Вопрос 66
Бюджетирование финансовой деятельности страховой организации
Общая характеристика бюджетирования и его основные этапы
Одним из направлений деятельности страховой организации, обеспечивающих ее финансовую устойчивость, является ее финансовое управление на основе бюджетирования.
Бюджетирование финансовой деятельности страховой организации есть процесс организации, планирования, анализа и контроля ее финансовой деятельности.
В процессе бюджетирования особое место занимает планирование.
Планирование как часть бюджетирования есть процесс выработки и принятия качественных и количественных целевых установок, а также выбора путей их эффективного достижения.
Его необходимость продиктована возможностью различных сбоев, противоречий, несогласованности действий отдельных подразделений фирмы, неопределенностью будущего.
Специфика страховой деятельности обусловливает такой вариант управления финансами, который, с одной стороны, учитывал бы стохастическую природу параметров страховой деятельности (например, страховых взносов по всему страховому портфелю и страховых выплат), а с другой стороны, отражал бы функциональную связь доходных и расходных статей бюджета.
В основу схемы управления финансами страховой организации путем бюджетирования заложена плановая модель управления, предполагающая построение некоторого варианта бюджета. При этом по основным характеристикам модель бюджета является детерминированной. Стохастическая природа параметров в ней учитывается одним из двух способов — либо по модели проводятся многократные расчеты, отвечающие конкретным значениям случайных параметров, либо вместо случайных величин используются их статистические характеристики.
Второй особенностью бюджетирования для страховой организации является построение и использование показателей бюджета, характерных именно для страховых организаций. В зависимости от цели применения бюджеты могут строиться на разные периоды. Наиболее типичным является годовой период с промежуточными показателями на полугодие, квартал и месяц. Разбивка года на более мелкие периоды дает возможность страховой организации оперативно оценивать выполнение бюджета и быстро принимать решения. , Преимуществом бюджетирования является повышение конкурентоспособности и финансовой устойчивости страховой организации. Оно позволяет, во-первых, выявить проблемы задолго до их реального проявления, во-вторых, выработать последовательность действий по реализации целей, в-третьих, скоординировать деятельность подразделений.
Процесс бюджетирования страховой организации может быть представлен в виде трех основных этапов.
Этап 1
Формирование прогнозных значений основных показателей
страховой деятельности фирмы
Оно осуществляется на основе бухгалтерской отчетности, анализа складывающихся тенденций развития фирмы, возможных вариантов ее развития и используется для построения на последующих этапах бюджетирования возможных вариантов бюджета и базового проекта бюджета.
Этап 2
Формирование прогнозов бюджета и проекта бюджета
страховой организации
Прогноз бюджета представляет собой прогнозную финансовую отчетность страховщика — проект годового отчета его деятельности на основе использования прогнозных значений финансовых показателей.
Используемые для построения прогноза бюджета прогнозные значения финансовых показателей должны либо отражать сложившиеся к моменту составления баланса тенденции развития бизнеса в данной страховой организации, либо предусматривать варианты ее развития, в частности с учетом внедрения всех мероприятий, обеспечивающих эффективное развитие.
Между показателями бюджета существуют определенные функциональные связи, которые определяют допустимость бюджета.
Формально допустимым считается бюджет, для которого соблюдаются функциональные соотношения его показателей, отвечающие эффективному развитию организации.
Примером формально допустимого является любой бюджет, обеспечивающий получение прибыли. По желанию специалистов к числу формально допустимых могут также относиться бюджеты с заданной заранее величиной дефицита (избытка) финансовых ресурсов.
Поскольку сложившиеся в бизнесе или в данной страховой организации тенденции не всегда отвечают эффективному развитию фирмы, полученный прогноз бюджета обязательно должен быть проанализирован с целью выявления негативных тенденций и тех кризисных ситуаций, которые могут возникнуть при его реализации. В частности, такие ситуации могут быть связаны с недостатком (избытком) финансовых ресур-'. сов, возникающим при реализации анализируемого прогноза бюджета.
Если анализируемый прогноз является неудовлетворительным, специалисты фирмы должны сформировать такой вариант развития страховой организации, который позволил бы ей эффективно развиваться И обеспечил ей финансовую устойчивость.
Прогноз бюджета, обеспечивающий финансовую устойчивость страховой организации, отвечающий ее эффективному развитию и принятый к исполнению, носит название проекта бюджета, или базового проекта бюджета.
