32. Организационный менеджмент: содержание и цели.
Любая организация нуждается в управлении. Эта потребность вытекает из необходимости координации работы сотрудников, занятых выполнением различных составляющих общей задачи в рамках горизонтального распределения труда. Вообще под управлением понимается процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь общих целей организации. Управление осуществляется при помощи иерархической структуры предприятия, основанной на вертикальном разделении труда.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.
Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:
изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.
Я считаю, что основная функция менеджмента - это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных - менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме. + смотреть вопросы выше 60, 61. они тоже связаны с этим.
33.
Вce opгaнизaции являютcя oткpытыми cиcтeмaми, т. e. oни иcпытывaют влияниe внeшнeй cpeды. Эффeктивный мeнeджep дoлжeн дepжaть в цeнтpe внимaния внyтpeнниe пepeмeнныe opгaнизaции и oцeнивaть cocтoяниe внeшнeй cpeды.
Внутренние переменные – ситуационные факторы внутри организации. В основном явл-ся рез-том управленческих решений. Основные переменные: цели, структура, задачи, технология и люди.
Цели – конкретные конечные состояния или желаемый рез-т, кот. стремится добиться группа, работая вместе. В подразделениях, так же как и во всей организации необходима выработка целей, причем они должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречия с целями других подразделений.
Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Во всех организациях имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Число лиц, подчиненных одному руководителю представляет собой сферу контроля. Нет идеальной сферы контроля.
Задачи – предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи делятся на три категории: работа с людьми, предметами и информацией.
Технология – средство преобразования сырья (будь то люди, информация, материалы) в искомые продукты и услуги. Задачи и технология тесно связаны м/д собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии.
Вудворд выделял три технологии производства: 1. Единичное производство 2. Массовое или крупносерийное производство 3. Непрерывное произв-во.
Люди – люди явл-ся центральным фактором в любой модели управления. Есть три аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя, функционирование менеджера и роли лидера.
Областью в кот. люди различаются наиболее наглядно явл-ся индивидуальные способности, присущие человеку. У одних людей способности больше, чем у других. Предрасположенность – имеющийся потенциал человека в отношении какой либо конкретной работы.
Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие
34.
В нacтoящee вpeмя мeнeджepaм нeoбxoдимo yчитывaть дeйcтвиe фaктopoв, нaxoдящиxcя внe opгaнизaций, пocкoлькy opгaнизaция кaк oткpытaя cиcтeмa зaвиcит oт внeшнeгo миpa в oтнoшeнии пocтaвoк pecypcoв, энepгии, кaдpoв, пoтpeбитeлeй. Мeнeджep дoлжeн yмeть выявлять cyщecтвeнныe фaктopы в oкpyжeнии, кoтopыe пoвлияют нa eгo opгaнизaцию, пoдбиpaть мeтoды и cпocoбы peaгиpoвaния нa внeшниe вoздeйcтвия. Оpгaнизaции вынyждeны пpиcпocaбливaтьcя к cpeдe, чтoбы выжить и coxpaнить эффeктивнocть. Выдeляют cлeдyющиe ocнoвныe xapaктepиcтики внeшнeй cpeды:
взaимocвязaннocть фaктopoв внeшнeй cpeды — ypoвeнь cилы, c кoтopoй измeнeниe oднoгo фaктopa вoздeйcтвyeт нa дpyгиe фaктopы. Измeнeниe кaкoгo-либo фaктopa oкpyжeния мoжeт oбycлaвливaть измeнeниe дpyгиx;
cлoжнocть внeшнeй cpeды — чиcлo фaктopoв, нa кoтopыe opгaнизaция oбязaнa peaгиpoвaть, a тaкжe ypoвeнь вapиaтивнocти кaждoгo фaктopa;
пoдвижнocть cpeды — cкopocть, c кoтopoй пpoиcxoдят измeнeния в oкpyжeнии opгaнизaции. Окpyжeниe coвpeмeнныx opгaнизaций измeняeтcя c нapacтaющeй cкopocтью. Пoдвижнocть внeшнeгo oкpyжeния мoжeт быть вышe для oдниx пoдpaздeлeний opгaнизaции и нижe для дpyгиx. В выcoкoпoдвижнoй cpeдe opгaнизaция или пoдpaздeлeниe дoлжны oпиpaтьcя нa бoлee paзнooбpaзнyю инфopмaцию, чтoбы пpинимaть эффeктивныe peшeния;
нeoпpeдeлeннocть внeшнeй cpeды — cooтнoшeниe мeждy кoличecтвoм инфopмaции o cpeдe, кoтopoй pacпoлaгaeт opгaнизaция, и yвepeннocтью в тoчнocти этoй инфopмaции. Чeм нeoпpeдeлeннee внeшнee oкpyжeниe, тeм тpyднee пpинимaть эффeктивныe peшeния.
