logo search
шпоры

16. Понятие и виды государственного долга, его воздействие на сбалансированность бюджетной системы

Государственный долг — это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими типами, иностран­ными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образова­ний РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и ад­министративно-территориальных образований РФ и условия их вы­пуска определяются самостоятельно на местах.

В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, БК РФ делит их на две группы — внутренние и внешние, которые отличаются также видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов.

Государственный внутренний долг — это займы и кре­диты, привлекаемые от физических и юридических лиц, ино­странных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщи­ка или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщи­ками, выраженные в валюте РФ

Государственные внешний долг РФ — это займы и кре­диты, привлекаемые от физических и юридических лиц, ино­странных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте

Обеспечением государственного долга России служат все имущество, составляющее государственную казну. Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- договоров о предоставлении РФ государственных гарантий РФ;

- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного внутреннего долга заключаются в том, что:

- снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

- перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

- в краткосрочном периоде происходит вытеснение частных инвестиций в результате рефинансирования долга, а в долгосрочном периоде это может привести к сокращению запаса капитала и производственного потенциала страны: увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг, что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, а не на покупку ценных бумаг частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и увеличение объема выпуска.

- необходимость выплаты суммы долга и процентов по долгу может потребовать повышение налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

- дефицит государственного бюджета может стать хроническим явлением;

- создается угроза высокой инфляции, особенно в долгосрочном периоде (эмиссионное финансирование гос. долга).

может появиться двойной дефицит, при котором дефицит государственного бюджета сочетается с дефицитом торгового баланса. Эти два вида дефицитов взаимообусловлены. При невозможности финансирования роста дефицита государственного бюджета за счет внутренних сбережений приходится его финансировать за счет увеличения дефицита торгового баланса.

Основные негативные последствия внешнего долга, обусловленные необходимостью возвращения долга и его обслуживания, т. е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу, состоят:

- в отвлечении средств из экономики страны и переводе части ВВП за рубеж, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

- в перекладывании бремени выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;

- в возможности истощения золотовалютных резервов страны при хроническом дефиците платежного баланса (особенно при режиме фиксированных валютных курсов), что может привести в итоге к валютному кризису;

- в угрозе долгового кризиса.