Проект бюджета страховой организации строится на экономически обоснованных прогнозных значениях показателей, обеспечивающих эффективное развитие страховой компании. Он должен выполнять координирующую функцию в организации ее деятельности и служить основой для выработки решений по управлению финансами. Именно с его показателями будут сравниваться в дальнейшем фактические значения показателей деятельности фирмы.
ЭтапЗ
Контроль и анализ исполнения базового проекта бюджета
На исполнение проекта бюджета влияет множество факторов. Поэтому зачастую реальные значения показателей деятельности фирмы не согласуются с плановыми. Это вызывает необходимость либо принятия оперативных решений, способствующих реализации принятого варианта бюджета, либо формирования некоторого нового бюджета, в котором было бы учтено влияние выявленных факторов и в то же время обеспечено эффективное развитие организации.
Особенности составления проекта бюджета страховой организации
Как уже отмечалось выше, бюджет представляет собой детерминированную модель баланса доходов и расходов, которая предполагает сопоставление доходов и расходов, определение финансового результата страховых операций, отражение инвестиционной деятельности и других видов деятельности.
При составлении проекта бюджета необходимо учесть специфику страховой деятельности, которая, по сути, может определяться рядом дополнительных видов расходов, доходов, активов и пассивов.
В число специфических доходов страховой организации входят: 1) полученные комиссионные и брокерские вознаграждения, тантьемы, сборы; 2) страховые взносы (премии) по прямому страхованию; 3) страховые премии, полученные по рискам, принятым в перестрахование; 4) полученные возмещения доли убытков по рискам, переданным в перестрахование и ретроцессию1; 5) депо премий и убытков, сформированных у других страховых организаций по рискам, полученным от них в перестрахование (рассматриваемый страховщик выступает в роли перестраховщика); 6) депо премий и убытков по рискам, переданным в перестрахование (рассматриваемый страховщик выступает в роли перестрахователя).
К специфическим расходам страховой организации относятся: 1) страховые выплаты по прямому страхованию; 2) возмещаемая доля убытков, уплаченная по рискам, принятым в перестрахование; 3) уплаченные страховые премии по рискам, переданным в перестрахование; 4) уплаченные комиссионные и брокерские вознаграждения, тантьемы, сборы; 5) премии, возвращаемые при расторжении договоров или изменении их условий.
Специфика активов и обязательств страховой организации, которая должна быть учтена при бюджетировании, определяется наличием особых статей баланса. К ним относятся ссуды по страхованию жизни; депо премий по рискам, принятым в перестрахование; депо премий по рискам, переданным в перестрахование; страховые резервы; доля перестраховщиков в страховых резервах; дебиторская и кредиторская задолженность по операциям страхования, сострахования и перестрахования.
К специфическим расчетам страховой организации относятся расчеты по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; различным видам страхования; рискам, переданным в перестрахование; рискам, принятым в перестрахование; регрессным требованиям1; претензиям.
При определении финансового результата страховая организация дополнительно учитывает суммы, присужденные в пользу страховщика по регрессным искам лицам, ответственным за причиненный ущерб.
Специфическими именно для страхования являются страховые резервы: резерв незаработанной премии, резерв по страхованию жизни, резервы убытков, стабилизационный резерв.
Прогноз или проект бюджета страховой организации представляет собой по сути прогнозный, или плановый, баланс прихода и расхода денежных средств, формируемый на основе следующих групп показателей:
в приходной части: а) поступления от страховой деятельности (прямое страхование, принятое перестрахование, возмещения убытков от перестраховщиков, регрессы, комиссионные вознаграждения; б) поступления от инвестиционной деятельности; в) поступления от брокерской деятельности; г) прочие доходы;
в расходной части: а) возмещение убытков и т. п. (страховые выплаты по прямому страхованию, страховые выплаты по принятому перестрахованию, суммы, выплачиваемые при расторжении договоров); б) расходы по продаже (комиссионные агентам и брокерам, реклама и т. п.); в) расходы на перестрахование; г) административные расходы (представительские и командировочные расходы, покупка основных средств и нематериальных активов, обслуживание других основных средств и т. п.); д) оплата услуг сторонних организаций; е) налоги; ж) инвестиционные расходы; з) прочие расходы.