Все факторы внешней среды: относятся к неконтролируемым со стороны компании; рассматриваются как совокупность 2-х факторов: прямого и косвенного воздействия.
Фактуры прямого воздействия - те, с кот компания находится в непосредственном взаимодействии и испытывает их прямое влияние на себе:
1) поставщики материалов, оборудования, энергии и т.д.;
2) законы и гос. органы - каждая компания имеет свой правовой, кот определяет какие и как она может вести дела, какие имеет права и какие обязанности она несёт перед государством;
3) потребители - этот фактор в условиях рынка является основой функционирования и развития компании, именно от них зависит сможет ли компания возместить свои издержки и получить прибыль:
4) конкуренты — недооценка их приводит даже преуспевающие компании к значительным потерям, т.к. конкуренты во многих случаях определяют какой товар и по какой цене можно продавать;
5) собственники - одно из главных влияний на компанию оказывают её ОПФ и собственники компании. Этот фактор тесно переплетается как с внешней так и с внутренней средой.
Факторы косвенного воздействия - не оказывают такого влияния на компанию, как прямые:
1) экономическое окружение оно характеризуется уровнем развития и состояния экономики. Состояние экономики оказывает влияние на стоимость ресурсов и на спрос товаров и услуг;
2) политическое окружение - способы политических целей и задач, находящегося у власти правительства. От политики зависит стабильность развития компании;
3) технологическое окружение - технология является одновременно и внешним фактором компании и её внутренней переменной. В качестве внешнего фактора она отражает уровень НТР, что влияет на организацию деятельности компании;
4) социально культурное окружение -демографическое состояние общества, отношения компании с местным населением;
5) м/дународное окружение - в основном действует на компании, кот действуют на м/дународном рынке или использующих зарубежные материалы и технологии.
35.
Управление представляет собой особую форму и функцию, возникшую из самой природы процесса общественного труда. С развитием производительных сил общества, сопровождающимся разделением труда, расчленением его на части, возникла объективная необходимость координировать эти процессы в организованных системах (народное хозяйство, предприятие, отрасль). Поэтому управление является, обязательным элементом любой формы организации коллективной деятельности людей, а также технических и технологических систем.
При комплексном, системном подходе под управлением следует понимать целенаправленную деятельность аппарата управления в социально-экономической системе, связанную с осуществлением специфических функций (планирования, организации, регулирование, координация, мотивация, контроль) на основе познания и использования объективных законов и закономерностей, присущих производству, в интересах постоянного повышения его эффективности.
