известен форфейтеру и может подтвердить платежеспособность импортера. Сгруппировав по срокам форфетируемые векселя, обеспеченные банковскими гарантиями, форфейтер может перепродать пакеты этих векселей на вторичном рынке долговых обязательств.
В условиях плавающих курсов валют при проведении форфетирования особенно велики валютные риски. В целях их снижения расчеты по операциям форфейтинга проводятся чаще всего только в свободно конвертируемых валютах, курс которых достаточно стабилен и которые пользуются постоянным спросом на валютных рынках (в долларах США, ЕВРО, английских фунтах стерлингов и т.д.).
Развивая форфейтинговые операции, банки способствуют расширению международной торговли, более полной реализации экспортных возможностей предприятий. Форфейтирование векселей покупателей позволяет экспортерам избавиться от рисков, связанных с реализацией товаров на международных рынках, улучшить ликвидность своего баланса, освободив его от излишней дебиторской задолженности, и ускорить оборот капитала. Фиксированная процентная ставка по форфейтингу дает им возможность более точно планировать финансовые результаты своей деятельности. Для банков преимущества форфейтинговых операций заключаются в относительной простоте документального оформления и высокой доходности.
- Введение
- Раздел I деньги Глава 1. Деньги и их функции
- 1.1. Необходимость и сущность денег
- 1.2. Виды денег
- 1.3. Функции денег
- 1.4 Теории денег
- Глава 2. Эмиссия и выпуск денег
- 2.1. Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег». Формы эмиссии.
- 2.2. Сущность и механизм денежного мультипликатора
- Глава 3. Денежный оборот и денежное обращение
- 3.1. Деньги и финансовые рынки в кругообороте доходов и продуктов
- 3.2. Денежный оборот и денежное обращение. Содержание, структура и принципы организации.
- Глава 4. Безналичный денежный оборот и его организация
- 4.1. Основы организации безналичного денежного оборота и принципы организации безналичных расчетов.
- 4.2. Формы безналичных расчетов
- 4.2.1. Расчеты платежными требованиями.
- 4.2.2. Расчеты платежными поручениями
- 4.2.3. Расчеты платежными требованиями-поручениями
- 4.2.4. Расчеты аккредитивами
- 4.2.5. Расчеты чеками
- 4.2.6. Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек.
- 4.3. Способы платежа
- 4.3.1. Расчеты в порядке плановых платежей
- 4.3.2. Зачет взаимных требований.
- 4.3.3. Списание средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
- 4.4. Международные расчетные операции банков
- 4.4.1. Особенности организации международных расчетных операций.
- 4.4.1. Аккредитивная форма расчетов.
- 4.4.2. Инкассовая форма расчетов.
- 4.4.3. Расчеты в форме банковского перевода.
- Глава 5. Налично-денежный оборот
- 5.1. Налично-денежный оборот и его экономическое содержание
- 5.1. Основы организации кассовых операций в народном хозяйстве
- Глава 6. Денежная и валютная системы
- 6.1. Денежная система, ее типы и элементы
- 6.2. Денежная система Республики Беларусь
- 6.3. Валютная система и ее элементы
- Глава 7. Инфляция
- 7.1. Сущность и виды инфляции.
- 7.2. Причины и социально экономические последствия инфляции
- 7.3. Антиинфляционная политика и методы стабилизации денежного оборота
- Раздел II кредит Глава 8. Необходимость и сущность кредита.
- 8.1. Необходимость кредита.
- 8.2. Сущность кредита
- Глава 9. Функции кредита, его законы и границы
- 9.1. Функции кредита
- 9.2. Законы кредита
- 9.3. Границы кредита
- 9.4 Теории кредита
- Глава 10. Формы кредита
- 10.1. Банковский кредит
- 10.2. Государственный кредит
- 10.3. Потребительский кредит
- 10.4. Коммерческий кредит
- 10.5. Лизинговый кредит
- 10.6. Ипотечный кредит
- 10.7. Международный кредит
- Глава 11. Банковские проценты и их начисления
- 11.1. Сущность процента
- 11. 1. Депозитный процент
- 11.3. Ссудный процент
- 11.4. Учетный процент
- 11.5. Методы и способы начисления процентов.
- Глава 12. Финансовый рынок
- 12.1. Понятие финансового рынка и его структура
- 12.2. Инструментарий рынка ценных бумаг
- Раздел III Банки Глава 13. Кредитная система
- 13.1. Банковская система
- 13.2. Национальный Банк Республики Беларусь, его задачи и функции
- 13.3. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь, ее содержание и основные направления
- 13.4. Порядок создания, лицензирования и прекращение деятельности коммерческих банков в Республике Беларусь
- 13.5. Небанковские кредитно-финансовые организации
- Глава 14. Операции коммерческих банков
- 14.1. Пассивные операции
- 14. 2.Активные операции
- 14.3. Комиссионно-посреднические операции
- Глава 15.Операции коммерческих банков с ценными бумагами
- 15.1. Экономическая сущность операций банков с ценными бумагами
- 15.2. Пассивные операции банков с ценными бумагами
- 15.3. Активные операции банков с ценными бумагами
- 15.4. Портфель ценных бумаг
- 15.5. Депозитарная деятельность банка
- Глава 16. Особенности отдельных операций коммерческих банков
- 16.1. Лизинговые операции коммерческих банков
- 16.2. Классификация видов лизинга
- 16.2. Факторинговые операции коммерческих банков
- 16.3. Форфейтинг, его сущность, значение
- 16.4. Трастовые операции банков
- 16.5. Поручительства и гарантии коммерческих банков
- 12.6. Операции банков с драгоценными металлами
- 16.7. Другие виды услуг, оказываемые коммерческими банками
- Глава 17. Содержание, необходимость и специфика банковского маркетинга
- 17.1. Необходимость маркетинга в банковской сфере и его особенности
- 17.2. Сущность маркетинговой деятельности банка
- Литература
- Содержание