Поскольку страхование связано с непредсказуемостью возникновения ущерба и с неизвестным заранее влиянием внешних факторов, многие параметры, описывающие страховые операции, носят случайный характер. В их число входят: объем и структура ожидаемых премий по видам страхования; ожидаемые убытки и выплаты; нормы отчисления в резервы (в резервы предупредительных мероприятий, незаработанных премий, убытков и т. п.); параметры перестраховочной деятельности; ожидаемая ставка инвестиционного дохода; ожидаемые расходы на ведение дела.
Как уже отмечалось, при построении прогноза бюджета можно использовать конкретные значения случайных параметров (страховых взносов, страховых выплат и т. п.), а можно вместо этих конкретных значений использовать их статистические характеристики. Поэтому при формировании статей бюджета, последующем прогнозировании, планировании, анализе и контроле показателей рекомендуется либо делать многовариантные расчеты по определению прогноза бюджета, которые отвечают различным конкретным значениям случайных параметров, либо проводить статистическое оценивание случайных параметров и использовать полученные характеристики при построении прогноза или проекта бюджета.
- Ответы на вопросы к мдэ 2006/2007
- 1. Основные этапы развития страхового деля в России.
- Страхование в советский период
- 2. Экономическая природа и сущность страхования. Функции страхования. Виды страховых фондов.
- 3. Экономическое содержание личного и имущественного страхования.
- 4.Понятие риска.
- 5. Основы классификации страхования. Отрасли, подотрасли, виды и формы страхования.
- 6. Принципы обязательного и добровольного страхования.
- 7. Сущность и задачи построения страховых тарифов. Состав и структура тарифной ставки. Расходы на ведение дела как элемент тарифной ставки.
- 8. Методика построения тарифов по рисковым видам страхования. Расчет нетто- и брутто- ставки по имущественному страхованию.
- 9. Основы построения тарифных ставок по страхованию жизни. Таблицы смертности и средней продолжительности жизни, норма процента.
- 10. Методика построения единовременных нетто – ставок по страхованию на дожитие.
- 11. Методика построения единовременных нетто – ставок по страхованию на случай смерти.
- 12. Понятие коммутационных чисел. Методика расчета нетто-ставок через коммутационные числа.
- Билет13. Страхование в системе гражданского права. Страховое законодательство.
- 14. Договор добровольного страхования, его существенные и несущественные условия.
- Доходы от инвестиционной деятельности.
- 3. Прочие доходы ск:
- 16. Правила формирования страховых резервов. Технические резервы страховой компании.
- 17. Резервные фонды страховой компании. Правила размещения страховых резервов.
- 18. Предупредительная функция страхования и система мероприятий по уменьшению страхового риска. Классификация предупредительных мероприятий, источники их финансирования.
- 19. Перестрахование. Виды договоров перестрахования.
- Вопрос 20
- Вопрос 22
- Вопрос 24
- 27. Организация: понятие, виды, цели, миссия
- 3. Система управления подразделениями, ориентированная на потребителя.
- 30. Стили управления.
- 32. Организационный менеджмент: содержание и цели.
- 36.Основные управленческие технологии
- Билет 36. Технологии менеджмента
- 37.Научные подходы в менеджменте.
- 38.Научные подходы к управлению организацией:
- 39. Процесс принятия управленческих решений
- 40.Планирование деятельности фирмы. Виды планов.
- 41. Бизнес-план
- 42.Мотивация, сущность и концепции.
- 43. Виды коммуникаций и их роль
- 44.Структура менеджмента
- 46. Требования к менеджерам страховой компании.
- 49.Лидерство как инструмент руководства менеджера.
- 4. Теории харизматическых качеств лидера.
- 50.Управление конфликтной ситуацией.
- 51. Маркетинг ск.
- 52. Финансовые отношения страховой компании
- 53. Структура и потоки финансовых ресурсов страховой компании.
- 54. Движение денежных средств в ск
- 55. Финансовые операции страховых компаний
- 58. Классификация задач менеджмента финансов
- 59.Мотивация персонала в страховых компаниях
- 61. Проблемы развития организации страховой компании. 60. Понятие эффективной организации страховой компании
- 63. Виды активов, принимаемых в покрытие страховых резервов
- 64.Финансовый результат ск.
- Вопрос 66
- 67. Механизм формирования прибыли страховой организации
- 70. Финансовый потенциал страховой компании.
- Вопрос 71. Аудит страхования: Цели и задачи.
- Вопрос 72. Риски страховой организации и финансовые источники их покрытия
- 74. Принципы инвестиционной деятельности страховщика
- 75.Оплата труда страховых работников