Деловые игры
11.4. Пройдите все этапы предлагаемых ситуаций. 1. «Получение банковского кредита»
Банковское кредитование — это отношения между кредитором и заемщиком по предоставлению первым последнему определенной суммы денежных средств на условиях платности, срочности, возвратности и целевого использования.
Банковский кредит — это ссуда, которую банк предоставляет юридическому/физическому лицу с целью финансирования кратковременных или долговременных потребностей этого лица.
Заемщик берет кредит с целью:
создания нового производства, в том числе покупки или модернизации оборудования;
покрытия внезапно возросших издержек производства;
пополнения оборотных средств;
финансирования сезонных потребностей организации;
финансирования временно возросшего количества товарно-материальных ценностей;
финансирования временно возросшего объема дебиторской задолженности;
финансирования уплаты налогов;
финансирования покрытия неординарных и достаточно крупных издержек и т.д.
Технология кредитной операции при банковском кредитовании — это процедура рассмотрения просьбы клиента о получении кредита и принятия решения, заключения кредитного договора, выдачи и погашения кредита, осуществление контроля над полнотой и своевременностью его возврата.
Цель проведения игры — приобретение ее участниками знаний и навыков, необходимых для определения потребности заемщика в дополнительных денежных средствах, подготовке документов, оформляемых при получение банковского кредита, осуществления процедуры принятия решения по выдаче кредита.
Итак, в ходе деловой игры ее участники:
производят расчеты для определения потребности организации в заимствовании денежных средств и ее возможностей возврата кредита;
определяют рациональность предоставления кредита;
получают навыки оформления документов, необходимых для получения кредита;
участвуют в принятии решений по выдаче кредита.
Этап 1. Формирование творческих групп. Инструктаж участников деловой игры.
На этом этапе руководитель игры в зависимости от численности участников формирует от четырех до шести творческих групп и объясняет им:
цели проведения деловой игры и задачи, которые участникам предстоит решить на каждом ее этапе;
процедуры проведения игры;
результаты, которые должны быть получены на каждом этапе деловой игры;
— критерии оценки результатов и работы участников. Каждая такая команда выбирает из своего состава руководите ля группы, в обязанности которого входит:
— общее руководство командой в процессе деловой игры;
164
165
вовлечение в процесс проведения деловой игры каждого члена группы;
инструктаж отдельных членов группы;
обеспечение четкого взаимопонимания членов творческой группы;
получение высоких результатов творческой группой в процессе деловой игры.
Этап 2. Определение потребности заемщика в кредитах.
По решению руководителя игры определение потребности заемщика в кредитах может быть осуществлено в двух вариантах.
При первом варианте потребность заемщика в кредитах определяется как потребность в денежных средствах для реализации бизнес-плана по созданию или развитию организации.
Бизнес-план может разрабатываться творческой группой самостоятельно методом «мозгового штурма», подготавливаться в качестве домашнего задания либо предоставляться руководителем игры.
В задачу творческих групп входит:
определение потребности заемщика в денежных средствах для реализации бизнес-плана;
выявление источников получения денежных средств;
определение возможности получения коммерческого (расчетного) кредита;
определение размеров необходимого денежного банковского кредита;
составление графика возврата кредита.
При втором варианте потребность в заемном финансировании определяется на основе анализа имеющихся у заемщика денежных средств и показателей баланса. В этом случае руководитель игры предоставляет каждой творческой группе бухгалтерские балансы заемщика на несколько отчетных дат, которые позволяют рассчитывать денежные потоки заемщика.
Этап 3. Подготовка документов, необходимых для получения кредита.
Участники деловой игры по группам подготавливают:
заявку на получение кредита;
сведения, предоставляемые заявителем для получения кредита;
расчет денежных потоков заемщика.
бухгалтерский баланс (может также представляться руководителем или ведущим игры).
Образцы заявки на получение кредита и перечня сведений, предоставляемых для получения кредита, приведены ниже.
166
П осле сбора необходимых документов творческая группа готовит тезисы доклада, с которым ее представитель должен выступить на заседании кредитного комитета банка.
Этап 4. Анализ документов, предоставленных для получения кредита, и подготовка рекомендаций к заседанию кредитного комитета.
Каждая группа участников игры, исполняя роль сотрудников кредитного отдела, должна проанализировать документы, представленные другой группой для получения кредита, и подготовить по ним свои рекомендации для кредитного комитета.
С этой целью участники игры обмениваются составленными документами согласно рис. 11.1.