Управленческий труд в общественном производстве - процесс управления коллективом, осуществляемый руководителями, специалистами и техническими исполнителями, направлен на согласования, регулирования, учет и контроль производственной деятельности.(1)
Далее рассмотрим особенности труда работников аппарата управления:
большая степень самостоятельности работников аппарата управления по сравнению с работниками физического труда в вопросах установления последовательности работ в течение рабочего дня;
наличие элементов творческого труда, которые почти невозможно измерить;
сезонность сельскохозяйственного производства обуславливает определенные трудности в планировании и оперативном управлении, а также в равномерной загрузке работников аппарата управления по календарным срокам;
большое разнообразие по характеру и содержанию выполненных одним руководителем или специалистом управленческих работ, незначительную повторимость многих операций и многообразия решаемых задач;
необходимость использования непрерывно поступающей информации, не позволяющей заранее предвидеть и установить весь комплекс управленческих операций, их четкое содержание и порядок выполнения;
трудность определения степени интенсивности труда, отсутствие резко выраженных признаков расхода энергии труда;
большая сложность управленческого труда, которая требует в отдельных случаях коллективного решения;
способность работников аппарата управления воздействовать на производственный процесс не прямо, а через отдельных производителей;
нельзя оценить труд работников аппарата управления количеством производимой продукции. Исключение составляют только отдельные работы, результаты которых поддаются количественному измерению (счетно-вычислительные, чертежно-графические и другие). (2)
С развитием производства содержание управленческого труда становится все более сложным. Основная часть работ, характеризующая труд работников аппарата управления связана с умственным процессом. Однако некоторые работы по управлению требуют физической энергии человека. Так физическая энергия затрачивается на переходы и переезды в связи с потоком информации или исполнителей, различные записи при регистрации, составление необходимых документов, проведение счетно-вычислительных, чертежно-графических работ. Соотношение между объемами умственного и физического труда для каждой категории работников аппарата управления различно.
Рассмотренные характерные особенности управленческого труда представляют определенные требования к его работникам. К их числу относятся компетентность, деловитость, умение управлять, высокие моральные качества.
Компетентность предполагает наличие у работника специального образования, знаний и опыта, соответствующих занимаемой должности.
Деловитость - это качество работника знать порученное дело не вообще, а конкретно, в деталях: быть целеустремленным, обладать способностью принимать правильное решение, наилучшим образом отвечающее данным конкретным условиям, выполнять или организовывать выполнение этого решения.
Умение управлять предполагает, во-первых, знание теоретических основ организации и управления; во-вторых, умение практически или пользоваться при управлении коллективами людей.
Труд работников аппарата управления является составной частью совокупного труда, по своей социально-экономической сущности есть труд производительный. (6)
Повышение эффективности управленческого труда является важнейшей составной частью, а в ряде случаев и определяющей в повышении эффективности общественного производства.
В настоящее время основным путем повышения эффективности управленческого труда является внедрение научной его организации.
Применительно к труду руководителей, специалистов и других служащих в составе производственных коллективов научной следует считать такую организацию их труда, которая основывается на использовании достижений науки и передового опыта, прогрессивных форм хозяйствования, применение технических средств и позволяет наилучшим образом устанавливать и постоянно совершенствовать взаимодействие служащих между собой и рабочими, а также с использованием технических средств в процессе осуществления функций управления и инженерно-технического обеспечения , тем самым создавая условия для эффективного труда работников аппарата управления при сохранении их здоровья и работоспособности всего коллектива для улучшения результатов деятельности.
Организация процесса труда аппарата управления по выполнению функций управления производственным коллективом опирается на рациональные формы разделения труда и кооперации, на совершенствование информационного и документального обеспечения, а также на развитие компьютеризации процессов управления и применяемых средств труда.
На основе обобщения достижений науки и передового опыта в области организации труда работников аппарата управления может быть сформирован ряд принципов, которыми и следует руководствоваться при решении методических и практических вопросов проектирование и внедрение научной организации труда в управлении производственным коллективом.
