14.1. Пассивные операции
Пассивные операции – операции, посредством которых банки формируют свои ресурсы для проведения кредитных и других активных операций. Под пассивными операциями понимаются такие операции банков, в результате проведения которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных или активно-пассивных счетах в части превышения пассивов над активами.
Все пассивные операции имеют общее назначение, но при этом могут осуществляться в различных формах. Как правило, выделяют четыре основных формы пассивных операций коммерческих банков:
первичное размещение ценных бумаг собственной эмиссии;
формирование или увеличение фондов банка за счет отчислений от прибыли банка;
депозитные операции;
кредиты и займы, полученные от других юридических лиц.
Благодаря проведению пассивных операций коммерческие банки аккумулируют временно свободные средства клиентов. В ходе осуществления активных операций, прежде всего кредитных, банками создаются новые ресурсы, источником которых является банковская прибыль.
В зависимости от вида эмитируемых коммерческим банком ценных бумаг у него происходит формирование либо привлеченных средств (эмиссия векселей, облигаций, банковских сертификатов), либо собственных (эмиссия акций). Увеличение собственных ресурсов происходит также и в результате проведения банками пассивных операций, выделенных во вторую группу.
Наибольшую часть ресурсов коммерческих банков составляют привлеченные средства. Они могут покрывать до 90 % всей потребности банков в денежных ресурсах. Основная часть привлеченных ресурсов формируется банками на депозитной основе в результате зачисления средств на текущие, расчетные и другие счета до востребования или же при приеме банком от клиентов срочных вкладов и депозитов.
Привлечение средств на основе выпуска долговых ценных бумаг и покупка ресурсов на межбанковском рынке является для банка дополнительным источником привлеченных ресурсов, приобретение которых чаще всего связано с необходимостью регулирования банковской ликвидности. В некоторых случаях их активный поиск на рынке ведется для обеспечения кредитными ресурсами первоклассных клиентов или в результате возможности иного эффективного использования.
Проведение пассивных операций по формированию собственных и привлеченных средств сопряжено с определенными расходами коммерческого банка. Расходы по обслуживанию уставного капитала коммерческого банка, являющегося основным составным элементом его собственных средств, связаны с выплатой акционерам (участникам) части заработанной банком прибыли в виде дивидендов. Расходы по привлеченным ресурсам выражаются в начислении банком процентов по остаткам средств на счетах до востребования или по срочным депозитам. Во втором случае издержки банка будут гораздо выше. Относительно высокую стоимость имеют и привлеченные недепозитные средства, особенно полученные межбанковские кредиты.
Таким образом, с помощью пассивных операций формируются собственные и привлеченные средства банка (рис 14.2).
К собственным средствам банков относят:
Уставный фонд (уставный капитал), который аккумулируется путем реализации акций (простых и привилегированных) коммерческого банка на фондовом рынке, а также за счет вкладов учредителей (акционеров) в виде добровольных денежных взносов или любого другого имущества.
Фонды банка. Предназначены для формирования суммы обязательных резервов, образуемых, как правило, за счет отчислений от прибыли (резервного фонда, представляющего собой минимальный гарантийный фонд, снижающий риск убытков для кредиторов в случае банкротства); суммы средств фонда развития банковского дела, если его образование предусмотрено учредительными документами (фонда развития банка, представляющего собой средства (прибыль), направленные на капитальные вложения); суммы средств, направленных на создание прочих фондов банка;
К фондам банка можно отнести также фонд переоценки, в котором отражаются результаты переоценки основных средств, валютных статей баланса, золота и драгоценных металлов, а также разницы между ценой выпущенных на рынок акций и их номинальной стоимостью.
Рис. 14.2.Состав и источники ресурсов коммерческого банка
Нераспределенная прибыль, т.е. та часть прибыли, которая осталась нераспределенной между собственниками банка в виде дивидендов и не отчислена на формирование фондов банка.