Рис. 11.1. Порядок обмена творческих групп документами
Каждая творческая группа заслушивает доклад представителя группы, документы которой рассматриваются, и анализирует их. Творческая группа на своем заседании:
анализирует сферу деятельности заявителя и его финансовое состояние;
уточняет целевое назначение кредита;
анализирует финансовое состояние организации;
определяет обеспеченность кредита залогом;
выясняет, способен ли заявитель вернуть кредиты;
рассчитывает доходность кредитования;
подготавливает все заключения для кредитного комитета;
определяет докладчика для представления заявки для получения кредита на заседании кредитного комитета.
Этап 5. Принятие решения о выдаче кредита.
На данном этапе деловой игры имитируется заседание кредитного комитета, на котором принимаются решения о выдаче кредита или об отказе в его выделении.
Кредитный комитет формируется путем делегирования в него по одному представителю из каждой творческой группы. Роль председателя кредитного комитета исполняет руководитель игры, который ведет заседание.
167
На своем заседании кредитный комитет:
рассматривает заявки на получение кредитов;
изучает заключение кредитного отдела;
принимает решение о выдаче кредитов с учетом степени их доходности для банка и имеющихся у банка ресурсов.
С представлением заявки по кредитам выступает участник той творческой группы, которая рассматривала ее на предыдущем этапе деловой игры.
Заседание кредитного комитета проводится в присутствии всех игроков, которые, однако, лишены возможности принимать участие в его заседании.
Решение кредитного комитета о выдаче или об отказе в выдаче кредита принимается большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимает председатель комитета.
Этап 6. Подведение итогов игры. По окончании деловой игры учащиеся обсуждают ее итоги, делают замечания по процессу ее проведения и вносят предложения по совершенствованию подобного рода заданий.
Руководитель игры подводит итоги игры и оценивает работу творческих групп и отдельных участников.
Примерная форма заявки на получение кредита
«_» 200_г. .
Н аименование организации
Ю ридический адрес
Почтовый адрес
Контактный телефон Факс
ФИО руководителя
ФИО главного бухгалтера
№ рублевого расчетного счета, в Банке
№ валютного счета, в Банке
Цель получения кредита
Сумма и валюта запрашиваемого кредита
168
Окончание Срок кредита
Запрашиваемая процентная ставка
П редполагаемое обеспечение кредита
(залог валютных средств, депозита, ТМЦ, поручительство, гарантия банка и т.д.)
Размер кредиторской задолженности по ранее заключенным договорам перед банком
Перед другими банками
(ФИО и должность лица, подавшего заявку) (подпись)
Кредитная заявка должна быть оформлена на бланке организации (либо на листе, заверенном ее печатью) и содержать подписи лиц, уполномоченных на заключение кредитной сделки.
Кредитная заявка, как правило, предоставляется в операционное подразделение банка, в секретариат банка либо непосредственно в кредитное подразделение.
Сведения, предоставляемые соискателем кредита
1. Сведения о соискателе:
продукция и виды услуг, которые соискатель предлагает на рынке;
основные финансово-экономические характеристики соискателя (валюта баланса, объемы продаж, среднемесячные поступления на счета, доля соискателя на рынке, себестоимость продукции, уровень цен на продукцию заявителя и его ценовая политика);
структура кооперации заемщика (основные поставщики и покупатели);
способы реализации продукции (услуг) заявителя.
2. Сведения об испрашиваемом кредите:
назначение кредита;
условия предоставления кредита (вид кредита, сумма, график предоставления, сроки, проценты);
источники погашения, график погашения;
вид кредитного обеспечения, предлагаемого соискателем;
169
ликвидность обеспечения (является ли соискатель собственником закладываемого имущества);
необходимость в получении разрешения какого-либо органа для юридического оформления обеспечения;
способ оценки имущества;
способ хранения имущества, характеристика издержек хранения в период действия кредитного договора;
другие ликвидные активы, которыми располагает соискатель, и которые могут служить обеспечением кредита.
3. Взаимоотношение с другими банками:
клиентом каких банков является соискатель;
обращался ли он за кредитом в другой банк (другие банки);
имеет ли соискатель опыт работы с данным банком;
каков общий опыт работы соискателя на рынке кредитных ресурсов (наличие непогашенных, просроченных кредитов, дисциплина исполнения условий кредитных договоров).
2. «Конкурс на замещение вакантной должности начальника кредитного отдела банка*
Цель игры состоит в приобретении ее участниками знаний и навыков по формированию функций кредитного отдела банка, а также должностных обязанностей его начальника, отработке коммуникативных навыков при проведении процедуры отбора кандидатов на вакантную должность.
Этап 1. Инструктаж участников игры. Формирование творческих групп.
