logo search
БП и РЦБ / банки

Вопрос 13. Банковское законодательство как источник банковского права

1. В нашей стране законодательство традиционно является главным источником права. В советский период развития права в объем понятия "законодательство" включали как собственно законы, так и иные нормативные акты — инструкции, постановления исполнительно-распорядительных органов и т. д.

В настоящее время под законодательством понимается только совокупность регулирующих соответствующую область общественных отношений законов. Подзаконные акты в состав законодательства не включаются.

Российское банковское законодательство, как отмечается известными специалистами (например, Г.А. Тосуняном, А.Ю. Викулиным , A.M. Экмаляном) состоит из двух частей:

• специального банковского законодательства;

• общего банковского законодательства.

Согласно Федеральному закону от 14.06.94 № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. от 22.10.99), акты банковского законодательства официально публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации (до 1 мая 1994 года — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации), а также таких изданиях, как "Российская газета" и "Парламентская газета". 2. Специальное банковское законодательство составляют законы, специально предназначенные для регулирования банковских правоотношений. К таким законам, в частности, относятся:

• Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

• Федеральный закон "О банках и банковской деятельности";

• Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

• Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций". Кроме того, на протяжении ряда лет специалистами банковского права и различными государственными деятелями предлагается и отстаивается необходимость принятия широкого круга иных актов (федеральных законов) специального банковского законодательства, которые, по мнению их разработчиков, необходимы для повышения эффективности регулирования банковской деятельности и функционирования банковской системы. Безусловно, развитие и совершенствование актов специального банковского законодательство остается одним из приоритетных направлений государственной кредитно-денежной политики.

При этом в литературе находит поддержку и развитие и наша точка зрения о необходимости в скором будущем провести кодификацию норм банковского права — принять Банковский кодекс Российской Федерации. — Примеч. авторов.

3. Общее банковское законодательство включает в себя иные федеральные законы, регулирующие не только и не столько банковские правоотношения, сколько нормы банковского права. Такими законами, в частности, являются:

• Гражданский кодекс Российской Федерации (в части регулирования порядка заключения договоров в банковской сфере, регулирующего правоотношения сторон по договорам банковского счета и банковского вклада, вопросы работы кредитных организаций с ценными бумагами и многое др.);

• Уголовный кодекс Российской Федерации (в части юридической ответственности за преступления в кредитно-банковской сфере, в том числе лжепредпринимательство);

• Налоговый кодекс Российской Федерации (в части юридической ответственности кредитных организаций за нарушение законодательства о налогах и сборах);

• Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части правового статуса кредитных организаций, созданных в организационно-правовой форме акционерных обществ);

• Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части правового статуса кредитных организаций, созданных в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью);

• Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле";

• Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерского учете" (в ред. от 30.06.2003) и др.