Первый принцип - комплексность. Сущность этого принципа состоит в том, что проблема совершенствования организации труда в управлении производственным коллективом должна решаться всесторонне, то есть с учетом всех ее аспектов: организационных и правовых, кибернетических и технических, экономических и социальных. Принцип комплексности предполагает также проведение работы не по какому-то одному направлению наукой организации труда, а по всем направлениям, не для одного отдельного работника, а по всем направлениям, не для одного отдельного работника, а всего состава работников, выполняющих ту или иную функцию. При таком подходе мероприятия научной организации труда дают больший эффект, чем при локальном решении отдельных вопросов.
Второй принцип - системность. Если принцип комплексности выражает требования полноты рассмотрения объекта во всем многообразии его элементов, то есть совершенствование организации труда работников аппарата управления по всем направлениям, по всему управленческому циклу с охватом всех аспектов, то принцип системности предполагает их взаимное согласование, увязку, устранение противоречий, выявляющих при их совместном, а не изолированном рассмотрении. В результате такого подхода создается система организации труда, в рамках которой все ее элементы взаимно согласованы и действуют в интересах эффективного функционирования всей системы.
Третий принцип - регламентация. Он означает установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указанных, основанных не на произволе лиц, наделенных властью, а на объективных закономерностях, присущих научной организации труда. (3)
Четвертый принцип - специализация. Так же как и производственные процессы управления требуют специализации, то есть такого их построения, при котором за каждым структурных подразделение предприятия постоянно закрепляются определенные объекты деятельности. Специализация является необходимой предпосылкой применения прогрессивных методов и средств труда. (4)
Пятый - стабильность. Работа коллектива не может быть успешной, если состав, задачи и функции постоянно меняются.
Шестой - целенаправленное творчество требует достижения двух целей обеспечить творческий переход при внедрении научной организации труда служащих и максимально использовать творческий потенциал служащих.
Рассмотренные принципы выражают лишь важнейшие требования, которые по-своему содержанию специфичны для данной области. Наряду с указанными принципами также следует руководствоваться такими экономическими требованиями, имеющими более общее значение, как экономия времени, перемена труда, распределение по труду и другими. (5)
В настоящее время в сфере управления, как и во всех остальных, интенсифицируются процессы разделения и кооперации. Управленческий труд уже сейчас четко делится на труд линейного руководителя, специалиста и технического исполнителя.
Деятельность линейного руководителя чрезвычайно разнообразна. Это работа с людьми, подготовка и принятие решений организационно-экономического и социального характера, контроль за их выполнением; под влиянием научно-технического прогресса и развития рыночных отношений содержание управленческого труда постоянно изменяется. Руководитель предприятия является организатором всей его производственной, финансово-экономической деятельности и несет за это полную ответственность.
Сфера деятельности специалистов - разработка и внедрение передовых технологий, современных форм организации труда и управления. Многие специалисты одновременно являются линейными руководителями цехов, участков, бригад; в связи с этим круг их обязанностей расширяется, а содержание труда обогащается. Они становятся непосредственно организаторами внедрения в производство передового опыта и научных достижений.
Технические исполнители заняты в основном сбором и обработкой информации, необходимой руководителям и специалистам. Их четкая и слаженная работа во многом обеспечивает большую эффективность работы управляющей системы.
Под научной организацией управленческого труда понимают процесс систематического совершенствования существующей его организации на основе широкого использования достижений науки и передового опыта. Это - сложный и многогранный процесс, имеющий инженерно-технические, экономические, социальные, психофизические аспекты. Основные из них:
разделение и кооперация труда работников управления (включая четкое определение круга обязанностей, прав и ответственности менеджеров, их положения в структуре управления);
нормирование управленческого труда, позволяющее правильно определить численность работников аппарата управления;
организация рабочих мест и обеспечение нормальных условий труда;
рациональное использование рабочего времени руководителей, введение эффективных правил внутреннего распорядка;
техника личной работы менеджеров (планирование работы, выработка решений система контроля за их выполнением, прием посетителей, проведение деловых совещаний, делопроизводство). (7)
35.