Руководитель игры информирует ее участников о целях игры, определяет уровень их знаний в области организации управления банком, в том числе кредитным отделом, и на этой основе формирует группы.
Этап 2. Участники деловой игры методом мозгового штурма формулируют функции кредитного отдела банка и на этой основе определяют должностные обязанности его руководителя (начальника).
Сформулированные функции кредитного отдела и должностные обязанности его начальника обсуждаются на дискуссии, на которой выступают с докладами руководители творческих групп.
Количество групп должно быть на одну больше, чем участников игры в группе. Минимальное количество участников в группе — четыре.
170
Допустим вариант перевода данного этапа в подготовительный: руководитель группы может попросить выполнить его в качестве домашнего задания.
Затем результаты выполнения .задания обсуждаются на общем совещании под руководством руководителя игры, который должен обеспечить получение общего итогового перечня функций кредитного отдела и должностных обязанностей его начальника.
Этап 3. Собеседование с кандидатами на вакантную должность начальника кредитного отдела. Резюме специалиста на указанную вакансию готовят участники игры в составе творческих групп.
Каждая творческая группа исполняет роль правления, на заседании которого происходит собеседование, оценивается и принимается аргументированное решение о найме одного из кандидатов на работу.
При наличии пяти творческих групп по четыре участника каждая из них рассматривает по четыре резюме и проводит собеседование с четырьмя представителями других групп и определяет наиболее подходящего кандидата. Таким образом, все игроки исполняют роль и соискателя должности, и члена правления, участвующего в обсуждении кандидатуры потенциального работника.
Приведем вопросы, которые могут быть заданы соискателям на собеседовании.
Почему вы выбрали именно эту профессию?
Почему вы откликнулись именно на наше предложение?
Что именно вы знаете о нашем банке?
Как вы поступите, если... (описывается внештатная ситуация, например, невозврат кредита, который не был обеспечен залогом)?
Как вы можете себя охарактеризовать?
Почему вы выбрали именно такую карьеру?
Что вы считаете нужным сообщить о себе?
Каковы ваши сильные и слабые стороны?
Каковы ваши интересы вне работы?
10. Какую работу вы не любите больше всего? И. Какого рода достижения и результаты работы доставляют вам наибольшее удовлетворение?
Какая ваша самая серьезная ошибка?
Хотели бы вы что-то изменить в прошлом?
Что вам нравилось и что не нравилось в прежней работе?
Расскажите о своем образовании опыте в данной сфере.
Каковы ваши цели в жизни?
На какую заработную плату вы рассчитываете?
171
3. «Долговая расправа»
Невозврат заемных денежных средств — серьезная проблема для кредитных организаций.
Цель настоящей игры состоит в приобретении ее участниками определенных знаний и навыков по организации возврата заемных средств. Выполняя задания, учащиеся попеременно выступают то в роли кредиторов, то в роли должников.
Этап 1. Инструктаж участников игры. Формирование творческих групп.
Преподаватель информирует участников о целях игры, определяет уровень их знаний в области организации кредитного процесса и на этой основе формирует от четырех до шести групп.
В процессе деловой игры ее участники попеременно исполняют роли кредиторов и должников.
Задание состоит из двух взаимосвязанных этапов:
обсуждения проблемы возврата долгов;
тренинга по возврату долгов.
Этап 2. Обсуждение проблемы возврата долгов.
Участники игры в составе групп изучают и обсуждают материалы, представленные руководителем, которые посвящены работе банка с просроченными кредитами. Обсуждение должно проходить свободно, и желательно, чтобы в ходе дискуссии выступило как можно больше участников игры.
Э тап 3. Тренинг по возврату долгов.
В процессе тренинга две (три) творческие группы получают описание ситуации невозврата кредитов юридическими лицами, а две (три) других группы — описание ситуаций невозврата кредита физическими лицами.
Игроки должны методом мозгового штурма разработать алгоритм действий по возврату выданных кредитов.
При обсуждении разработанных рекомендаций должны быть определенны:
самые простые решения;
наиболее сложные решения;
фантастические и нереальные;
наиболее реальные.
Участники игры в процессе группового обсуждения должны определить способы, которыми могут воспользоваться недобросовестные должники, чтобы уйти от уплаты задолженности. Затем представители групп дают всем игрокам свои рекомендации, а преподаватель знакомит участников с работой коллекторских агентств,
172
специализирующихся на возврате мелких проблемных кредитов физических лиц.
При подведении итогов руководитель игры отмечает наиболее интересные и эффективные решения групп по возврату долгов.