Как правило, собственные средства коммерческих банков составляют незначительную часть его общих ресурсов (в среднем около 10 %). Привлеченные средства коммерческих банков составляют преобладающую часть банковских ресурсов. Чаще всего их доля в общей сумме ресурсов составляет около 70 % , а у некоторых банков может достигать 85 – 90 %.
По устоявшейся в мировой банковской практике традиции в зависимости от способа аккумуляции все привлеченные ресурсы подразделяются на депозиты и недепозитные средства. Под депозитом в мировой банковской практике понимаются денежные средства или ценные бумаги, отданные на хранение в банковское учреждение.
Депозиты составляют основную часть привлеченных ресурсов коммерческих банков Они представляют собой денежные средства, внесенные в банк его клиентами – юридическими и физическими лицами. Существует достаточно много разновидностей банковских счетов, средства на которых классифицируют как депозиты. Эти счета могут различаться по целям их открытия, режимам функционирования и другим признакам. Разнообразие условий и способов привлечения средств в депозиты связано со стремлением банков в условиях достаточно жесткой конкуренции на рынке банковских ресурсов обеспечить режим максимального благоприятствования различным категориям клиентов и одновременно получить для себя стабильный приток ресурсов.
По экономическому содержанию депозиты можно разделить на несколько групп:
депозиты до востребования;
срочные депозиты;
сберегательные вклады.
Основной характеристикой всех депозитов до востребования является возможность их владельцев без предварительного уведомления пользоваться этими средствами: производить за счет них платежи и перечисления; получать их часть для использования на разрешенные законодательством цели в виде наличных средств; осуществлять их депонирование и даже полное изъятие. Для клиентов эти счета являются достаточно удобными в связи с их высокой ликвидностью, а к недостаткам можно отнести то, что, как правило, по таким счетам банки начисляют невысокие депозитные проценты либо вообще не производят их начисление. В связи с этим принято различать два вида вкладов до востребования: беспроцентные текущие счета, по которым банки не начисляют вкладчикам никаких процентов (по принципу: клиент не платит за услуги, связанные с переводами и перечислениями средств, а банк не платит проценты по вкладам); счета, на которые начисляют проценты, т.е. счета по которым выплачивается процентный доход.
Для банка основное неудобство этих депозитов связано с достаточно высоким риском их одновременного изъятия и необходимостью поддержания большого запаса средств для расчетов по подобным обязательствам. Особые «пики» оттока средств, привлеченных банками на условиях до востребования, приходятся на сроки перечисления клиентами платежей в бюджет и различные внебюджетные фонды, а также на дни получения клиентами средств на заработную плату и другие приравненные к ним платежи.
Наиболее устойчивую часть депозитных ресурсов представляют срочные депозиты и сберегательные вклады. Под срочными депозитами понимаются денежные средства, внесенные в банк на фиксированный срок. Для банка с точки зрения управления его ликвидностью депозиты срочного характера являются наиболее приемлемыми, так как изъятие этих средств их собственниками предполагается лишь после окончания оговоренных сроков. По срочным депозитам банки уплачивают клиентам процент, как правило, фиксированный и гораздо более высокий, чем по депозитам до востребования. При досрочном изъятии средств клиенты несут достаточно ощутимую потерю в доходах, выражающуюся в выплате более низкого процента.
В некоторых случаях коммерческие банки прибегают к оформлению срочных депозитов и вкладов депозитными (для юридических лиц) и сберегательными (для физических лиц) сертификатами.
Сберегательные счета клиентов характеризуются в основное отсутствием фиксированного срока хранения денежных средств и условия их ведения не требуют предупреждения об изъятии средств. Существует достаточно много разновидностей сберегательных и вкладных счетов. Их значение для коммерческих банков состоит в том, что с их помощью происходит мобилизация временно свободных средств населения.
Разработка коммерческими банками наиболее привлекательных условий по сберегательным и вкладным счетам должна способствовать увеличению притока в банки средств от населения.
Кроме классификации депозитов по экономическому содержанию, их можно классифицировать и по другим признакам: по срокам привлечения; по условиям внесения и изъятия средств; по видам валюты; по уплачиваемым процентам; по видам вкладчиков. В соответствии с последним признаком выделяют депозиты юридических и физических лиц.