Управленческий труд – это специфический вид человеческой деятельности,
обособившийся в процессе разделения и кооперации общественного труда. Это
обособление является объективно необходимым условием развития не только
общественного производства, но и общества в целом. По сравнению с другими
видами труда в организации, управленческий труд обладает рядом
специфических особенностей, которые выражаются в его характере, цели,
предмете, результатах и используемых средствах.
Средствами управленческого труда являются организационная и
вычислительная техника, а уровень и полнота ее использования определяют
культуру и эффективность управления.
Параметры управленческого труда.
Цель – создание условий для достижения целей организации, координация и
согласование совместной деятельности работников организации.
Предмет – люди и их трудовая деятельность. Информация.
Средства – средства организационной и вычислительной техники, ЭВМ,
информация как средство связи.
Характеристика – умственный труд, сочетающий творческие, логические и
технические операции. Косвенно производительный труд. Работа с людьми.
Многообразие решаемых задач. Творческий характер.
Продукт - управляющее воздействие в форме управленческого решения.
Экономика управления производством раскрывается на основе анализа
управленческого потенциала, затрат на управление, характера управленческого
труда, эффективности управления.
Управленческий потенциал – это совокупность всех имеющихся ресурсов,
которые использует фирма. Он выступает в вещественно-материальной форме
(информация, её носители) и как интеллектуальный потенциал (уровень
квалификации, опыт, навыки, искусство руководителей-менеджеров).
Структуру затрат на управление составляют затраты на оплату труда
(заработная плата руководителей и специалистов, технического и
обслуживающего персонала, премии); затраты на технику управления (носители
информации и предметы управленческого труда, средства превращения обработки
информации и оснащения процессов управления, знания, условия труда и пр.);
затраты на организацию и обеспечение управления (подготовка и повышение
квалификации и кадров управления, мероприятия по совершенствованию
управления); затраты на накладные расходы (служебные командировки и
передвижения, почтово-телеграфные, телефонные и канцелярские затраты,
содержание легкового автомобиля).
Характер управленческого труда.
Продукт труда управленческих работников не имеет формы специфических
вещественных результатов. Конечным продуктом управленческого труда
считается совокупность управленческих решений и влияние, которое они
оказывают на объект управления. Специфика управленческого труда состоит в
том, что его результаты, как правило, отдалены во времени и пространстве от
момента и места его затрат. Они лишь в конечном итоге неотделимы от
результатов функционирования всей организации.
Управленческий труд имеет также свои специфические технологические особенности, которые заключаются в следующем:
1. Управленческий труд по отношению к конечным результатам производства носит опосредованный характер, т.е. данный вид труда не создает непосредственно потребительскую стоимость, а направлен на управление работниками, занятыми созданием материальных благ или оказанием услуг, и через них – вещественными элементами производства;
2. Этот труд, в основном, является специфически выраженным творческим, опыт и интуиция играют в нем весьма важную роль;
3. Сложность управленческого труда определяется, прежде всего, сложностью самих управленческих функций, степенью самостоятельности их выполнения и повторяемости отдельных элементов процесса труда, уровнем иерархии управления; управленческий труд требует высокого уровня организационных навыков, определяемых продолжительностью работы в аппарате управления и масштабами выполняемой работы.
В зависимости от характера и содержания труда управленческие работники подразделяются на руководителей, специалистов и технических исполнителей.
Эффективность управленческого труда – это соотношение ее полезного результата (эффекта) и объема использованных или затраченных для этого ресурсов. Формирование и реализация полезного эффекта управленческой деятельности выступает как длительный процесс, растянутый иногда на месяцы и даже годы. Оценить эффективность управления значительно сложнее, чем эффективность производства. Процесс управления можно разбить на отдельные этапы и операции, выделяя при этом взаимосвязанные между собой промежуточные (локальные) и конечные результаты деятельности органа управления в целом и его отдельных звеньев. Промежуточные результаты неодинаковы по своей значимости. Главные из них - обобщения, новые идеи, концепции, воплощенные в соответствующих решениях и планах. Кроме того, каждое звено управления, а также отдельные специалисты подготавливают для руководства разработки, нормативные и справочные материалы. Эти промежуточные результаты называются вспомогательными. Однако их качество во многом предопределяет результативность управления в целом и должно быть предметом соответствующего анализа и оценки.
