logo search
ЭКОН

3. Проблемы собственности и приватизации

В процессе осуществления экономических реформ по развитию рыночных отношений в первую очередь модификации подвергаются отношения собственности. В зависимости от приоритетов форм собственности (соотношения частной и государственной собственности) применяется либо национализация - превращение частной собственности в государственную, либо приватизация (разгосударствление) - превращение государственной собственности в частную. В настоящее время в России осуществляется преимущественно процесс приватизации в соответствии с Законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ и Основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года.

Главными целями приватизации являются:

- повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий;

- формирование широкого слоя частных собственников и содействие процессу образования стратегических частных собственников;

- содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, а также защите прав частных собственников (акционеров);

- пополнение доходной части бюджета.

К основным признакам приватизации следует отнести:

1. Принадлежность приватизируемого предприятия к объектам государственной или муниципальной собственности. В силу этого не могут быть приватизированы предприятия, созданные потребительским обществом (например, райпо), общественным объединением; имущество кооператива; предприятия, учрежденные кооперативами и т. п. Сказанное, естественно, не означает, что они вообще не подлежат продаже, акционированию, передаче иным способом в собственность физических или юридических лиц. Однако такая реализация происходит уже вне рамок законодательства о Приватизации - здесь применяются общие нормы гражданского права.

2. Принадлежность покупателя к разряду субъектов частной собственности. Согласно разд.1 Закона "О приватизации в РСФСР", к частной следует относить собственность, как граждан, так и юридических лиц, где у государства нет контроля над производством (как минимум не более 25 процентов доли в уставном капитале). Переход государственного или муниципального имущества от одного государственного или муниципального предприятия к другому приватизацией не считается.

3. Приватизация, согласно Закону, - это не передача, а приобретение путем отчуждения государственных или муниципальных предприятий. Поэтому, прежде чем приобрести определенный объект, покупатель должен уплатить за него установленную сумму. Исключение из общего правила о возмездном характере приватизации может быть сделано самим Законом (например, безвозмездная передача гражданам России части государственной или муниципальной собственности за приватизационные чеки).

По материальному наполнению объекты подразделяются на три основные группы:

1) предприятия и их структурные подразделения;

2) материальные и нематериальные активы действующих и ликвидированных предприятий;

3) доли (паи, акции) государства и муниципалитетов в капитале акционерных обществ (товариществ).

При приватизации необходимо иметь в виду, что ее объектом могут выступать не просто паи, акции и другие имущественные права, но и другие государственные привилегии, определенные Государственной программой о приватизации.

Рассмотрим основные способы приватизации:

Преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа, как уже говорилось, осуществляется на основании Указа Президента РФ от 1.07.1992 г. № 721, а также Основных положений Государственной программы приватизации после 1 июля 1994 года. Критерием для определения конкретного способа приватизации предприятия является балансовая стоимость его основных фондов по состоянию на 1 января 1994 года, а также на условиях их последующей переоценки в соответствии с индексами инфляции утвержденные Госкомстатом РФ. Здесь выделяются:

1. Мелкие предприятия со стоимостью фондов не более 20 млн. рублей.

2. Все остальные предприятия.

Само по себе акционирование не является в полном объеме приватизацией, этот процесс завершается лишь после того, когда большинство акций передается (продается) частным инвесторам. Но акционирование имеет определенные преимущества:

Схема акционирования госпредприятий по Указу Президента РФ от 01.07.1992 г. за № 721 достаточно проста:

После регистрации АО оно выводится из структуры государственного управления и начинает самостоятельную жизнь.

Иные способы приватизации имеют свои достоинства и недостатки. Например, аукционы больше подходят для небольших магазинов и предприятий с численностью работников не более 10-15 человек. Преимуществами аукциона являются:

К недостаткам аукциона можно отнести два фактора: во-первых, всегда требуется специальное помещение и найм специалистов для организации торгов, во-вторых, условия по использованию проданного имущества не оговариваются.

Коммерческие конкурсы больше подходят для мелких и средних предприятий с численностью работников 15-300 человек.

Преимуществами коммерческого конкурса являются:

Инвестиционные торги проводятся на средних и крупных предприятиях и в основном по отношению к оставшейся части имущества, распределенного ранее между учредителями. Объектом являются большие пакеты акций либо паи в товариществах.

Преимуществами инвестиционных торгов являются:

К недостаткам инвестиционных торгов можно отнести, во-первых, более длительную процедуру их организации и, во-вторых, задействование большого числа специалистов для создания инвестиционных проектов и их оценки.

Начавшийся в России и Карелии процесс приватизации обозначил и ряд проблем:

В настоящей главе рассмотрены преимущественно формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности в процессе формирования отношений собственности в целях осуществления экономических реформ в России. Другие формы и методы государственного регулирования будут рассмотрены в разделе "Макроэкономика".