Недепозитными средствами принято считать ресурсы, которые формируются коммерческими банками путем продажи собственных долговых, обязательств на денежном рынке или путем получения займов от других кредитных учреждений, в том числе от центрального банка. Недепозитные источники банковских средств в отличие от депозитов не носят персональный характер и не ассоциируются с конкретными клиентами банка. Они приобретаются на рынке зачастую на аукционной основе, предполагающей конкуренцию.
Существует несколько причин привлечения подобных ресурсов. Одной из них может быть необходимость увеличения остатка средств на корреспондентском счете в Национальном банке для оперативного регулирования показателей ликвидности. Покупка ресурсов на межбанковском рынке может быть связана также с возможностью их эффективного использования на конкретные целевые программы, а иногда, таким образом, мобилизуется недостающая часть ресурсов для удовлетворения потребностей наиболее значимых клиентов банка. Ресурсы, приобретаемые на межбанковском рынке, характеризуются, как правило, высокой оперативностью их приобретения и достаточно высокой стоимостью.
К привлечению недепозитных источников ресурсов обычно прибегают крупные банки, занимающие достаточно прочное положение в банковской системе и имеющие репутацию финансово устойчивых учреждений.
Одним из средств привлечения коммерческими банками срочных вкладов является выпуск векселей. Вексель коммерческого банка является ценной бумагой, удостоверяющей безусловное письменное обязательство банка (векселедателя) уплатить владельцу векселя (векселедержателю) или его правопреемнику обозначенную в векселе сумму по истечении предусмотренного векселем срока.
Вексель, эмитированный банком, позволяет:
расплатиться за поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг;
получить в банке ссуду при наличии свободных кредитных ресурсов.
Коммерческие банки от своего лица и за свой счет эмитируют векселя сроком платежа:
на определенный день (дисконтный вексель);
по предъявлении (процентный вексель).
Коммерческие банки могут проводить переучет векселей, т.е. их покупку до наступления сроков оплаты по ним. При этом сумма векселя, принимаемая к переучету, определяется исходя из установленной учетной ставки по следующей формуле.
Для процентных векселей:
У = В + Д, где ,
где У – учетная сумма векселя;
В – сумма денежных средств по процентному векселю;
Д – доход по процентному векселю;
С – количество дней, прошедших со дня выписки векселя до дня определения его стоимости;
П – годовой процент.
Для дисконтных векселей
У = В – Д, где ,
где У – учетная сумма векселя (после вычета суммы дисконта из суммы номинала векселя);
В – номинал векселя;
Д – сумма дисконта;
С – срок векселя в днях (с момента переучета до момента платежа по векселю);
П – учетный процент, % годовых.
Состав и структура банковских пассивов оказывают непосредственное влияние на масштабы кредитных и других активных операций коммерческих банков, а также на объемы доходов, полученных за счет их проведения. Состав и структура банковских ресурсов влияют на ликвидность кредитного учреждения. С учетом этого коммерческие банки при формировании ресурсной базы должны проводить взвешенную политику, направленную на обеспечение максимальных финансовых результатов и оптимального уровня надежности.
- Введение
- Раздел I деньги Глава 1. Деньги и их функции
- 1.1. Необходимость и сущность денег
- 1.2. Виды денег
- 1.3. Функции денег
- 1.4 Теории денег
- Глава 2. Эмиссия и выпуск денег
- 2.1. Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег». Формы эмиссии.
- 2.2. Сущность и механизм денежного мультипликатора
- Глава 3. Денежный оборот и денежное обращение
- 3.1. Деньги и финансовые рынки в кругообороте доходов и продуктов
- 3.2. Денежный оборот и денежное обращение. Содержание, структура и принципы организации.
- Глава 4. Безналичный денежный оборот и его организация
- 4.1. Основы организации безналичного денежного оборота и принципы организации безналичных расчетов.