- Ответы на вопросы к мдэ 2006/2007
- 1. Основные этапы развития страхового деля в России.
- Страхование в советский период
- 2. Экономическая природа и сущность страхования. Функции страхования. Виды страховых фондов.
- 3. Экономическое содержание личного и имущественного страхования.
- 4.Понятие риска.
- 5. Основы классификации страхования. Отрасли, подотрасли, виды и формы страхования.
- 6. Принципы обязательного и добровольного страхования.
- 7. Сущность и задачи построения страховых тарифов. Состав и структура тарифной ставки. Расходы на ведение дела как элемент тарифной ставки.
- 8. Методика построения тарифов по рисковым видам страхования. Расчет нетто- и брутто- ставки по имущественному страхованию.
- 9. Основы построения тарифных ставок по страхованию жизни. Таблицы смертности и средней продолжительности жизни, норма процента.
- 10. Методика построения единовременных нетто – ставок по страхованию на дожитие.
- 11. Методика построения единовременных нетто – ставок по страхованию на случай смерти.
- 12. Понятие коммутационных чисел. Методика расчета нетто-ставок через коммутационные числа.
- Билет13. Страхование в системе гражданского права. Страховое законодательство.
- 14. Договор добровольного страхования, его существенные и несущественные условия.
- Доходы от инвестиционной деятельности.
- 3. Прочие доходы ск:
- 16. Правила формирования страховых резервов. Технические резервы страховой компании.
- 17. Резервные фонды страховой компании. Правила размещения страховых резервов.
- 18. Предупредительная функция страхования и система мероприятий по уменьшению страхового риска. Классификация предупредительных мероприятий, источники их финансирования.
- 19. Перестрахование. Виды договоров перестрахования.
- Вопрос 20
- Вопрос 22
- Вопрос 24
- 27. Организация: понятие, виды, цели, миссия
- 3. Система управления подразделениями, ориентированная на потребителя.
- 30. Стили управления.
- 32. Организационный менеджмент: содержание и цели.
- 36.Основные управленческие технологии
- Билет 36. Технологии менеджмента
- 37.Научные подходы в менеджменте.
- 38.Научные подходы к управлению организацией:
- 39. Процесс принятия управленческих решений
- 40.Планирование деятельности фирмы. Виды планов.
- 41. Бизнес-план
- 42.Мотивация, сущность и концепции.
- 43. Виды коммуникаций и их роль
- 44.Структура менеджмента
- 46. Требования к менеджерам страховой компании.
- 49.Лидерство как инструмент руководства менеджера.
- 4. Теории харизматическых качеств лидера.
- 50.Управление конфликтной ситуацией.
- 51. Маркетинг ск.
- 52. Финансовые отношения страховой компании
- 53. Структура и потоки финансовых ресурсов страховой компании.
- 54. Движение денежных средств в ск
- 55. Финансовые операции страховых компаний
- 58. Классификация задач менеджмента финансов
- 59.Мотивация персонала в страховых компаниях
- 61. Проблемы развития организации страховой компании. 60. Понятие эффективной организации страховой компании
- 63. Виды активов, принимаемых в покрытие страховых резервов
- 64.Финансовый результат ск.
- Вопрос 66
- 67. Механизм формирования прибыли страховой организации
- 70. Финансовый потенциал страховой компании.
- Вопрос 71. Аудит страхования: Цели и задачи.
- Вопрос 72. Риски страховой организации и финансовые источники их покрытия
- 74. Принципы инвестиционной деятельности страховщика
- 75.Оплата труда страховых работников