51. Маркетинг ск.
Cтраховой маркетинг — это система понятий и приемов, с помощью которых достигается взаимопонимание и эффективное взаимодействие страховщика и страхователя — оптимизация их финансово-экономических отношений, направленная на наилучшее обеспечение разнообразных потребностей страхователей в качественной, относительно дешевой и полной страховой защите в сочетании с достижением достаточной доходности страховых операций для компании.
В структуре страхового маркетинга можно выделить два самостоятельных направления:
Товарный, рыночный маркетинг,
Структурный, организационный маркетинг.
Товарный, рыночный маркетинг направлен на совершенствование финансово-экономических отношений страховщика и страхователя за счет анализа состояния его внешнего окружения (рыночной среды) и правильной ориентации компании на рынке. Его основными составляющими являются
1. исследование рынков и собственной клиентской базы - это изучение потенциальной и нынешней клиентуры с целью выделения таких потребительских групп, привлечение которых в компанию в качестве страхователей принесет страховщику наибольшую прибыль. Исследование рынков подразумевает его сегментацию и выделение целевых (наиболее предпочтительных) участков. Этот процесс должен осуществляться с учетом свойств потенциальной и имеющейся у страховщика клиентуры, к которым относятся
ее страховые потребности - требуемое страховое покрытие,
географическое и социально-экономическое распределение,
платежеспособность потребителей,
возможность воздействия на клиентуру при помощи рекламы и иными способами с целью убедить ее приобрести страховой продукт,
стоимость привлечения клиентуры в компанию - затраты на содержание сбытовых сетей,
возможные направления эволюции страховых потребностей и предпочтений клиентов - динамика потребительского сегмента в плане его потребностей, платежеспособности и способов привлечения в компанию,
конкурентность страховых рынков и возможные перспективные действия конкурентов,
оценка уровня риска наступления страховых случаев для различных типов страхователей,
оценка средней стоимости страхового события для различных групп потенциальных страхователей.
Исследование собственного страхового портфеля компании - это анализ вероятностей наступления страховых событий и стоимости страховых случаев для фирмы в зависимости от различных характеристик клиентуры (страхователей) -
географического положения,
профессии,
характера деятельности,
пола,
возраста,
характера застрахованных рисков и взятого на страхование имущества или иных интересов и т.д.
Анализ страхового портфеля служит и для оценки потребностей клиентуры в страховом покрытии, изучения факторов привлекательности страхового продукта и компании в целом, а также для разработки методики удержания клиентуры.
2. разработка требований к страховому продукту исходя из свойств рыночного сегмента, на котором его предполагается продавать
Разработка требований к страховым продуктам - это процесс определения их свойств, в набольшей степени удовлетворяющих потребности страхователей, а также соответствующих потребительским предпочтениям в плане формы организации страхового продукта. В этот перечень должны входить
принимаемые на страхование имущественные интересы (объекты страхования),
страхуемые риски (страховое покрытие),
цена страхового продукта,
дополнительные услуги, предоставляемые страховщиком, помимо возмещения ущерба (юридическое обслуживание, ремонт пострадавшего имущества, содействие в преодолении последствий страхового события и т.д.),
качество и полнота обслуживания клиента на стадии прохождения страхового договора.
выбор системы сбыта страховой продукции, адаптированной к рынку и продукту
Продвижение страховых продуктов на рынок, иначе называемое коммерциализацией продукта, представляет собой
выбор соответствующей системы сбыта страховой продукции, обеспечивающей наибольшую эффективность продаж на единицу вложений в них,
информирование потенциальных потребителей об имеющемся страховом продукте и его положительных качествах, убеждение потенциального страхователя в необходимости приобрести страховое покрытие(целевая реклама страхового продукта или «продуктовая» реклама),
стимулирование продаж страховой продукции за счет повышения привлекательности образа страховой компании в целом (имиджевая реклама страховщика),
стимулирование сбыта через систему скидок страхователям, премий продавцам страховых услуг, конкурсы, лотереи, рекламу на месте продаж.
обеспечение эффективной информационной, прежде всего — рекламной поддержки продаж;
разработка мер по активизации сбыта (активизации потребительского поведения).
Структурный маркетинг достигает той же цели за счет оптимизации организационного построения структуры компании и, прежде всего, системы сбыта страховой продукции исходя из максимально более полной ориентации на поведенческие особенности потребителя и свойства страховой услуги. Значение структурного маркетинга объясняется тем, что страховой продукт мало правильно разработать, его надо корректно донести до страхователя и потери, вызванные недостатками организационного построения компании, могут поглотить все преимущества, достигнутые на этапе исследования рынка и разработки страхового продукта.
Разделение маркетинга на рыночный и организационный является условным и временным явлением. В идеале он представляет собой комплексный, единый инструмент, нацеленный на обеспечение достаточной прибыльности компании в сочетании с предоставлением потребителям относительно дешевой, качественной и полной страховой защиты.