- 4.2. Формы безналичных расчетов
- 4.2.1. Расчеты платежными требованиями.
- 4.2.2. Расчеты платежными поручениями
- 4.2.3. Расчеты платежными требованиями-поручениями
- 4.2.4. Расчеты аккредитивами
- 4.2.5. Расчеты чеками
- 4.2.6. Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек.
- 4.3. Способы платежа
- 4.3.1. Расчеты в порядке плановых платежей
- 4.3.2. Зачет взаимных требований.
- 4.3.3. Списание средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
- 4.4. Международные расчетные операции банков
- 4.4.1. Особенности организации международных расчетных операций.
- 4.4.1. Аккредитивная форма расчетов.
- 4.4.2. Инкассовая форма расчетов.
- 4.4.3. Расчеты в форме банковского перевода.
- Глава 5. Налично-денежный оборот
- 5.1. Налично-денежный оборот и его экономическое содержание
- 5.1. Основы организации кассовых операций в народном хозяйстве
- Глава 6. Денежная и валютная системы
- 6.1. Денежная система, ее типы и элементы
- 6.2. Денежная система Республики Беларусь
- 6.3. Валютная система и ее элементы
- Глава 7. Инфляция
- 7.1. Сущность и виды инфляции.
- 7.2. Причины и социально экономические последствия инфляции
- 7.3. Антиинфляционная политика и методы стабилизации денежного оборота
- Раздел II кредит Глава 8. Необходимость и сущность кредита.
- 8.1. Необходимость кредита.
- 8.2. Сущность кредита
- Глава 9. Функции кредита, его законы и границы
- 9.1. Функции кредита
- 9.2. Законы кредита
- 9.3. Границы кредита
- 9.4 Теории кредита
- Глава 10. Формы кредита
- 10.1. Банковский кредит
- 10.2. Государственный кредит
- 10.3. Потребительский кредит
- 10.4. Коммерческий кредит
- 10.5. Лизинговый кредит
- 10.6. Ипотечный кредит
- 10.7. Международный кредит
- Глава 11. Банковские проценты и их начисления
- 11.1. Сущность процента
- 11. 1. Депозитный процент
- 11.3. Ссудный процент
- 11.4. Учетный процент
- 11.5. Методы и способы начисления процентов.
- Глава 12. Финансовый рынок
- 12.1. Понятие финансового рынка и его структура
- 12.2. Инструментарий рынка ценных бумаг
- Раздел III Банки Глава 13. Кредитная система
- 13.1. Банковская система
- 13.2. Национальный Банк Республики Беларусь, его задачи и функции
- 13.3. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь, ее содержание и основные направления
- 13.4. Порядок создания, лицензирования и прекращение деятельности коммерческих банков в Республике Беларусь
- 13.5. Небанковские кредитно-финансовые организации
- Глава 14. Операции коммерческих банков
- 14.1. Пассивные операции
- 14. 2.Активные операции
- 14.3. Комиссионно-посреднические операции
- Глава 15.Операции коммерческих банков с ценными бумагами
- 15.1. Экономическая сущность операций банков с ценными бумагами
- 15.2. Пассивные операции банков с ценными бумагами
- 15.3. Активные операции банков с ценными бумагами
- 15.4. Портфель ценных бумаг
- 15.5. Депозитарная деятельность банка
- Глава 16. Особенности отдельных операций коммерческих банков
- 16.1. Лизинговые операции коммерческих банков
- 16.2. Классификация видов лизинга
- 16.2. Факторинговые операции коммерческих банков
- 16.3. Форфейтинг, его сущность, значение
- 16.4. Трастовые операции банков
- 16.5. Поручительства и гарантии коммерческих банков
- 12.6. Операции банков с драгоценными металлами
- 16.7. Другие виды услуг, оказываемые коммерческими банками
- Глава 17. Содержание, необходимость и специфика банковского маркетинга
- 17.1. Необходимость маркетинга в банковской сфере и его особенности
- 17.2. Сущность маркетинговой деятельности банка
- Литература
- Содержание