logo
Ответы к ГОСам_Ярк

Вопрос 66

Бюджетирование финансовой деятельности страховой организации

Общая характеристика бюджетирования и его основные этапы

Одним из направлений деятельности страховой организации, обеспечивающих ее финансовую устойчивость, является ее финансовое управление на основе бюджетирования.

Бюджетирование финансовой деятельности страховой организации есть процесс организации, планирования, анализа и контроля ее финансовой деятельности.

В процессе бюджетирования особое место занимает планирование.

Планирование как часть бюджетирования есть процесс выработки и принятия качественных и количественных целевых установок, а также выбора путей их эффективного достижения.

Его необходимость продиктована возможностью различных сбоев, противоречий, несогласованности действий отдельных подразделений фирмы, неопределенностью будущего.

Специфика страховой деятельности обусловливает такой вариант управления финансами, который, с одной стороны, учитывал бы стохастическую природу параметров страховой деятельности (например, страховых взносов по всему страховому портфелю и страховых выплат), а с другой стороны, отражал бы функциональную связь доходных и расходных статей бюджета.

В основу схемы управления финансами страховой организации путем бюджетирования заложена плановая модель управления, предполагающая построение некоторого варианта бюджета. При этом по основным характеристикам модель бюджета является детерминированной. Стохастическая природа параметров в ней учитывается одним из двух способов — либо по модели проводятся многократные расчеты, отвечающие конкретным значениям случайных параметров, либо вместо случайных величин используются их статистические характеристики.

Второй особенностью бюджетирования для страховой организации является построение и использование показателей бюджета, характер­ных именно для страховых организаций. В зависимости от цели приме­нения бюджеты могут строиться на разные периоды. Наиболее типич­ным является годовой период с промежуточными показателями на полугодие, квартал и месяц. Разбивка года на более мелкие периоды дает возможность страховой организации оперативно оценивать вы­полнение бюджета и быстро принимать решения. , Преимуществом бюджетирования является повышение конкурен­тоспособности и финансовой устойчивости страховой организации. Оно позволяет, во-первых, выявить проблемы задолго до их реального проявления, во-вторых, выработать последовательность действий по реализации целей, в-третьих, скоординировать деятельность подраз­делений.

Процесс бюджетирования страховой организации может быть пред­ставлен в виде трех основных этапов.

Этап 1

Формирование прогнозных значений основных показателей

страховой деятельности фирмы

Оно осуществляется на основе бухгалтерской отчетности, анализа скла­дывающихся тенденций развития фирмы, возможных вариантов ее раз­вития и используется для построения на последующих этапах бюдже­тирования возможных вариантов бюджета и базового проекта бюджета.

Этап 2

Формирование прогнозов бюджета и проекта бюджета

страховой организации

Прогноз бюджета представляет собой прогнозную финан­совую отчетность страховщика — проект годового отчета его деятельности на основе использования прогнозных значе­ний финансовых показателей.

Используемые для построения прогноза бюджета прогнозные значе­ния финансовых показателей должны либо отражать сложившиеся к моменту составления баланса тенденции развития бизнеса в данной страховой организации, либо предусматривать варианты ее развития, в частности с учетом внедрения всех мероприятий, обеспечивающих эффективное развитие.

Между показателями бюджета существуют определенные функцио­нальные связи, которые определяют допустимость бюджета.

Формально допустимым считается бюджет, для которого со­блюдаются функциональные соотношения его показателей, отвечающие эффективному развитию организации.

Примером формально допустимого является любой бюджет, обес­печивающий получение прибыли. По желанию специалистов к числу формально допустимых могут также относиться бюджеты с заданной заранее величиной дефицита (избытка) финансовых ресурсов.

Поскольку сложившиеся в бизнесе или в данной страховой организа­ции тенденции не всегда отвечают эффективному развитию фирмы, полученный прогноз бюджета обязательно должен быть проанализиро­ван с целью выявления негативных тенденций и тех кризисных ситуаций, которые могут возникнуть при его реализации. В частности, такие ситу­ации могут быть связаны с недостатком (избытком) финансовых ресур-'. сов, возникающим при реализации анализируемого прогноза бюджета.

Если анализируемый прогноз является неудовлетворительным, спе­циалисты фирмы должны сформировать такой вариант развития стра­ховой организации, который позволил бы ей эффективно развиваться И обеспечил ей финансовую устойчивость.

Прогноз бюджета, обеспечивающий финансовую устойчи­вость страховой организации, отвечающий ее эффективному развитию и принятый к исполнению, носит название проекта бюджета, или базового проекта бюджета.