Разработка оптимальной страховой услуги, эффективная поддержка продаж и совершенствование организационного построения компании — это взаимосвязанные задачи. Так, например, решения, принятые в части свойств страхового продукта, влекут за собой определенные шаги в организационном построении систем сбыта, и наоборот. Соответственно, от свойств продукта зависит и рекламная поддержка. Таким образом, товарный и организационный маркетинг — это две стороны одного явления, тесно связанные между собой. Тем не менее, для простоты анализа их лучше разделять и рассматривать раздельно.
При развитии маркетинговых технологий большой проблемой, встающей перед компанией, является грамотная организация соответствующей службы. Многообразие функций маркетинга диктует его разделение на отдельные составляющие, специализирующиеся на выполнении конкретных задач. В первом приближении его можно разделить на исследовательский (стратегический), а также оперативный маркетинг. К функциям стратегического маркетинга относятся, прежде всего,
исследование рынка в целом или его отдельных сегментов,
формирование требований к страховой продукции исходя из ее максимальной адаптации к требованиям рынка,
информационная и рекламная поддержка продаж;
выбор тех или иных систем сбыта для конкретных рынков и продуктов;
разработка системы стимулирования продаж (активизации потребительского поведения),
оценка эффективности маркетинговых мероприятий.
Оперативный маркетинг занимается поддержкой продаж страховой продукции в помощь агентам или иным представителям страховщика. Его функцией является практическая реализация разработок стратегического маркетинга на месте продаж в части рекламы и активизации потребительского поведения.
По мере развития маркетинговых процедур в самостоятельное направление выделится организационный маркетинг. В его функции входит:
анализ «внутренней среды» страховой компании — контроль состояния ее структуры с точки зрения максимальной адаптации к рыночным требованиям,
оптимизация структуры компании и используемых процедур,
внутренние коммуникации, поддержание «корпоративной культуры», «боевого духа» и т.д.
- Ответы на вопросы к мдэ 2006/2007
- 1. Основные этапы развития страхового деля в России.
- Страхование в советский период
- 2. Экономическая природа и сущность страхования. Функции страхования. Виды страховых фондов.
- 3. Экономическое содержание личного и имущественного страхования.
- 4.Понятие риска.
- 5. Основы классификации страхования. Отрасли, подотрасли, виды и формы страхования.
- 6. Принципы обязательного и добровольного страхования.
- 7. Сущность и задачи построения страховых тарифов. Состав и структура тарифной ставки. Расходы на ведение дела как элемент тарифной ставки.
- 8. Методика построения тарифов по рисковым видам страхования. Расчет нетто- и брутто- ставки по имущественному страхованию.
- 9. Основы построения тарифных ставок по страхованию жизни. Таблицы смертности и средней продолжительности жизни, норма процента.
- 10. Методика построения единовременных нетто – ставок по страхованию на дожитие.
- 11. Методика построения единовременных нетто – ставок по страхованию на случай смерти.
- 12. Понятие коммутационных чисел. Методика расчета нетто-ставок через коммутационные числа.
- Билет13. Страхование в системе гражданского права. Страховое законодательство.
- 14. Договор добровольного страхования, его существенные и несущественные условия.
- Доходы от инвестиционной деятельности.
- 3. Прочие доходы ск:
- 16. Правила формирования страховых резервов. Технические резервы страховой компании.
- 17. Резервные фонды страховой компании. Правила размещения страховых резервов.
- 18. Предупредительная функция страхования и система мероприятий по уменьшению страхового риска. Классификация предупредительных мероприятий, источники их финансирования.
- 19. Перестрахование. Виды договоров перестрахования.
- Вопрос 20
- Вопрос 22
- Вопрос 24
- 27. Организация: понятие, виды, цели, миссия
- 3. Система управления подразделениями, ориентированная на потребителя.
- 30. Стили управления.
- 32. Организационный менеджмент: содержание и цели.
- 36.Основные управленческие технологии
- Билет 36. Технологии менеджмента
- 37.Научные подходы в менеджменте.
- 38.Научные подходы к управлению организацией:
- 39. Процесс принятия управленческих решений
- 40.Планирование деятельности фирмы. Виды планов.
- 41. Бизнес-план
- 42.Мотивация, сущность и концепции.
- 43. Виды коммуникаций и их роль
- 44.Структура менеджмента
- 46. Требования к менеджерам страховой компании.
- 49.Лидерство как инструмент руководства менеджера.
- 4. Теории харизматическых качеств лидера.
- 50.Управление конфликтной ситуацией.
- 51. Маркетинг ск.
- 52. Финансовые отношения страховой компании
- 53. Структура и потоки финансовых ресурсов страховой компании.
- 54. Движение денежных средств в ск
- 55. Финансовые операции страховых компаний
- 58. Классификация задач менеджмента финансов
- 59.Мотивация персонала в страховых компаниях
- 61. Проблемы развития организации страховой компании. 60. Понятие эффективной организации страховой компании
- 63. Виды активов, принимаемых в покрытие страховых резервов
- 64.Финансовый результат ск.
- Вопрос 66
- 67. Механизм формирования прибыли страховой организации
- 70. Финансовый потенциал страховой компании.
- Вопрос 71. Аудит страхования: Цели и задачи.
- Вопрос 72. Риски страховой организации и финансовые источники их покрытия
- 74. Принципы инвестиционной деятельности страховщика
- 75.Оплата труда страховых работников