Для проверки базовых знаний студентов по данной теме может быть проведена контрольная работа, в рамках которой учащимся будет задан ряд вопросов.
Чем отличаются заем и кредит? Какова экономическая и правовая природа банковского кредита?
Что такое кредитная политика коммерческого банка, как она формируется и реализуется?
Какие критерии принято использовать при классификации кредитов на те или иные виды?
Как принято разделять кредиты по срочности?
Какие основные виды кредитов выдают сейчас российские банки?
Какие подразделения банка являются основными в кредитном процессе?
Каковы главные внутрибанковские документы, на основе которых организуется кредитный процесс?
Какие счета может открыть банк предприятию-заемщику?
Каковы технологии заключения кредитной сделки (последовательность основных процедур)?
Что включает в себя кредитная документация, которую ведет банк?
Какие требования предъявляют банки к кредитной заявке?
Каким должно быть содержание ТЭО испрашиваемого кредита?
Какие документы требует банк от клиента, запрашивающего кредит?
Каковы основные разделы и содержание кредитного договора?
Какова природа банковского процента, от каких факторов зависит ее величина, как она рассчитывается?
Что такое кредитный риск и какие факторы влияют на его величину?
Как классифицируются кредиты по степени рискованности?
Что понимается под кредитным портфелем банка и как оценивается качество такого портфеля?
Какими методами можно добиваться уменьшения кредитных рисков и/или их негативных последствий?
Что такое кредитоспособность заемщика и чем она отличается от его платежеспособности?
173
Какие основные способы оценки кредитоспособности клиентов применяют коммерческие банки?
Каковы источники возврата кредитов?
Какие существуют способы возврата кредитов? Какие из них можно считать наиболее действенными в современных российских условиях?
- Тема 1
- Формирование и развитие б анковской системы россии
- Задания
- Проблемные вопросы
- Центральный банк. Банк россии
- Задания
- 3.1. Подберите каждому термину соответствующее определение, совместив левую часть таблицы (цифра) и правую (буква).
- Проблемные вопросы
- С оздание и организация деятельности коммерческого банка1
- Задания
- З адачи
- Упражнения
- Деловые игры
- Правильные ответы
- 8. Стратегия обороны и укрепления (оборонительная стратегия)
- Тема 5 собственный капитал коммерческого банка
- Задание
- 5.1. Подберите каждому термину соответствующее определение, совместив левую часть таблицы (цифра) и правую (буква).
- Проблемные вопросы
- Задания
- 6.1. Подберите каждому термину соответствующее определение, совместив левую часть таблицы (цифра) и правую (буква).
- Д еловая игра
- Задания
- 7.1. Подберите каждому термину соответствующее определение, совместив левую часть таблицы (цифра) и правую (буква).
- Проблемные вопросы
- Тема 8 активные операции коммерческих банков
- Задания
- 8.1. Подберите каждому термину соответствующее определение, совместив левую часть таблицы (цифра) и правую (буква).
- Упражнение
- Ситуационные задачи
- Доходы, расходы и прибыль коммерческого банка
- З адания
- 9.1. Подберите каждому термину соответствующее определение, совместив левую часть таблицы (цифра) и правую (буква).
- 1. Источниками доходов банка являются:
- Деловая игра
- Проблемные вопросы
- Тема 10
- Деловая игра
- 10 Правил пластиковой безопасности
- Проблемные вопросы
- Кредитные операции коммерческого банка
- Задания
- 11.1. Подберите каждому термину соответствующее определение, совместив левую часть таблицы (цифра) и правую (буква).
- Деловые игры
- Ситуационные задачи
- П роблемные вопросы
- Тема 12 операции банка с ценными бумагами
- Задания
- 12.1. Подберите каждому термину соответствующее определение, совместив левую часть таблицы (цифра) и правую (буква).
- Задания
- Тема 14
- Банковские риски.
- Нормативы банковской
- Деятельности
- Задания
- 14.1. Подберите каждому термину соответствующее определение, совместив левую часть таблицы (цифра) и правую (буква).
- Проблемные вопросы
- Надзор и воздействие регулирующих органов
- Задания
- 15.1. Подберите каждому термину соответствующее определение, совместив левую часть таблицы (цифра) и правую (буква).
- 15.5. Предложите свои решения.
- Проблемные вопросы
- Тема 16 банковские кризисы. Антикризисное управление в банке
- Проблемные вопросы
- Тема 17 реорганизация. Ликвидация нежизнеспособных банков
- Задания
- 17.1. Подберите каждому термину соответствующее определение, совместив левую часть таблицы (цифра) и правую (буква).
- Проблемные вопросы