Проект бюджета страховой организации строится на экономически обоснованных прогнозных значениях показателей, обеспечивающих эффективное развитие страховой компании. Он должен выполнять координирующую функцию в организации ее деятельности и служить основой для выработки решений по управлению финансами. Именно с его показателями будут сравниваться в дальнейшем фактические значения показателей деятельности фирмы.

ЭтапЗ

Контроль и анализ исполнения базового проекта бюджета

На исполнение проекта бюджета влияет множество факторов. Поэтому зачастую реальные значения показателей деятельности фирмы не со­гласуются с плановыми. Это вызывает необходимость либо принятия оперативных решений, способствующих реализации принятого вари­анта бюджета, либо формирования некоторого нового бюджета, в кото­ром было бы учтено влияние выявленных факторов и в то же время обеспечено эффективное развитие организации.

Особенности составления проекта бюджета страховой организации

Как уже отмечалось выше, бюджет представляет собой детерминиро­ванную модель баланса доходов и расходов, которая предполагает со­поставление доходов и расходов, определение финансового результата страховых операций, отражение инвестиционной деятельности и дру­гих видов деятельности.

При составлении проекта бюджета необходимо учесть специфику страховой деятельности, которая, по сути, может определяться рядом дополнительных видов расходов, доходов, активов и пассивов.

В число специфических доходов страховой организации входят: 1) по­лученные комиссионные и брокерские вознаграждения, тантьемы, сборы; 2) страховые взносы (премии) по прямому страхованию; 3) страховые премии, полученные по рискам, принятым в перестрахование; 4) по­лученные возмещения доли убытков по рискам, переданным в пере­страхование и ретроцессию1; 5) депо премий и убытков, сформирован­ных у других страховых организаций по рискам, полученным от них в перестрахование (рассматриваемый страховщик выступает в роли перестраховщика); 6) депо премий и убытков по рискам, переданным в перестрахование (рассматриваемый страховщик выступает в роли перестрахователя).

К специфическим расходам страховой организации относятся: 1) стра­ховые выплаты по прямому страхованию; 2) возмещаемая доля убытков, уплаченная по рискам, принятым в перестрахование; 3) уплаченные страховые премии по рискам, переданным в перестрахование; 4) упла­ченные комиссионные и брокерские вознаграждения, тантьемы, сбо­ры; 5) премии, возвращаемые при расторжении договоров или изме­нении их условий.

Специфика активов и обязательств страховой организации, которая должна быть учтена при бюджетировании, определяется наличием особых статей баланса. К ним относятся ссуды по страхованию жизни; депо премий по рискам, принятым в перестрахование; депо премий по рискам, переданным в перестрахование; страховые резервы; доля пе­рестраховщиков в страховых резервах; дебиторская и кредиторская задолженность по операциям страхования, сострахования и перестра­хования.

К специфическим расчетам страховой организации относятся расче­ты по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному стра­хованию; различным видам страхования; рискам, переданным в пере­страхование; рискам, принятым в перестрахование; регрессным требо­ваниям1; претензиям.

При определении финансового результата страховая организация дополнительно учитывает суммы, присужденные в пользу страховщика по регрессным искам лицам, ответственным за причиненный ущерб.

Специфическими именно для страхования являются страховые резервы: резерв незаработанной премии, резерв по страхованию жизни, резервы убытков, стабилизационный резерв.

Прогноз или проект бюджета страховой организации представляет собой по сути прогнозный, или плановый, баланс прихода и расхода денежных средств, формируемый на основе следующих групп показа­телей:

Поскольку страхование связано с непредсказуемостью возникнове­ния ущерба и с неизвестным заранее влиянием внешних факторов, многие параметры, описывающие страховые операции, носят случай­ный характер. В их число входят: объем и структура ожидаемых пре­мий по видам страхования; ожидаемые убытки и выплаты; нормы отчисления в резервы (в резервы предупредительных мероприятий, незаработанных премий, убытков и т. п.); параметры перестраховочной деятельности; ожидаемая ставка инвестиционного дохода; ожида­емые расходы на ведение дела.

Как уже отмечалось, при построении прогноза бюджета можно ис­пользовать конкретные значения случайных параметров (страховых взносов, страховых выплат и т. п.), а можно вместо этих конкретных значений использовать их статистические характеристики. Поэтому при формировании статей бюджета, последующем прогнозировании, планировании, анализе и контроле показателей рекомендуется либо делать многовариантные расчеты по определению прогноза бюджета, которые отвечают различным конкретным значениям случайных па­раметров, либо проводить статистическое оценивание случайных пара­метров и использовать полученные характеристики при построении прогноза или проекта бюджета.